76RS0010-01-2023-000173-75 мотивированное решение
Дело №2- 515/2023 изготовлено 20.04.2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2023 года г.Ростов, Ярославская область
Ростовский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего: судьи Захаровой С.И.,
при секретаре Крепышевой А.Н.,
с участием помощника Ростовского межрайонного прокурора Сухининой Т.А.,
представителя ГБУЗ ЯО «Ростовская центральная районная больница» Овечкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове Ярославской области гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту здравоохранения Ярославской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Ростовская центральная районная больница», Департаменту финансов Ярославской области об обеспечении оснащения Сулостского фельдшерско-акушерского пункта,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный прокурор Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, Ростовской ЦРБ о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить оснащение Сулостского ФАП в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 года № 543н, а именно: электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным; автоматическим дефибриллятором, сейфом для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества, щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачным, амагнитным, тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, федерального законодательства в сфере здравоохранения было установлено, что структурным подразделением Ростовской ЦРБ – Сулостского ФАП, расположенным в <адрес>, оказывается первичная доврачебная медико-санитарная помощь населению в амбулаторных условиях, однако данный пункт не оснащен необходимым медицинским оборудованием.
Судом в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Ярославской области.
В судебном заседании помощник прокурора Сухинина Т.А. заявленные требования поддержала по доводам, указанным в иске.
Представитель ответчика - Департамента здравоохранения Ярославской области в суд не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом.
От представителя по доверенности Рожковой А.Л. поступил письменный отзыв, в котором указывается на то, что Департамент осуществляет распоряжение денежными средствами в соответствии с установленными лимитами по согласованию с Департаментом финансов Ярославской области. Вместе с тем, в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» в регионе постановлением Правительства области от 15.12.2020 № 966-п утверждена региональная программа «Модернизация первичного звена здравоохранения Ярославской области на 2021-2025 годы», в ходе реализации которой запланировано проведение в 2022-2024 года модернизации медицинских организаций, включающих оснащение амбулаторий Ростовской ЦРБ.
Представитель ответчика - ГБУЗ ЯО «Ростовская центральная районная больница» - главный врач Овечкина Н.А. в судебном заседании возражений по заявленным требованиям прокурора не имела.
Представитель ответчика -Департамента финансов Ярославской области в суд не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом. Ранее, в ходе рассмотрения дела, директором департамента А.Н. Долговым был представлен письменный отзыв, в котором он указал, что считает Департамент финансов Ярославской области ненадлежащим ответчиком, сообщив, что в областном бюджете на 2023 год в рамках укрепления материально-технической базы медицинских организаций на приобретение медицинского оборудования, модульных конструкций, проведение капитального ремонта за счет средств федерального и регионального бюджетов предусмотрено более <данные изъяты>. Оснащение медицинских организаций осуществляется в основной по региональной программе «Модернизация первичного звена здравоохранения Ярославской области», на реализацию которой в 2023-2024 годах предусмотрено по <данные изъяты>, в 2025 <данные изъяты>, в том числе на приобретение оборудования в 2023 году – <данные изъяты>, в 2024 году – <данные изъяты>, в 2025 году – <данные изъяты>. В 2023 году дополнительно к средствам софинансирования федеральной субсидии на приобретение оборудования для новых модульных ФАП по региональной программе выделено <данные изъяты>., на удорожание стоимости модульных ФАП <данные изъяты> за счет средств областного бюджета. Всего в 2023-2025 г.г. планируется приобрести около 1,4 тыс. единиц оборудования. В рамках региональной программы ГБУЗ ЯО «Ростовская центральная районная больница» на приобретение оборудования в 2023 году было выделено <данные изъяты>. Вопрос о выделении средств на оснащение Сулостского ФАПав соответствии со стандартами оказания медицинской помощи будет рассмотрен при последующих уточнениях областного бюджета.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 4, 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323)
установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья. Основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
доступность и качество медицинской помощи.
Статьей 10 данного закона определено, что доступность и качество
медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской
помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, а также Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (далее Положение, Правил).
Согласно п.п. 2,5,9,10 Положения организация оказания первичной медико - санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня фактов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению. Она организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Фельдшерско-акушерский пункт (далее – ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее – доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских пунктах. Его оснащение осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 15.0.52012 № 543н.
В силу п. 11 Правил основными задачами ФАПа являются, в том числе: диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний, травм, отравлений по назначению врача; организация патронажа детей и беременных женщин; осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства.
Стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), указанным в Приложении № 14, определено оснащение, в том числе: электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным; автоматическим дефибриллятором; сейфом для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачным, амагнитным; тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления.
Установлено, что ФАП <адрес> не оснащен указанным оборудованием.
Отсутствие этого нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на охрану здоровья, доступность и качество медицинской помощи, в том числе экстренной, нарушение принципа соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этим гарантий, установленных п.1 ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах заявленные требования обоснованны.
В соответствии с Положением о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области № 52 от 20.03.2008, названный департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения. В своей деятельности департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области и настоящим Положением.
Департамент организует оказание населению Ярославской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, функционально подчиненных департаменту (пункт 3.1.1.2.). Создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (пункт 3.1.1.5.). Организует осуществление мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Ярославской области (пункт 3.1.1.7.). Организует осуществление мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 3.1.1.8.). Реализует мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико- санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах (пункт 3.1.1.10.). Осуществляет функции и полномочия учредителя функционально подчиненных департаменту государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области (пункт 3.2.3). Департамент является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета. Департамент организует и осуществляет исполнение бюджета Ярославской области в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5.5.).
В силу этого обязанность обеспечения ФАПа необходимым оборудованием лежит на Департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области и ГБУЗ ЯО «Ростовская ЦРБ».
Таким образом, исковые требования к указанным ответчикам подлежат удовлетворению, в исковых требованиях к Департаменту финансов Ярославской области должно быть отказано.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, характера действий, надлежащих выполнить, суд считает возможным установить ответчикам срок исполнения решения - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Ростовского межрайонного прокурора:
Обязать Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (ИНН 7604044726) и ГБУЗ ЯО «Ростовская ЦРБ» (ИНН 7609028319) в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить оснащение Сулостского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в <адрес>, в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 года № 543н, а именно: электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным; автоматическим дефибриллятором, сейфом для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества, щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачным, амагнитным, тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд <адрес> в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.И.Захарова