Дело №2-1730/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казариной И.В.
при секретаре Штурба В.А.
с участием представителя истца Витер Л.В.
представителя третьего лица ООО «Миранда-Медиа» ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИСТЕЦ к Государственному казенному учреждению города Севастополя «Севастопольское лесничество», Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, ООО «Миранда-Медиа», Правительство г. Севастополя об установлении границ земельного участка и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка,
установил:
ИСТЕЦ обратился в суд с иском, в котором просил установить границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый №, исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером №
В обоснование заявленных требований истцом указано, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений ( приусадебный участок). Границы земельного участка установлены, сведения об описании местоположения границ земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН). При обращении на электронный ресурс Росреестра «Публичная кадастровая карта» истец обнаружил наложение границ принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка № площадью 6551065+/- 900 кв.м., по адресу: г. Севастополь, внутригородское муниципальное образование <адрес>, <адрес> Чернореченского участкового лесничества. Согласно заключению специалиста ООО «Офкадин» ранее учтенный земельный участок истца полностью накладывается и входит в образованный в 2016 году земельный участок №, в связи с чем истец лишен возможности использования земельного участка с его целевым назначением с видом разрешенного использования, ввиду чего проси суд исключить из ЕГРН сведения о земельном участке №, установив границы земельного участка истца в представленной суду системе координат.
В судебном заседании представитель истца Витер Л.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГКУ города Севастополя «Севастопольское лесничество» направил в суд возражения, в которых указал, что ответчиком по иску должен являться смежный землепользователь. Ответчику данный земельный участок не принадлежит, в связи с чем просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований к ГКУ города Севастополя «Севастопольское лесничество».
Представитель третьего лица ООО «Миранда-Медиа» пояснил, что их права при установлении границ земельного участка в заявленных координатах нарушены не будет, ввиду чего не возражала против удовлетворения исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец ИСТЕЦ на основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № является собственником земельного участка, общей площадью 1000 кв.м., г. Севастополь, <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений ( приусадебный участок), что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок Серии ЯЗ №.
ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Раннее присвоенный кадастровый №, в настоящее время кадастровый №.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Следовательно, право собственности истца на земельный участок возникло до введения на территории города Севастополя в действие законодательства Российской Федерации и на сегодняшний день является юридически действительным.
Как следует из выписки из ЕГРН, земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, квартал <адрес> Чернореченского участкового лесничества с кадастровым номером: №, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное свидетельствует о том, что земельный участок, принадлежащий истцу, поставлен на кадастровый учет ранее постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, что свидетельствует о том, что при постановке указанного земельного участка на кадастровый учет и определении его границ не были учтены границы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка истца.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 26.07.2023г земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности города Федерального значения Севастополь и ДД.ММ.ГГГГ передан в аренду ООО «Миранда-медиа». Срок действия аренды с ДД.ММ.ГГГГ составляет 49 лет.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, что предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещения (часть 2 статьи 8 Закона).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя является исполнительным органом государственной власти Севастополя, осуществляющим в числе прочего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, на территории города Севастополя в рамках переданных по Соглашению, заключенному между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Правительством Севастополя от 11 октября 2016 г., утвержденному распоряжениями Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 № 2433-р, а также в соответствии с Положением об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 19.01.2017 № 23-ПП.
В силу положений статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочего являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (п.5 ст. 15 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 23 Закона №5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя». Согласно пункту 1.1. Положения Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Аналогичные полномочия закреплены за Департаментом Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП.
Из заключения специалиста ( кадастрового инженера) ООО «Офкадин» №-Б от 25.05.2023г следует, что в результате исследования кадастровым инженером выявлено пересечение земельных участков с кадастровыми номерами № по адресу: г. Севастополь, внутригородское муниципальное образование Балаклавский муниципальный округ, <адрес>, земельный участок 36 и №, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, <адрес> Чернореченского участкового лесничества. При этом площадь пересечения составляет 1000 кв.м.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации).
Установлено, что образование (формирование) земельного участка с кадастровым номером № по адресу: г. Севастополь, внутригородское муниципальное образование Балаклавский муниципальный округ, <адрес>, земельный участок 36 было произведено раньше ( в 2009 году), чем образование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, <адрес> Чернореченского участкового лесничества ( в 2016 году).
Частью 10 статьи 22 Закона о регистрации предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Ввиду установления пересечения границ между земельными участками, исходя из заключения кадастрового инженера следует установить границы земельного участка № по адресу: г. Севастополь, внутригородское муниципальное образование Балаклавский муниципальный округ, <адрес>, земельный участок №, согласно сведениям ЕГРН в системе координат СК-6 в следующих координатах:
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
И исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, <адрес> Чернореченского участкового лесничества в месте пересечения данного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером № по адресу: г. Севастополь, внутригородское муниципальное образование Балаклавский муниципальный округ, <адрес>, земельный участок № в следующих координатах:
№п/п |
Координаты | |
Х |
Y | |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
На основании ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4 статьи 212 ГК РФ).
Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) под ошибками, содержащимися в ЕГРН, понимаются:
техническая ошибка в записях - техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН;
реестровая ошибка - воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
В силу положений части 1 и части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ исправление регистрирующим органом как технической ошибки в записях, так и реестровой ошибки, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно части 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено наличие реестровой ошибки в местоположении характерных точек границ земельного участка, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, г.Севастополь <адрес>, квартал 5, <адрес> Чернореченского участкового лесничества, площадью 6604455 кв.м., с чем представитель третьего лица ООО «Миранда-Медиа» ( арендатор) согласился.
При таких обстоятельствах исковые требования ИСТЕЦ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
исковые требования ИСТЕЦ удовлетворить полностью.
Признать реестровой ошибкой пересечение границ земельных участков с кадастровым номером № и земельным участком с кадастровым номером №.
Установить границы земельного участка № по адресу: г. Севастополь, внутригородское муниципальное образование Балаклавский муниципальный округ, <адрес>, земельный участок №, согласно сведениям ЕГРН в системе координат СК-63 в следующих координатах:
№п/п |
Координаты | |
Х |
Y | |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, <адрес> Чернореченского участкового лесничества в месте пересечения данного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером № по адресу: г. Севастополь, внутригородское муниципальное образование Балаклавский муниципальный округ, <адрес>, земельный участок 36 в следующих координатах:
№п/п |
Координаты | |
Х |
Y | |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
КООРДИНАТЫ |
Решение является основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером № в части сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом установления границ земельного участка с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2023 года.
Судья Балаклавского
Районного суда г. Севастополя И.В. Казарина