Дело № 2-1288/23
Мотивированное решение
составлено 26.05.2023
УИД 25RS0002-01-2023-000544-79
Решение
Именем Российской Федерации
19 мая 2023 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего Н.С. Юсуповой при ведении протокола секретарем Я.В. Руренко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц и субъектов РФ - Приморского края к Правительству Приморского края, Фонду Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края (третьи лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, Клепцов Михаил Александрович) о признании незаконным решения конкурсной комиссии, оформленное протоколом, признании незаконным протокола заседания правления Фонду Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», прекращении трудового договора,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц и субъектов РФ - Приморского края с указанным иском. В обоснование требований указал, что для обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан, на основании требований ст.ст. 167, 168 ЖК РФ принят Закон Приморского края от 07.08.2013 № 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае». В рамках реализации полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, ст. 167 ЖК РФ, п. 7 ст. 2 Закона № 227-КЗ, распоряжением Администрации Приморского края от 20.08.2013 № 270-ра в Приморском крае создан региональный оператор – Фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края». В соответствии с п. 1.4 Устава Фонда, утвержденного протоколом Правления Фонда от 15.11.2019 № 36, учредителем регионального оператора является Приморский край, права учредителя осуществляет Администрация Приморского края (с 01.01.2020 - Правительство Приморского края). На основании приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края от дата № объявлен конкурс на замещение должности руководителя регионального оператора - генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края». В рамках указанного Конкурса поданы 3 заявки от кандидатов: Клепцова М.А., ФИО3, ФИО4. Конкурс на замещение должности руководителя регионального оператора Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» проведен в три этапа. На первом этапе конкурса конкурсной комиссией по проведению конкурса по отбору кандидата на замещение должности руководителя регионального оператора - генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» проведен анализ представленных кандидатами заявлений и документов на предмет их соответствия требованиям, установленным Жилищным Кодексом РФ, обязательным квалификационным требованиям, по результатам которого допущены все 3 кандидата. Второй этап конкурса предусматривал квалификационный экзамен (тестирование на знание законодательства) претендентов, допущенных к участию в конкурсе, который успешно пройдет всеми 3 кандидатами. На третьем этапе конкурса проведено собеседование кандидатов с членами конкурсной комиссии. В соответствии протоколом от 20.05.2022 № № по итогам конкурсного отбора конкурсной комиссией победителем признан Клепцов М.А., прошедший три этапа конкурса и набравший из трех претендентов максимальное количество баллов. 31.05.2022 правлением Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» принято решение о назначении Клепцова М.А. генеральным директором Фонда, оформленное протоколом от 31.05.2022 №. 31.05.2022 Председателем правления Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» ФИО5 с Клепцовым М.А. заключен трудовой договор.
Прокуратурой Приморского края проведена проверка соблюдения требований законодательства при проведении конкурсного отбора на замещение должности руководителя регионального оператора Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края».
В ходе проведенной прокуратурой края проверки установлено, что Клепцов М.А. имеет 7 лет 6 месяцев стажа работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, опыт работы на руководящих должностях 2 года.
Как указано прокурором, Клепцов М.А. не подлежал назначению на должность генерального директора Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», поскольку достаточного опыта работы на руководящих должностях не имел.
По данному факту прокуратурой края в Правительство края 20.07.2022 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, 2 лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Правительством края указанные в представлении прокуратуры края от 20.07.2022 нарушения фактически не устранены. Клепцов М.А. продолжает занимать должность генерального директора Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края». Считает, что указанные факты свидетельствуют о нарушении процедуры проведения указанного конкурса, в связи с чем решение конкурсной комиссии о признании Клепцова М.А. победителем Конкурса, решение Правления Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» о назначении Клепцова М.А. генеральным директором Фонда, оформленные протоколами от 20.05.2022 № № от 31.05.2022 №, являются незаконными и подлежат отмене, а трудовой договор с генеральным директором Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» подлежит расторжению на основании п. 11 ч. 1 ст. 77, абз. 7 ст. 84 ТК РФ. Просил признать незаконным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидата на замещение должности руководителя регионального оператора - генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» о признании Клепцова Михаила Александровича победителем конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора – генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», оформленное протоколом № от 20.05.2022; признать незаконным протокол заседания правления Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» от 31.05.2022 №; расторгнуть трудовой договор от 31.05.2022, заключенный председателем правления Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» ФИО5 с Клепцовым Михаилом Александровичем, на основании п. 11. ст.;77, абз. 7 ст. 84 ТК РФ с соблюдением требований, установленных ТК РФ.
В ходе рассмотрения дела, исковые требования были уточнены, прокурор просил признать незаконным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидата на замещение должности руководителя регионального оператора - генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» о признании Клепцова Михаила Александровича победителем конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора – генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», оформленное протоколом № от 20.05.2022; признать незаконным протокол заседания правления Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» от 31.05.2022 №; прекратить трудовой договор от 31.05.2022, заключенный председателем правления Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» ФИО5 с Клепцовым Михаилом Александровичем, на основании п. 11. ст. 77, абз. 7 ст. 84 ТК РФ с соблюдением требований, установленных ТК РФ (л.д. 163-165).
Прокурор Куприянова Т. А. в судебном заседании поддержала заявленные уточненные исковые требования. Представила дополнительные письменные пояснения, в которых указала, что в соответствии со ст. 178.1 ЖК РФ, приказа Минстроя России от дата № утверждены обязательные квалификационные требования к руководителю, квалификационные требования к руководителю, кандидату на должность руководителя специализированной некоммерческой организации, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В соответствии с разделом 4 закона Приморского края от 16.05.2007 № 62-КЗ «О реестре должностей государственной гражданской службы Приморского края и о денежном содержании государственных гражданских служащих Приморского края», приказом Минвостокразвития России от 18.06.2015 № 101 должность заместителя начальника отдела в Департаменте, в перечне должностей органов исполнительной власти Приморского края, которую ранее занимал истец, отнесена к категории «специалисты». На момент подачи заявки на участие в конкурсе на замещение должности руководителя регионального оператора Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» опыт работы Клепцова М. А. на руководящих должностях не превышал 2 лет. Соответственно, заключение трудового договора по результатам конкурсного отбора с Клепцовым М. А., не соответствующего обязательным квалификационным требованиям, предъявляемым к продолжительности стажа/опыта на руководящих должностях, свидетельствует о нарушении трудового и жилищного законодательства и является основанием для прекращения трудового договора на основании п. 11 ст. 77, ст. 84 ТК РФ. Просила иск удовлетворить в уточненном виде.
Представитель ответчика Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края по доверенности – Долгая Т. А. в судебном заседании возражала против заявленных требований по представленным письменным пояснениям, в которых представитель указала, что Клепцов М. А. имеет достаточный опыт руководящей работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По состоянию на дату подачи документов (14.04.2022) опыт работы составляет в количестве – не менее 8 лет 6 месяцев, что соответствует квалификационным требованиям. Указала, что опыт работы в должностях заместителя начальника отдела, заместителя генерального директора, первого заместителя генерального директора относится к категории руководителей, и соответственно подтверждает опыт работы на руководящей должности. Заместитель, согласно должностной инструкции, выполняет те же обязанности, что и начальник. Пояснила суду, что комиссия правомерно было принято решение о назначении Клепцова М. А. в должности генерального директора Фонда. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика Правительства Приморского края по доверенности – Мухутдинова И. Л. возражала против заявленных требований, представила письменный отзыв, в котором указала, что при проведении конкурса на должность руководителя Фонда, заключении трудового договора с Клепцовым М. А. были соблюдены обязательные правила заключения трудового договора, предусмотренные ТК РФ и ЖК РФ и иным федеральными законами. Пояснила, что при заключении договора с Клепцовым М. А. были соблюдены квалификационные требования предусмотренные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27.07.2015 № 526/пр. Указала, что должность заместителя начальника отдела по своим обязанностям, изложенным в должностной инструкции, соответствует должности начальника отдела. Просила в иске отказать.
Третье лицо Клепцов М. А. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, указал, что при приеме документов на отбор кандидатов по конкурсу помимо трудовой книжки представил дополнительные документы в виде должностных инструкций по должности заместителя в целях подтверждения опыта работы на руководящей должности. Также Клепцов М. А. в судебном заседании пояснил, что знал о том, что должность заместителя начальника отдела относится к категории «специалисты» ведущей группы должностей, но по должностной инструкции фактически выполнялись те же функции, что и начальник. Указал, что имеет достаточный опыт руководящей работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также указал, что в настоящее время в Фонде Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края имеются вакантные должности, в том числе, первого заместителя. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края в судебное заседание после объявления перерыва 18.05.2023 не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, имеется расписка, также информация размещена публично, на сайте суда. В судебном заседании 18.05.2023 представитель третьего лица Фадеев Е. В. возражал против заявленных требований, полагал у Клепцова М.А. было достаточно стажа и опыта для работы в руководящей должности Фонда. Просил в иске отказать.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему вывод:
На основании ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Для обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан, на основании требований ст.ст. 167, 168 ЖК РФ принят Закон Приморского края от 07.08.2013 № 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае» (далее - Закон № 227-КЗ).
В рамках реализации полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, ст. 167 ЖК РФ, п. 7 ст. 2 Закона № 227-КЗ, распоряжением Администрации Приморского края от 20.08.2013 № 270-ра в Приморском крае создан региональный оператор – Фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» (далее - Фонд, региональный оператор).
В соответствии с п. 1.4 Устава Фонда, утвержденного протоколом Правления Фонда от 15.11.2019 №, учредителем регионального оператора является Приморский край, права учредителя осуществляет Администрация Приморского края (с 01.01.2020 - Правительство Приморского края).
Установлено, что на основании приказа министерства жилищно- коммунального хозяйства Приморского края от 02.03.2022 № объявлен конкурс на замещение должности руководителя регионального оператора - генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края».
В рамках указанного конкурса поданы 3 заявки от кандидатов: Клепцова М.А. (л.д. 18-20), ФИО3, ФИО4
Постановлением Администрации Приморского края от 07.11.2017 №-па «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора» утвержден прилагаемый порядок проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора.
В соответствии с п. 12 указанного Постановления гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию следующие документы: заявление, в котором сообщает о себе следующие сведения: фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии); данные документа, удостоверяющего личность; адрес электронной почты для направления идентификатора в программе компьютерного тестирования и индивидуального пароля.
Заявление должно содержать согласие кандидата на обработку его персональных данных в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
Также кандидат предоставляет в конкурсную комиссию следующие документы: фотографию размером 3 x 4 сантиметра; копию документа, удостоверяющего личность кандидата; заверенную в установленном действующим законодательством порядке копию трудовой книжки; копии документов государственного образца об образовании и о квалификации; справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости; справку об отсутствии нахождения на учете в наркологическом и (или) психоневрологическом диспансере; выписку из реестра дисквалифицированных лиц либо справку об отсутствии запрашиваемой информации, выданные в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от дата № "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц". Копия документа, удостоверяющего личность кандидата, копии документов государственного образца об образовании и о квалификации предъявляются вместе с оригиналами указанных документов лично при подаче документов на конкурс и после их сверки с оригиналами возвращаются кандидату в день приема. Заявление подается кандидатом непосредственно в конкурсную комиссию либо может быть направлено в электронной форме с использованием информационно-коммуникационных технологий. При направлении заявления в форме электронного документа оно должно быть заверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области электронного документооборота.
Трудовая книжка является основным документом подтверждающий трудовой стаж работника.
Клепцовым М. А. в обосновании своего стажа представлена трудовая книжка (л.д. 23-47) (п. 12.4 Постановления Администрации Приморского края от дата №-па «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора»).
Конкурс на замещение должности руководителя регионального оператора Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» проведен в три этапа.
На первом этапе конкурса конкурсной комиссией по проведению конкурса по отбору кандидата на замещение должности руководителя регионального оператора - генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» (далее - конкурсная комиссия) проведен анализ представленных кандидатами заявлений и документов на предмет их соответствия требованиям, установленным Жилищным Кодексом РФ, обязательным квалификационным требованиям, по результатам которого допущены все 3 кандидата (л.д. 93-98)
Клепцовым М. А. представлены следующие документы для участия в конкурсе: заявление, адрес электронной почты для направления идентификатора в программе компьютерного тестирования и индивидуального пароля (указан в заявлении); фотография размером 3 х 4 сантиметра; копия документа, удостоверяющего личного кандидата (копия паспорта); заверенная в установленном действующим законодательством порядке копия трудовой книжки; копия диплома о высшем образовании № (<...> справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования от дата №; справка об отсутствии нахождения на учете в наркологическом диспансере от дата №; справка об отсутствии нахождения учете в психиатрическом диспансере от дата №; справка об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц сведений о запрашиваемом лице от дата от №; согласие кандидата на обработку его персональных данных в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ от 27.07.2006 № 152 – ФЗ «О персональных данных» и анкета. Помимо этого, Клепцовым М. А. представлены должностные инструкции по ранее занимаемым должностям, как указано, для подтверждения опыта работы (в должности заместителя начальника отдела) (л.д. 95-96).
Иные участники конкурса должностных инструкций не представляли.
В действующим законодательстве не содержится запрета на предоставление дополнительных документов самим кандидатом, вместе с тем установлен запрет на выставление требования комиссией о предоставлении кандидатом дополнительных документов, не предусмотренных Положением о проведении конкурса.
Второй этап конкурса предусматривал квалификационный экзамен (тестирование на знание законодательства) претендентов, допущенных к участию в Конкурсе, который успешно пройдет всеми тремя кандидатами.
На третьем этапе конкурса проведено собеседование кандидатов с членами конкурсной комиссии.
В соответствии протоколом от 20.05.2022 № по итогам конкурсного отбора конкурсной комиссией победителем признан Клепцов М.А., прошедший три этапа конкурса и набравший из трех претендентов максимальное количество баллов (л.д. 100-107).
Как следует из пояснений представителей ответчиков при проведении конкурса, оценивая представленные кандидатами документы в том числе, и должностные инструкции по должности заместителя начальника отдела, конкурсная комиссия пришла к выводу, что должности, которые ранее замещал Клепцов М. А. с 24.11.2015 по 20.04.2018 (л.д. 29) – заместитель начальника отдела модернизации коммунальной инфраструктуры Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и с 16.04.2020 по 13.09.2021 (л.д. 37) - заместитель генерального директора ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» и с 14.09.2021 – первый заместитель генерального директора Фонда, которую продолжал замещать по состоянию на 28.03.2022 являются руководящей, поскольку в соответствии с должностным регламентом обязан был курировать и направлять деятельность отделов Фонда, выполнял функции организационно – управленческого характера.
Между тем, с указанными доводами суд не соглашается в силу следующего.
В соответствии с разделом 4 закона Приморского края от 16.05.2007 № 62-КЗ «О реестре должностей государственной гражданской службы Приморского края и о денежном содержании государственных гражданских служащих Приморского края» (в ред. от 12.05.2014 № 421-КЗ на период замещения Клепцовым М.А. должности государственной гражданской службы в качестве заместителя начальника отдела модернизации коммунальной инфраструктуры департамента ЖКХ Приморского края) должность заместителя начальника отдела в Департаменте в перечне должностей органов исполнительной власти Приморского края отнесена к категории «специалисты».
В соответствии с приказом Минвостокразвития России от 18.06.2015 № 101 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (действовавшего на момент замещения Клепцовым М.А. должностей в качестве заместителя начальника отдела привлечения инвестиций Департамента привлечения частных инвестиций Минвосторазвития России и заместителя начальника отдела международного регионального взаимодействия Международного департамента Минвостокразвития России) должность заместитель начальника отдела в Департаменте отнесена к категории «специалисты» (начало действия документа - 19.07.2015, окончание действия документа - 06.02.2021).
Таким образом, на момент подачи заявки на участие в конкурсе на замещение должности руководителя регионального оператора Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» опыт работы Клепцова М.А. на руководящих должностях не превышал 2 лет, поскольку должности заместителя начальника отдела в департаменте законодательно отнесены к категории «специалисты», а не руководящей должности.
Допущенные нарушения при оценке представленных Клепцовым М.А. документов для участия в конкурсе в конечном итоге привело к неверному определению победителя Конкурса, что в свою очередь, нарушает интересы населения на надлежащую организацию капитального ремонта многоквартирных домов на территории региона.
Довод представителей ответчиков и третьего лица об успешной работе Клепцова М.А. в должности генерального директора Фонда не служит основанием для признания оспариваемого решения конкурсной комиссии верным и соответствующим закону.
В данном случае судом учитывается, что при подходе, озвученном представителями ответчиков, по оценке занимаемых должностей, отнесенных к категории «Специалисты», а не к руководящей, но в должностном регламенте предусматривающие выполнение функций организационно – управленческого характера, в конкурсе имели бы возможность участвовать и иные лица.
В целях исключения двойного понимания категории должностей, в том числе, Министерством РФ по развитию Дальнего Востока был принят вышеуказанный Приказ от 18.06.2015 № 101, которым определены категории должностей.
В рамках заключения по результатам служебной проверки от 18.08.2022 (л.д. 128-146 состав комиссии установил факт того, что опыт работы Клепцова М.А. на руководящей должности в сфере жилищно-коммунального хозяйства составил 2 года, в связи с чем, он не соответствовал Квалификационным требованиям и не подлежал назначению на должность руководителя регионального оператора – л.д. 139 и пришел к выводу о том, что при проведении конкурса допущено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей лиц, проводивших конкурс при реализации возложенных полномочий участников конкурсной комиссии по отбору кандидата на замещение должности руководителя регионального оператора – генерального директора ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», выразившееся в необоснованном признании Клепцова М.А. (и ФИО3) соответствующими Квалификационным требованиям, что является основанием для применения дисциплинарных взысканий (л.д. 144).
31.05.2022 правлением Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» на основании решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом № от 20.05.2022, принято решение о назначении Клепцова М.А. генеральным директором Фонда, оформленное протоколом от 31.05.2022 № (л.д. 111-113 протокол).
31.05.2022 Председателем правления Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» ФИО5 с Клепцовым М.А. заключен трудовой договор (л.д. 10-17).
Пунктом 3 части 1 статья 167 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В соответствии с частью 7 статьи 178 ЖК РФ методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со статьей 178.1 ЖК РФ руководитель регионального оператора назначается на должность на конкурсной основе. Открытый конкурс на замещение должности руководителя регионального оператора проводится в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 5 ст. 178.1 ЖК РФ проверка соответствия обязательным квалификационным требованиям осуществляется в форме квалификационного экзамена, который проводится для кандидата на должность руководителя регионального оператора.
Как следует из ч. 6 ст. 178.1 ЖК РФ обязательные квалификационные требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора, перечень вопросов, предлагаемых руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора на квалификационном экзамене, порядок проведения квалификационного экзамена и определения его результатов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Аналогичные нормы закреплены в статье 22 Закона Приморского края от 07.08.2013 № 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае».
В развитие указанных норм Приказом Минстроя России от 27.07.2015 № 526/пр утверждены обязательные квалификационные требования к руководителю, кандидату на должность руководителя специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 1 указанного Приказа руководитель, кандидат на должность руководителя специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должен являться гражданином Российской Федерации и иметь:
высшее образование и квалификацию по специальности или направлению подготовки «строительство» и (или) «юриспруденция» и (или) «экономика» и опыт работы в сфере строительства и (или) в сфере жилищно-коммунального хозяйства не менее 5 лет, в том числе опыт работы на руководящей должности не менее 3 лет;
либо высшее образование по другим специальностям или другому направлению подготовки и опыт работы в сфере строительства и (или) в сфере жилищно-коммунального хозяйства не менее 7 лет, в том числе опыт работы на руководящей должности не менее 3 лет.
В развитие положений Жилищного кодекса РФ, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.05.2015 № 526/пр постановлением Администрации Приморского края от 07.11.2017 № 439-па утвержден Порядок проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора (далее – Порядок № 439-па).
В силу п. 4 Порядка № 439-па конкурс проводится, в том числе в целях обеспечения соблюдения требований к кандидатам, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе обязательных квалификационных требований, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу п. 14 № 439-па Порядка на первом этапе конкурса определяется соответствие кандидатов требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, пунктом первым обязательных квалификационных требований, установленных уполномоченным федеральным органом, и формируется список кандидатов, допущенных к дальнейшему участию в конкурсе.
В нарушении вышеуказанных норм, конкурная комиссия отнесла должность заместителя начальника отдела к руководящей группе должностей в нарушении норм жилищного законодательства.
На основании изложенного, конкурс проведен в нарушении норм Жилищного кодекса РФ и Постановления Администрации Приморского края от 07.11.2017 N 439-па «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора».
Допуск Клепцова М. А. и принятие конкурсной комиссией его стажа в должности заместителя начальника отдела, как руководителя, с учетом должностной инструкции, ограничило права иных лиц на участие в конкурсе при сравнимых обстоятельствах, которые также могли претендовать на руководящую должность и имели сравнимые должностные обязанности.
Доводы представителей ответчика о том, что Клепцов М. А. в период нахождения на должности заместитель начальника отдела замещал должность генерального директора на время его отпуска судом не принимается, поскольку Приказом Минстроя России от 27.07.2015 N 526/пр, Порядком № 439-па установлены определенные требования в виде наличия необходимого стажа руководящей работы в занимаемой должности.
При таких обстоятельствах требование прокурора о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидата на замещение должности руководителя регионального оператора - генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» о признании Клепцова Михаила Александровича победителем конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора - генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», оформленное протоколом № от 20.05.2022 подлежит удовлетворению, поскольку конкурс проведен в нарушении норм жилищного законодательства и Постановления Администрации Приморского края от 07.11.2017 N 439-па «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора» (Порядка № 439-па).
Прокурором заявлены требования о признании незаконным протокола заседания правления Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» от 31.05.2022 №
Между тем, данный протокол принят во исполнение решения конкурсной комиссии оформленное протоколом № от 20.05.2022 (л.д. 100-107).
Пунктом 20 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что именно решение конкурсной комиссии о признании одного из кандидатов победителем является основанием для назначения кандидата на должность руководителя регионального оператора.
Таким образом, основанием для заключения трудового договора с Клепцовым М. А. послужило решение конкурсной комиссии от дата. Победитель конкурса определен в обжалуемом решении конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидата на замещение должности руководителя регионального оператора, оформленное протоколом № II от дата. Помимо этого, протоколом заседания правления Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» от дата № (л.д. 111-115), кроме как вопроса заключения трудового договора с Клепцовым М. А., рассматривались различные другие вопросы касательно деятельности Фонда.
В связи с этим, суд не усматривает оснований для признания незаконным протокола заседания правления Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» от 31.05.2022 № в котором рассматривались различные вопросы деятельности Фонда.
Прокурором заявлены требования о прекращении трудового договора от 31.05.2022, заключенного председателем правления Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» Пархоменко Е.А. с ФИО1, на основании п. 11. ст. 77, абз. 7 ст. 84 ТК РФ с соблюдением требований, установленных ТК РФ.
Пунктом 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Исходя из системного толкования положений Постановления Администрации Приморского края от 07.11.2017 N 439-па «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора», принятого во исполнении приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 июля 2015 года N 526/пр, в части установления квалификационных требований к замещению должностей государственной службы, и положений статей 77 и 84 Трудового кодекса Российской Федерации, следует вывод о том, что поступление на государственную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям как по уровню профессионального образования, так и по стажу государственной службы, стажу работы (опыту), свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения государственной службы, являющимся основанием к прекращению договора по пункту 11 части первой статьи 77 и статье 84 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы).
В данном случае судом учитывается, что в Фонде имеются вакантные должности, которые могут быть предложены к замещению, что подтверждено Клепцовым М.А. в судебном заседании и обеспечивается необходимое условие соблюдения Трудового законодательства РФ при прекращении трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ.
В связи с этим, требование прокурора о прекращении трудового договора от 31.05.2022, заключенного председателем правления Фонда капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» ФИО5 с Клепцовым Михаилом Александровичем подлежит удовлетворению на основании п. 11. ст. 77, абз. 7 ст. 84 ТК РФ с соблюдением требований, установленных ТК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц и субъектов РФ - Приморского края удовлетворить в части.
Признать незаконным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидата на замещение должности руководителя регионального оператора - генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» о признании Клепцова Михаила Александровича победителем конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора - генерального директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», оформленное протоколом № от 20.05.2022.
Прекратить трудовой договор от 31.05.2022, заключенный Фондом Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» в лице председателя Правления Фонда с Клепцовым Михаилом Александровичем на основании п. 11 статьи 77, абз.7 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Трудовым кодексом РФ.
В удовлетворении требований о признании протокола заседания правления Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» от дата № отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.С. Юсупова