Дело № 2-1323/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 мая 2022 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Кукурекина К.В.,
при секретаре - Колтуновой Е.В.,
с участием
истца - Бабахиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по иску Бабахиной Татьяны Николаевны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по случаю кормильца,
у с т а н о в и л:
В феврале 2022 года истец обратилась с исковым заявлением к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по сл0443аю кормильца.
Требования иска мотивированы тем, что истец обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Рассмотрев поданное истцом заявление, с имеющимися документами, Отделением было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» поскольку факт нахождения Бабахиной Т.Н. на иждивении у Бабахина В.А. не нашел подтверждения.
Просит признать незаконным и отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца и назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца.
В судебном заседании истец, просила удовлетворить требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен надлежаще, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Соответственно, поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации о целях политики российского государства, направленной в том числе на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан (статья 7), охрану достоинства личности (статья 21, часть 1).
В судебном заседании установлено, что истец обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, в том числе родители и супруг умершего кормильца, если они достигли 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 10 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию (ч.5 ст.10 Федерального закона № 400-ФЗ).
Как предусмотрено ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Поскольку факт нахождения на иждивении зависит от того, что служит для члена семьи постоянным и основным источником средств к существованию – собственный доход или помощь умершего, само по себе совместное проживание умершего и члена его семьи или то обстоятельство, что доход умершего (заработная плата, пенсия, иные источники дохода) превышает доход члена его семьи не может свидетельствовать о факте нахождения на иждивении.
Таким образом, одним из условий признания факта нахождения на иждивении является утрата источника средств к существованию.
При установлении факта нахождения на иждивении подлежит доказыванию умершим супругом полного содержания или получение от него помощи, которая была бы для истца постоянным и основным источником средств к существованию.
Бабахина Т.Н. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой по состоянию на дату смерти супруга – 26.12.2021 составлял 11 076,26 рублей.
Факт нахождения на иждвении Бабахиной В.А. – не нашел своего подтверждения, в результате рассмотрения заявления Отделением было принято решение № 6757/22 от 26.01.2022 об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении (пункт 2 части 2 статьи 264 ГПК РФ).
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
Таким образом, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления Бабахиной Татьяны Николаевны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по случаю кормильца – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 23 мая 2022 года.
Судья Ленинского районного
суда г. Севастополя К.В. Кукурекин