Судья: Каляева Ю.С.. д. № 21-315/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 06 марта 2019 года
Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием защитника ООО « Фортекс+» Брюхова Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Брюхова Р.В. (по доверенности) в защиту интересов ООО «Фортекс +» на решение Волжского районного суда Самарской области от 24 января 2019 года по делу об административном правонарушении, которым
постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 211/ДЛХ от 07.08.2018г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.25, ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Фортекс +», оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Шекунова А.А. № 211/ДЛХ от 07.08.2018г. ООО «Фортекс +» признано виновным в совершении административного правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 8.32, ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением заместителя министра-руководителя департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства окружающей среды и природопользования Самарской области Мельникова П.С. от 18 сентября 2018 года, вынесенным по жалобе ООО «Фортекс +», постановление № 211/ДЛХ от 07.08.2018г. оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными решениями административного органа, ООО «Фортекс +» обратился с жалобой в Волжский районный суд Самарской области, которым вынесено указанное выше решение.
В настоящей жалобе, поданной в Самарский областной суд, представитель Брюхова Р.В. (по доверенности) в защиту интересов ООО «Фортекс +» просит отменить постановление административного органа и решение суда в связи с неверной оценкой обстоятельств, имеющих значение для дела и отсутствием состава вмененного правонарушения. Кроме того, указал на допущенное прокурором нарушение при проведении проверки.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения защитника Брюхова Р.В. в поддержание жалобы, показания свидетеля Орловой А.К., пояснившей суду, что на 25.06.2019 г. она являлась директором ООО « Фортекс+», о проверки узнала 28.06.2018 г., когда ей вручили решение от 21.06.2018 г. о проведении проверки, до 28.06.2019 г. ей никто из административного органа не звонил и не предупреждал о проверки, о том, что 25.06.2018 г. будет производиться осмотр, ей неизвестно, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьёй, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица ( примечание к статье 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Постановлением Правительства Самарской области от 09.04.2018 № 185 установлен особый противопожарный режим на территории Самарской области с 16 апреля по 30 сентября 2018 года.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Подпунктом «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, по материалам проверки, полученным из прокуратуры Волжского района Самарской области 11.07.2018г. в 15.30 было установлено, при проведении проверки 25.06.2018г. в 11 час.30 мин.исполнения лесного законодательства в деятельности ООО «Фортекс +» на лесном участке, имеющим расположение Самарская область, Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал № 84, выделы 9,16, площадью 2,0 га по договору аренды лесного участка от 09.10.2014 № 483/12 Обществом используется лесной участок в отсутствии минерализованной полосы шириной 3,0 м. по периметру лесного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения руководителем управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Шекунова А.А. постановления № 211/ДЛХ от 07.08.2018г. о признании ООО «Фортекс +» виновным в совершении административного правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 8.32, ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением заместителя министра-руководителя департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства окружающей среды и природопользования Самарской области Мельникова П.С. от 18 сентября 2018 года, вынесенным по жалобе ООО «Фортекс +», постановление № 211/ДЛХ от 07.08.2018г. оставлено без изменения.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, районный суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Фортекс +» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32, ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, судьей районного суда оставлены без внимания следующие существенные процессуальные нарушения, допущенные в ходе производства по делу.
В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6) представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22) представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
Осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается - путем своевременного и оперативного реагирования органов прокуратуры на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности - неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора).
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Срок проведения проверки согласно пункту 4 статьи 21 названного Федерального закона не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, проверка, в ходе которой в действиях ООО «Фортекс +» выявлены нарушения лесного законодательства, явившиеся основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, проводилась прокуратурой Волжского района Самарской области 25.06.2018г.
Вместе с тем, в нарушении положений п. 3 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ООО «Фортекс +» не было извещено о дне начала проверки, поскольку согласно представленным материалам дела, решение о проведении проверки от 21.06.2018г. было вручено директору ООО «Фортекс +» Орловой А.К. только 29.06.2018г., о чем имеется отметка.
При этом, как следует из пояснений директора ООО «Фортекс +» Орловой А.К. данных в суде апелляционной инстанции, о проведении проверки она, как руководитель ООО «Фортекс +» не была уведомлена, каких- либо телефонных звонков, с целью уведомления ее о дате проведения проверки не поступало, о проведенной 25.06.2018г. проверки ей стало известно только 29.06.2018г.
Доказательств, подтверждающих иное, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в ходе проведения прокуратурой Волжского района Самарской области проверки не были соблюдены указанные требования закона, в связи с чем использование представленных по его результатам доказательств в соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ не допускается.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административной правонарушении, выносится решение об оставлении жалобы без изменения, об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого выносится постановление, об отмене постановления, и прекращении производства по делу при наличии, хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление и решение должностных лиц, а также решение судьи не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 24 января 2019 года, постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 211/ДЛХ от 07.08.2018г., решение заместителя министра-руководителя департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства окружающей среды и природопользования Самарской области Мельникова П.С. от 18 сентября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25, ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Фортекс +» - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Жалобу Брюхова Р.В. (по доверенности) в защиту интересов ООО «Фортекс +» – удовлетворить.
Судья Самарского областного суда подпись
Копия верна.
Судья