УИД 05RS0№-83
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело №
13 февраля 2024 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Курбанова Р.Д.
при ведении протокола судебного заседания Манатовой Б.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Алиловой А. М. к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить договор о перераспределении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Алилова А.М. обратилась с указанным иском в суд к Администрации ГО «<адрес>» в обоснование приводя, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 832 кв.м. и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, №. По факту, с самого начала площадь земельного участка составляла 1081 кв.м., и фактически в указанной площади земельный участок находился в пользовании у прежнего собственника, а затем в ее фактическом владении. Ввиду того, что указанный земельный участок находился в фактическом владении истца, в этой связи она обратилась в администрацию ГО «<адрес>» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в порядке ст. 39.28 ЗК РФ для последующего перераспределения земельного участка, в чем было отказано. Полагая отказ ответчика незаконным, в связи с чем истец просит о признании незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить договор о перераспределении земельного участка
Стороны, извещенные надлежащим образом, что подтверждается, в том числе данными, содержащимися в разносной книге Каспийского городского суда Республики Дагестан, в суд представителей не направили, ходатайств об отложении не заявляли, а в адресованном суду заявлении представитель истца просит рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости и допустимости, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, №, площадью 832 кв.м., с видом разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома, с кадастровым номером 05:48:000041:1014.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Статьей 11.2 ЗК РФ предусмотрено образование земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ).
Статьей 39.27 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.
Истец обратилась в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в целях последующего его перераспределения в порядке ст. 39.28 ЗК РФ, приложив к заявлению правоустанавливающие документы и схему расположения земельного участка из которой следовало, что испрашиваемый земельный участок имеет площадь 1081 кв. метров и образуется из принадлежащего ему земельного участка и земель, находящихся в муниципальной собственности.
Отказывая в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка, ответчиком в обжалуемом отказе приведены нижеследующие основания:
- п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ – разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
- согласно п. 5 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;
- в случае утверждения представленной схемы на КПТ, нарушается охранная зона ВЛЭП, которая будет составлять от 5м. до 10 м. линии от крайних проводов.
Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка для последующего его перераспределения в обжалуемом отказе не содержится.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, ими являются:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Между тем, таковых оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что предусмотрено приведенной выше нормой у ответчика не имелось.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0148.
На основании п. 6 Приказ Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0148 в схеме расположения земельного участка приводятся:
условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
список координат характерных точек границы каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);
сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы расположения земельного участка соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Как следует из подготовленной кадастровым инженером схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории об утверждении которой истец обращался к ответчику, в ней отражены приведенные выше сведения (проектная площадь земельного участка, список координат характерных точек границы земельного участка, изображение границ образуемого земельного участка, адрес образуемого земельного участка, а также его площадь).
К тому же, в самом отказе, ограничившись перечислением нормативных положений, не приведено в чем конкретно выражено несоответствие представленной схемы и каким именно положениям указанного Приказа не соответствует схема, что свидетельствует о формальном подходе при рассмотрении обращения административного истца.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0148 утверждена новая форма схемы расположения земельного участка и как приведено выше представленная истцом схема, соответствует положениям названного нормативного акта.
Не основанными на фактических обстоятельствах также являются доводы отказа с указанием, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне воздушной линии электропередач и в случае ее утверждения нарушается охранная зона.
Так, из заключения кадастрового инженера Абдусаламова Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что расстояние до границ испрашиваемого истцом земельного участка от ближайшего свеса проводов линии электропередач составляет 15 м.
В соответствии с ч. 2 п. «д» постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 270 "О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства" расстояние по горизонтали от элементов зданий и сооружений до проводов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ (при наибольшем их отклонении) должно быть не менее: 2 метров - при проектном номинальном классе напряжения до 20 кВ; 4 метров - при проектном номинальном классе напряжения 35 - 110 кВ; 5 метров - при проектном номинальном классе напряжения 150 кВ; 6 метров - при проектном номинальном классе напряжения 220 кВ.
Как приведено в обжалуемом отказе, образуемый земельный участок находится в охранной зоне воздушной линии электропередач 110 кВ, соответственно в соответствии с приведенным выше постановлением Правительства РФ охранная зона должна составлять не менее 5 метров, тогда как согласно указанному заключению кадастрового инженера расстояние до границ испрашиваемого истцом земельного участка от ближайшего свеса проводов линии электропередач составляет 15 м., что свидетельствует о соответствии испрашиваемого земельного участка приведенному выше постановлению Правительства РФ.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, с постановкой перед экспертом вопросов, которые не содержались в обжалуемом отказе, в частности: «имеется ли накладка, пересечение образуемого земельного участка с красными линиями и линейными объектами?».
В силу ч. 1 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Поскольку проверка указанных доводов ответчика возможно только путем разрешения вопросов, требующих специальных познаний, судом на обсуждение был поставлен вопрос о назначении по делу землеустроительной экспертизы.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 43-П суд признал абзац второй части второй статьи 85 (обязанность эксперта провести экспертизу без оплаты) и статью 96 (внесение сторонами денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам) ГПК РФ частично не соответствующим Конституции РФ с указанием, что назначение экспертизы может быть только после того, как одна сторона или обе внесут предоплату на счет суда.
В этой связи, в связи с заявленным представителем администрации ходатайством о назначении по делу экспертизы, судом был объявлен перерыв в судебном заседании с направлением в их адрес определения суда с предложением внести на депозит суда денежной суммы с указанием реквизитов за проведение экспертизы, которое осталось не исполненным и сведений о внесении на депозит суда денежной суммы суду представлено не было.
В связи с изложенным, суд разрешает дело на основании имеющихся доказательств, по правилам ст. 56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый истцом земельный участок имеет пересечение с другими земельными участками или наложение на красные линии, материалы дела не содержат и таковые не были представлены суду ответчиком.
Напротив, представленная в материалы дела схема расположения испрашиваемого земельного участка и топографическая съемка земельного участка не содержат сведений о пересечении образуемого земельного участка с другими земельными участка, а также о наложении образуемых границ земельного участка на земли общего пользования.
Таким образом, материалами административного дела подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого органом местного самоуправления решения и реального нарушения при этом прав заявителей, являющихся в совокупности основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого отказа незаконным.
Подлежащими удовлетворению, суд также находит требования истца о возложении обязанности на ответчика заключить с ней договор о перераспределении земельного участка, по нижеследующим основаниям.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регламентируется статьей 39.29 ЗК РФ.
Из подпункта 3 пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения может принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 этой статьи.
В п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и к их числу относятся нижеследующие основания:
заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Между тем, ни один из приведенных выше оснований для заключении соглашения о перераспределении с истцом, в обжалуемом отказе не приведен и таковые судом не были установлены в ходе рассмотрения дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
иск Алиловой А. М., удовлетворить.
Признать действия Администрации ГО «<адрес>» выраженные в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №-ОГ/23 предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» в отношении земельного участка площадью 1081 кв.м., с видом разрешенного использования – ИЖС, расположенного по адресу: <адрес>, №, незаконным.
Обязать Администрацию ГО «<адрес>» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 1081 кв.м., с видом разрешенного использования – ИЖС, расположенного по адресу: <адрес>, № и заключить договор о перераспределении указанного земельного участка с Алиловой А.М.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной формулировке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Р.Д. Курбанов