Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2793/2022 ~ М-1904/2022 от 14.04.2022

Дело №2-2793/2022

УИД 21RS0025-01-2022-002461-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 года                           город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Тарановой И.В.,

при секретаре судебного заседания Каргиной Н.А.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Чебоксары к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

ДАТА администрация города Чебоксары обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора от ДАТА в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением требований исполнительного производства от ДАТА -ИП, возбужденного на основании исполнительного листа от ДАТА с предметом исполнения: предоставить К.О,П, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу, относящемуся к категории граждан детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация города считает, что неисполнение исполнительных документов связано с наличием объективных, уважительных обстоятельств, препятствующих их исполнению, и не зависящих от воли органа местного самоуправления. Приобретение жилых помещений органами местного самоуправления осуществляется исключительно за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъектов Российской Федерации. Срок для добровольного исполнения пропущен ввиду необходимости соблюдения сроков осуществления закупки и заключения муниципального контракта по результатам аукциона, а также государственной регистрации права.

Со ссылкой на ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» администрация города Чебоксары просит освободить от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства .

На судебное заседание стороны, извещенные в установленном законом порядке о разбирательстве дела, не явились. От представителя администрации города Чебоксары поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.21).

Ответчик Управление ФССП по Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание явку представителя не обеспечили, хотя надлежащим образом извещены о судебном заседании (л.д.217).

Третьи лица К.О,П, и судебный пристав-исполнитель С.Е.Ю. в судебное заседание не явились, хотя извещены надлежащим образом о нем (л.д.216, 218).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве, Закон) одной из основных задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ). По мнению Конституционного Суда РФ, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительного сбора является наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, и отсутствие у него уважительных причин для такого неисполнения.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу данных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как разъяснено в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на 1/4 от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона, либо освободить должника от его взыскания.

Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое учитывается при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

На запрос суда о предоставлении исполнительного производства от ДАТА , УФССП по Чувашской Республике-Чувашии не представило (л.д.17). Суд рассматривает дело из имеющихся доказательств в деле.

Из дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от ДАТА по делу на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению К.О,П, (сироте) благоустроенного жилого помещения по норме предоставления. Ленинским районным судом <адрес> выдан исполнительный лист серии от ДАТА. Постановлением судебного пристава-исполнителя С.Е.Ю. от ДАТА возбуждено исполнительное производство в отношении администрации г. Чебоксары, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем С.Е.Ю. ДАТА вынесено постановление о взыскании с администрации г. Чебоксары исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д.11).

В силу прямого предписания закона вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от уплаты исполнительского сбора.

Исполнение решений суда о предоставлении гражданам жилья связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Кроме того, администрация в своей деятельности по обеспечению граждан жильем ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Предусмотренные Законом N 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Закона N 159-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 2 ст. 63 Закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

В соответствии с указанным положением БК РФ Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1868 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года. Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено определение размера субсидии, исчисляемой, в том числе, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации на определение показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, на III квартал текущего финансового года. Ранее аналогичным образом определялся размер субвенций на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203. Таким органом является Минстрой РФ в силу подпункта 5.2.38 пункта 5 главы 11 "Полномочия" Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038. Приказом Минстроя России от 21.06.2019 N 353/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2019 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2019 года" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2019 N 55126) для Чувашской Республики такой норматив установлен в размере 34144 рублей за 1 квадратный метр.

Приобретение жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", соблюдение предусмотренной законом процедуры объективно исключает возможность предоставления взыскателю жилого помещения в пятидневный срок.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Законом Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений". Полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета. Процедура приобретения жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом требует значительных временных затрат.

Так, согласно ч. 2 ст. 63 указанного Федерального закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно ст. 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.

Таким образом, порядок, установленный законом и не зависящий от воли администрации г. Чебоксары, уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

По мнению суда, должником предприняты необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов.

Так, истцом объявлялись электронные аукционы на приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году – 02 апреля, 24 апреля, 25 апреля, 31 мая, 22 июля, 22 августа, 23 августа, 30 сентября, 29 октября, 22 ноября.

В 2020 году администрацией г.Чебоксары было объявлено 9 аукционов в электронной форме на приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заявок на участие в данных аукционах не поступало.

ДАТА объявлено 10 аукционов в электронной форме на приобретение в общей сложности 92 квартир для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из их числа путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома г.Чебоксары. Окончание подачи заявок ДАТА.

ДАТА письмом Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и ДАТА -р распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики была установлена стоимость 1 кв. м жилья по г.Чебоксары в размере 51 928 рублей.

ДАТА повторно было объявлено 13 аукционов на приобретение 110 квартир для предоставления детям-сиротам. Заключено 9 контрактов на приобретение 123 квартиры. Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок ввиду невозможности исполнения решения по объективным причинам.

Неисполнение администрацией г. Чебоксар обязанности по предоставлению жилого помещения К.О,П, в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, нельзя расценивать в качестве его противоправного виновного поведения. Контрактная система закупок и ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

Указанные истцом препятствия для исполнения постановления судебного пристава-исполнителя и решения суда находятся вне его контроля, и не могли быть исполнены при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. В связи с этим, суд освобождает должника от дополнительных мер публично-правовой ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

освободить администрацию города Чебоксары от взыскания исполнительского сбора, взысканного УФССП России по Чувашской Республике-Чувашии постановлением судебного пристава-исполнителя С.Е.Ю. о взыскании исполнительского сбора от ДАТА в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП от ДАТА.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский районный суд города Чебоксары.

Председательствующий судья           И.В. Таранова

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2022 года.

2-2793/2022 ~ М-1904/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.Чебоксары
Ответчики
Управление ФССП по Чувашской Республике
Другие
Судебный пристав исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по ЧР Степанов Е.Ю.
Кириллова Оксана Петровна
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Таранова И.В.
Дело на странице суда
moskovsky--chv.sudrf.ru
14.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2022Передача материалов судье
15.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2022Дело оформлено
14.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее