Дело № 5–381/2021 1 апреля 2021 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
Судья Соломбальского районного суда г.Архангельска Уткина Инна Валентиновна, рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: г.Архангельск, пр. Никольский, д. 46, материалы об административном правонарушении, поступившие из отдела полиции № 5 УМВД России по г. Архангельску, в отношении:
Кочнева Александра Геннадьевича,
ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, проживающего по адресу:
<адрес>,
<адрес>, нетрудоустроенного
установил:
согласно протоколу 29 АК № 528593 от 12.02.2021 об административном правонарушении 12.02.2021 около 11 часов 58 минут Кочнев А.Г., находясь в качестве покупателя в торговом помещении ТЦ «Соломбала молл», расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Советская, д. 25, в нарушение пункта 2.3 Указа Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у не обеспечил ношение гигиенической маски, а именно маска находилась на нижней части челюсти и не обеспечивала защиту органов дыхания в торговом объекте.
Кочнев А.Г. в судебном заседании не отрицал, что 12.02.2021 в указанное в протоколе время действительно находился в ТЦ «Соломбала молл», ношение гигиенической маски им было обеспечено, однако маска была спущена и находилась на нижней части лица. Полагал, что он не находился в торговом помещении в качестве покупателя, а был в коридоре, направляясь при этом к выходу из торгового центра.
Выслушав объяснения Кочнева А.Г., исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее также Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1) ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено в том числе на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
В силу п. «б» ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Реализуя предоставленные ему полномочия, и в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, Главный государственный санитарный врач РФ в п. 1.5 постановления от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» постановил высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
В соответствии с п.п. «м», «у» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта.
Во исполнение указанных положений закона и в целях минимизации последствий от возможных чрезвычайных ситуаций, а также принятия дополнительных мер по защите населения и территорий Архангельской области от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) был издан Указ Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» (в редакции Указа Губернатора Архангельской области от 02.02.2021 № 14-у), согласно п. 1 которого на территории Архангельской области с 00 час. 00 мин. 18 марта 2020 года до особого распоряжения введён режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В п. 2.3 Указа от 17.03.2020 № 28-у гражданам, проживающим и (или) временно находящимся на территории Архангельской области, предписано обеспечить ношение гигиенических масок в местах продажи товаров (оказания услуг, выполнения работ), за исключением мест массового пребывания людей, указанных в пункте 2.2.1 настоящего указа.
При этом пункт 2.2.1 Указа также в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" предписывает гражданам, проживающим и (или) временно находящимся на территории Архангельской области, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей (на торговых объектах, объектах общественного питания, в местах проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий), в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.В силу пункта 2.3.3 Указа от 17.03.2020 № 28-у при использовании гигиенических масок для защиты органов дыхания граждане обязаны соблюдать условия использования изделия, указанные в инструкции (при наличии таковой), а также следующие требования: гигиеническая маска для защиты органов дыхания должна тщательно закрепляться, плотно прилегать к лицу с закрытием рта, носа, без оставления зазоров.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 12.02.2021 около 11 часов 58 минут Кочнев А.Г., находясь в ТЦ «Соломбала молл», расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Советская, д. 25, в нарушение пункта 2.3.3 Указа Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у не обеспечил соблюдение требований при использовании гигиенической маски для защиты органов дыхания, предусматривающих плотное прилегание гигиенической маски для защиты органов дыхания к лицу с закрытием рта, носа, без оставления зазоров, в частности, гигиеническая маска находилась на нижней части челюсти Кочнева А.Г. и не обеспечивала защиту его органов дыхания в торговом объекте, тем самым Кочнев А.Г. не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Архангельской области.
При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу, что Кочневым А.Г. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Обстоятельства административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, рапортом полицейского 3 роты ОБ ППСП УМВД России по г. Архангельску, объяснениями Свидетель №1, предупрежденного перед дачей показаний об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 КоАП РФ, о чем свидетельствует его подпись в протоколе и письменных объяснениях, сомневаться в достоверности которой у судьи отсутствуют основания.
Исследованные при рассмотрении настоящего дела доказательства являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности Кочнева А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Доводы Кочнева А.Г. о недопустимости использования протокола об административном правонарушении в качестве доказательства по делу судья отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При этом в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, является существенным недостатком протокола.
В силу части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Судьей установлено, что в протоколе об административном правонарушении 29 АК № 528593 от 12.02.2021 указано место совершения административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Вопреки доводам Кочнева А.Г. свидетель Свидетель №1 был предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 КоАП РФ, что подтверждается его подписью в протоколе и письменных объяснениях, сомневаться в достоверности которой у судьи отсутствуют основания.
Указание в протоколе на то, что Кочнев А.Г. находился в ТЦ «Соломбала молл» качестве покупателя в торговом помещении, а также указание вместо сведений о месте жительства свидетеля Свидетель №1 сведений о месте его работы не являются существенными недостатками протокола.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, что следует из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Показаниями свидетеля Свидетель №2, составившего протокол об административном правонарушении, подтверждается, что Кочнев А.Г. находился не в торговом помещении одного из магазинов, расположенных в ТЦ «Соломбала молл», а в коридоре ТЦ «Соломбала молл», каких-либо товаров не приобретал, то есть не являлся покупателем.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не исключают нахождение Кочнева А.Г. в момент совершения правонарушения в самом торговом центре, который является местом массового пребывания людей.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судьей не установлено.
Обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность Кочнева А.Г., не установлено.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность Кочнева А.Г., совершение им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, впервые, судья полагает возможным назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 29.9, ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Кочнева Александра Геннадьевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Архангельский областной суд.
Судья И.В. Уткина