32RS0027-01-2019-005029-95
Дело № 2-128/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2020 года Советский районный суд гор. Брянска в составе:
председательствующего судьи Сухоруковой Л.В.
при секретаре Машковой Н.В.
с участием представителя истца по доверенности Масленниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андрюшина Михаила Алексеевича к Брянской городской администрации о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что является собственником жилого дома общей площадью 46,3 кв.м., земельного участка площадью 460 кв.м., расположенных <адрес>. В 1964 году на земельном участке с целью улучшения жилищных условий Андрюшиным И.А. за свои средства построена жилая пристройка к дому (лит. А1) площадью 50,7 кв.м. Согласно техническому паспорту, составленному АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ЦФО №32/01-57/834 от 28.12.2018 г. по состоянию на 11.12.2018 г. общая площадь жилого дома составляет 97 кв.м., жилая площадь составляет 61, 2 кв.м.; площадь самовольно возведенной пристройки (Лит. А1) – 50, 7 кв.м. год постройки 1964. Истец полагает, что реконструированный жилой дом находится на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, дальнейшая эксплуатация жилого дома возможна без угрозы жизни и здоровью людей. Андрюшин М. А. добросовестно и открыто владеет домом уже более 18 лет, споров с соседями относительно владения домом с самовольно возведенной жилой пристройкой не имеется. 16 января 2019 года истцом получен ответ №28/309 Управления по строительству и развитию территории г. Брянска Брянской городской администрации, согласно которому предложено обратиться в судебные органы с исковым заявлением о признании права собственности на самовольную постройку.
Ссылаясь на требования ст. 222, 234 ГК РФ, Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» истец просит суд сохранить в реконструированном виде жилой дом <адрес> общей площадью 97 кв.м., жилой площадью 61, 2 кв.м., с учетом самовольно возведенной пристройки Лит. А1 общей площадью 50,7 кв.м., согласно техническому паспорту, выполненному филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ЦФО №32/01-57/834, составленному по состоянию на 11.12.2018 г. Признать право собственности на жилой дом <адрес> общей площадью 97 кв.м., жилой площадью 61, 2 кв.м., с учетом самовольно возведенной пристройки Лит. А1 общей площадью 50,7 кв.м., согласно техническому паспорту, выполненному филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ЦФО №32/01-57/834, составленному по состоянию на 11.12.2018 г.
Определением суда от 01 ноября 2019 года по делу назначена судебная строительно – техническая экспертиза. Производство по делу приостановлено.
Определением суда от 24 января 2020 года производство по делу возобновлено.
Истец Андрюшин М.А. в судебное заседание не явился. Уведомлен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Масленникова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Брянской городской администрации, представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, представитель третьего лица Управления по строительству и развитию территории г. Брянска, третьи лица Тарасенков А.Ф., Рыбакина Е.Ф., Костуренко А.А., Ковалева Л.В., Ковалева Е.В., Ковалев С.В. в судебное заседание не явились. Уведомлены надлежащим образом. В материалах дела имеются заявления от представителя Управление по строительству и развитию территории г. Брянска, третьих лиц Тарасенков А.Ф., Рыбакина Е.Ф. Костуренко А.А., Ковалевой Л.В., Ковалевой Е.В., Ковалева С.В. о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Реконструкция объекта капитального строительства – изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ, тогда как возможность перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 ГрК РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство.
Реконструкция жилого дома может включать: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований - частичную разборку здания, повышение уровня инженерного оборудования (Ведомственные строительные нормы Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР "Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования ВСН 61-89 (р.) (утв. Приказом государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 26.12.1989 № 250).
В соответствии с ч. 1 ст. 220 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Исходя из данных разъяснений при самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений, право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014 разъяснено, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
К существенным нарушениям строительных норм и правил следует относить такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
Судом установлено, что Андрюшин М.А. является собственником земельного участка площадью 460 кв.м. и жилого дома, назначение: жилое, 1-этажный, общей площадью 46, 3 кв.м., расположенных <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от <дата> серии №..., серии №....
Согласно информации Управления по строительству и развитию территории г. Брянска от 16.10.2019 года, согласно карте функциональных зон Генерального плана г. Брянска, утвержденного Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27.07.2016 №465, указанный земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки (9 этажей и выше).
Как усматривается их технического паспорта на жилой дом <адрес> филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ЦФО по состоянию на 11.12.2018 года, спорный объект состоит из жилого дома (лит. А) 1964 года постройки площадью 46,3 кв.м., жилой пристройки (лит. А 1) 1979 года постройки площадью 50,7 кв.м., веранды (Лит. а) 1982 года постройки. Итого общей площадью 97 кв.м. 2х кирпичных сараев площадью 12, 9 кв.м. и 9, 5 кв.м., гаража кирпичного общей площадью 23, 3 кв.м. Итого 45,7 кв.м. Забора протяженностью 11, 85 кв.м.
Из экспликации к поэтажному плану жилого дома <адрес> филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ЦФО по состоянию на 11.12.2018 года следует, что площадь веранды составляет 7,6 кв.м., площадь прихожей составляет 10, 1 кв.м., площадь кухни составляет 13, 8 кв.м., площадь жилой комнаты составляет 21, 8 кв.м., площадь жилой комнаты составляет 6,9 кв.м., площадь жилой комнаты составляет 6, 8 кв.м., площадь жилой комнаты составляет 20,5 кв.м., площадь коридора составляет 6,9 кв.м., площадь жилой комнаты составляет 5,2 кв.м., площадь санузла 5,0 кв.м. Итого общая площадь жилого помещения 97,0 кв.м. из них: жилая 61, 2 кв.м., подсобная 35, 8 кв.м., площадь помещений вспомогательного назначения 7, 6 кв.м. Площадь самовольно переустроенная или переоборудованная 58, 3 кв.м.
В 1964 году на земельном участке с целью улучшения жилищных условий Андрюшиным И.А. самовольно возведена жилая пристройка к дому (лит. А1) площадью 50,7 кв.м.
Актом обследования домовладения <адрес>, выполненного МУП «Архитектурно – планировочное бюро» г. Брянска установлено, что кирпичная жилая пристройка лит. А1 возведена с нарушением требований п.4.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограждение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» относительно строений на участках смежных домовладений <адрес> и <адрес>, пристройка лит. А1 расположена на расстоянии менее трех метров от существующего ограждения земельного участка смежного домовладения <адрес>, что не соответствует требованиям п. 5.4.3 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства».
Кирпичная не отапливаемая веранда лит. а размерами 3, 45 х 3, 20 м. возведена с нарушением требований п. 4.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограждение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» относительно строений на участке смежного домовладения <адрес>, веранда лит. а расположена на расстоянии менее трех метров от существующего ограждения земельного участка смежного домовладения <адрес>, что не соответствует требованиям п. 5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства».
В соответствии с техническим заключением ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по обследованию жилого дома <адрес>, проведенное обследование показало, что рассмотрев представленные планы: ситуационный и поэтажный (приложения №1, №2, №3, №4), произведя визуальное обследование фактического состояния жилого дома (лит. А) с самовольно возведенной жилой пристройкой (лит. А1) и не отапливаемой верандой (лит. а) общей площадью 97,0 кв.м., расположенного на участке домовладения <адрес> (приложение №5), филиал АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ЦФО сообщает, что несущие и ограждающие конструкции обследованного жилого домовладения самовольно возведенных жилой пристройки и не отапливаемой веранды выполнены из качественных строительных материалов, находятся в исправном состоянии и обеспечивают безопасное пребывание граждан, сохранность материально – технических ценностей и инженерного оборудования, не имеют разрушений и повреждений, снижающих их несущую способность, устойчивость и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций и строения в целом.
Обследованные жилые помещения дома (Лит. А, А1, а) обеспечены инженерными системами (отопление, хозяйственно – питьевое водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газификация и вентиляция) находящиеся в исправном состоянии.
Жилой дом (лит. А) с самовольно возведенными жилой пристройкой (лит. А1) и не отапливаемой верандой (лит. а) к жилому дому <адрес> не влияют на прочность несущих строительных конструкций, на их несущую способность и деформативность, надежность и устойчивость здания в целом, не нарушают права и законные интересы граждан, не создают угрозу их жизни и здоровью.
Планировка помещений дома (лит. А, А1, А2, а) отвечает требованиям СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001» (Утвержден Приказом Минстроя России от 20.10.2016 № 725).
Технико – экономические показатели по жилому дому составляют: общая площадь 97, 0 кв.м., в том числе жилая – 61, 2 кв.м.
Согласно Жилищного Кодекса РФ (статья 12 часть 5) общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Исходя из этого, площадь не отапливаемой веранды 7, 6 кв.м. не включалась в общую площадь жилого дома.
Определением суда от 01 ноября 2019 года по делу назначена судебная строительно – техническая экспертиза.
Согласно заключения судебной строительно – технической экспертизы №021446/12/32002/502019/2-5555/19 от 20 января 2020 г., выполненного НП «Федерация Судебных экспертов» АНО «Центр строительных экспертиз» эксперт Б., расположение самовольно возведенной жилой пристройки (Лит. 1) и не отапливаемой веранды (лит. а) не в полной мере соответствуют СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства».
Однако, непосредственно жилой дом <адрес> (Лит. А) с самовольно возведенной жилой пристройкой (Лит. 1) и не отапливаемой верандой (лит. а), в реконструированном состоянии согласно техническому паспорту, выполненному филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ЦФО №32/01-57/834 по состоянию на 11.12.2018 г. соответствует требованиям строительных и санитарных норм и правил, не нарушает прав и законных интересов граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью.
Возражения на заключение строительно – технической экспертизы ответчиком, третьими лицами, не представлены. Ходатайства о назначении по делу повторной или дополнительной строительно – технической экспертизы не заявлены.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд принимает в качестве допустимого доказательства возможности сохранения жилого дома истца в реконструированном состоянии, заключение судебной строительно – технической экспертизы №021446/12/32002/502019/2-5555/19 от 20 января 2020 г., выполненного НП «Федерация Судебных экспертов» АНО «Центр Строительных Экспертиз». Эксперт является членом НП «ФСЭ», имеет свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, диплом по квалификации инженер – строитель – технолог по специальности «Производство строительных материалов, изделий и конструкций». Экспертное исследование проведено в соответствии с нормативными правовыми актами, справочными материалами. В связи с чем, у суда отсутствуют основания подвергать сомнению выводы эксперта, изложенные в заключении.
Как следует из ответа на обращение истца Управления по строительству и развитию территории г. Брянска от 16.01.2019 г., согласно технического паспорта от 11.12.2019 г., выполненного АО Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» строительство пристроек осуществлялось без разрешающих документов, т.е. самовольно. В соответствии с действующим законодательством РФ, признание права собственности на самовольные постройки производится в судебном порядке.
Таким образом, истцом были приняты меры к легализации самовольной реконструкции жилого дома.
Согласно заявлениям Костуренко А.А., Ковалевой Л.В., Ковалевой Е.В., Ковалева С.В., (собственники смежного жилого дома <адрес>), председателя Совета ТОС «Телецентр» Я. от 27.09.2019 г., Тарасенкова А.Ф., Рыбакиной Е.Ф. (собственники смежного дома <адрес>) от 30.10.2019 г., смежные собственники домовладений не возражают против сохранения самовольных построек, возведенных истцом Андрюшиным М.А.
Сведений о наличии споров между смежными собственниками указанных жилых домов, в связи с произведенной истцом реконструкцией жилого дома, у суда не имеется.
Принимая во внимание приведенные требования закона, установленные по делу обстоятельства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Андрюшина Михаила Алексеевича к Брянской городской администрации о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании права собственности на жилой дом, удовлетворить.
Сохранить в реконструированном состоянии жилой дом <адрес> общей площадью 97,0 кв.м., жилой площадью 61,2 кв.м, с учетом самовольной пристройки Лит. А1 площадью 50,7 кв.м. по данным технического паспорта жилого дома АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ЦФО №32/01-57/834 по состоянию на 11.12.2018 года.
Признать за Андрюшиным Михаилом Алексеевичем право собственности на реконструированный жилой дом <адрес> общей площадью 97,0 кв.м., жилой площадью 61,2 кв.м, с учетом самовольной пристройки Лит. А1 площадью 50,7 кв.м., согласно данным технического паспорта АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ЦФО №32/01-57/834 по состоянию на 11.12.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.02.2020 года.