Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-186/2024 (2-2245/2023;) ~ М-1715/2023 от 11.08.2023

Дело № 2-186/2024

39RS0010-01-2023-002233-58

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гурьевск                                 24 января 2024 г.

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Тарасенко М.С.,

при секретаре Келлер Е.Г.,

с участием прокурора Иванцова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гурьевского района Калининградской области, предъявленному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МУП ЖКХ «Коммунальник», администрации Гурьевского муниципального округа о возложении обязанности обеспечить защитным сооружением гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Гурьевского района Калининградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МУП ЖКХ «Коммунальник», администрации Гурьевского муниципального округа о возложении обязанности на МУП ЖКХ «Коммунальник» в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны путем обеспечения МУП ЖКХ «Коммунальник» защитным сооружением гражданской обороны, соответствующим предъявленным требованиям и готовым к приему укрываемых, возложении обязанности на администрацию Гурьевского муниципального округа профинансировать обеспечение МУП ЖКХ «Коммунальник» защитным сооружением гражданской обороны.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой проверкой деятельности МУП ЖКХ «Коммунальник» соблюдения законодательства о защитных сооружений гражданской обороны, предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное время было установлено, что на территории МУП ЖКХ «Коммунальник» отсутствуют защитные сооружения гражданской обороны. Согласно полученной информации договоры на использование защитных сооружений гражданской обороны в целях укрытия МУП ЖКХ «Коммунальник» с иными предприятиями (организациями) не заключало. Принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга ниц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости использования убежищ по их прямому назначению, защита которых является обязанностью государства.

В судебном заседании заместитель прокурора Гурьевского района Калининградской области Иванцов Е.И. исковые требования поддержал по изложенным выше доводам и основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Гурьевского муниципального округа по доверенности Малявская Е.С. просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что МУП ЖКХ «Коммунальник» является единой теплоснабжающей организацией в Гурьевском районе, за которой на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, в том числе 20 котельных, находящиеся в населенных пунктах Гурьевского района. В административном здании МУП ЖКХ «Коммунальник» работают только сотрудники АУП, численность которых, согласно штатного расписания, составляет 21 человек. Деятельность предприятия является сезонной и работники на котельные принанимаются на время отопительного сезона.

В настоящее время на балансе Гурьевского муниципального округа имеется защитное сооружение гражданской обороны (укрытия) для размещения МУП ЖКХ «Коммунальник», по адресу: <адрес > <адрес >», на основании журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Гурьевского муниципального округа от 12.10.2022 г.

На данный момент выделены денежные ассигнования для устранения выявленных нарушенный законодательства о гражданской обороне.

Помимо перечисленных выше мероприятий, связанных с обеспечением защитных сооружений, администрацией муниципального округа на основании постановления №1127 от 16.03.2022 г. между муниципальным образованием «Гурьевский муниципальный округ Калининградской области» и ФИО7», заключено концессионное соглашение от 04.05.2022 г. № 74 о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования (общеобразовательная школа на 1100 мест) в <адрес > <адрес > от 21.06.2023 г.

Согласно проектной документации строительства общеобразовательной школы в <адрес > муниципального округа на 1100 мест, а именно подраздела 13.2 «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Укрытие 27-22-ГОЧС.У Том 13.2 от 2023 года», в подвале школы предусмотрено укрытие. После ввода объекта в эксплуатацию, часть укрытия будет использоваться МУП ЖКХ «Коммунальник».

В настоящее время ведутся работы по строительству объекта.

Вместе с тем, учитывая, что проектом организации строительства разработанной проектной документации на объект, установлены нормы продолжительности строительства в 1,5 года, считают заявленные требования относительно срока также неразумными, влекущими невозможность исполнения решения в установленный срок.

Полагают, что предприняли все возможные меры к устранению допущенных нарушений федерального законодательства, обеспечили наличие защитного сооружения гражданской обороны (укрытия) для размещения МУП ЖКХ «Коммунальник».

Представитель ответчика МУП ЖКХ «Коммунальник» Байдак В.В. поддержала позицию представителя администрации Гурьевского муниципального округа.

В судебное заседание представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Калининградской области, извещенного надлежащим образом, не явился.

Заслушав вышеуказанных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять надзор за исполнением законов, в частности, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22 названного Закона) в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Закона.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одним из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне», ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 10 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения    от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.    

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»

убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты, укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения,    бактериальных (биологических)    средств и поражающих концентраций химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктах горения при пожарах.

Организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п. 10 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»).

Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 г. №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» определено, что убежища, противорадиационные укрытия и укрытия создаются в том числе для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны; для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне; для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

В соответствии с п. 2,3,4 правил постановления Правительства РФ от 16.08.2016 г. № 804 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказа МЧС России от 28.11.2016 г. № 652дсп «Об утверждении показателей для отнесения организации к категориям по гражданской обороне» МУП ЖКХ «Коммунальник» относится к 2-ой категории гражданской обороны.

Судом установлено, что МУП ЖКХ «Коммунальник» зарегистрировано по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос.Малое Исаково, ул. Гурьевская, д. 5А, является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Прокуратурой Гурьевского района Калининградской области была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в деятельности МУП ЖКХ «Коммунальник» выявлены нарушения федерального законодательства о гражданской обороне, а именно отсутствуют защитные сооружения гражданской обороны.

Также проверкой было установлено, что договоры на использование защитных сооружений гражданской обороны в целях укрытия МУП ЖКХ «Коммунальник» с иными предприятиями (организациями) заключены не были.

14.12.2022 г. прокуратурой Гурьевского района Калининградской области в адрес МУП ЖКХ «Коммунальник» было вынесено представление №Прдр-20270008-463-22/-20270008 об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, однако нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.

Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела ответчиками не оспаривались.

Таким образом, отсутствие защитных сооружений гражданской обороны при наличии потребности в них; отсутствие договоров с подрядчиками на строительство защитных сооружений гражданской обороны, в том числе быстровозводимых, отсутствие договорных отношений с иными предприятиями (организациями) на использование защитных сооружений гражданской обороны является нарушением требований ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в части неисполнения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, п. 10 Положения о гражданской, обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804, в части отсутствия убежища для защиты работников наибольшей работающей смены предприятия.

Выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне являются длящимися и в настоящее время не устранены, что указывает на бездействие МУП ЖКХ «Коммунальник» в устранении приведенных выше нарушений законодательства.

Принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости использования убежища по его прямому назначению.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования прокурора Гурьевского района Калининградской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу требований ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом разъяснений, изложенных в п. п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», суд полагает необходимым возложить на МУП ЖКХ «Коммунальник» обязанность в течение восемнадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить защитное сооружение гражданской обороны, соответствующее предъявляемым требованиям и готовое к приему укрываемых, возложив обязанность по финансированию указанных работ на администрацию Гурьевского муниципального округа.

По мнению суда, указанный срок выполнения работ отвечает принципу разумности с учетом объема и характера подлежащих выполнению работ, обеспечивает при этом соблюдение баланса публичных интересов.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» (░░░ 3917000720) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31.01.2024 ░.

░░░░░                  ░░░░░░░░░ ░.░.

2-186/2024 (2-2245/2023;) ~ М-1715/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Гурьевского района
Ответчики
Администрация Гурьевского Муниципального округа
МУП ЖКХ Коммунальник
Другие
Главное управление МЧС России по Калининградской области
Суд
Гурьевский районный суд Калининградской области
Судья
Тарасенко М.С.
Дело на сайте суда
gurievsky--kln.sudrf.ru
11.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2023Передача материалов судье
18.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.10.2023Предварительное судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2024Дело оформлено
17.06.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее