32RS0016-01-2024-000033-32
2.131
2-93/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 года г.Клинцы
Клинцовский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кобызь Е.Н.,
при секретаре Яковенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Первомайской сельской администрации Клинцовского района Брянской области к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли СПК «Первое Мая» Клинцовского района Брянской области, сельскохозяйственные паи,
установил:
Истец обратился в суд, с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного администрацией Клинцовского района Брянской области, выданы свидетельства о праве собственности на землю, удостоверяющие право на приватизированный земельный участок СПК «Первое Мая», в том числе и Ворониной А. Ф., Исаченко М. Е., Картавцевой М. И., Ленченко В. С., Мехедовой М. И., Осадчему В. А., Петроченко Ф. К., Савченко Н. Н., Сехиной М. В., Соломатину Ф. Н., Старовойтову Г. Л., Сюрко А. Е., Сюрко В. Ф.. Они, как член трудового коллектива и иные лица, предусмотренные п.9 Постановления Правительства РФ №708 от 04.09.1992 года, были наделены земельной долей (паями) общей площадью 5,1 га и им были выданы свидетельства о праве собственности на землю, подтверждающие их право на приватизированный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>», в границах Первомайского сельского поселения Клинцовского района. Установлено, что в настоящее время данные лица умерли. Наследники умерших дольщиков, с момента получения права собственности на земельные доли в порядке наследования в течение трех и более лет подряд, не предприняли действий к распоряжению ими.
Администрацией Первомайского сельского поселения Клинцовского района Брянской области был составлен список лиц, земельных долей которых, могут быть признаны невостребованными, после чего опубликовано сообщение, однако, до настоящего момента, никто из заинтересованных лиц в сельскую администрацию не обратился. Истец просил суд прекратить право общей долевой собственности наследников: Воронина А. И., Исаченко В. Н., Картавцевой А. И., Ленченко Н. Г., Мехедова С. М., Осадчей М. Е., Петроченко А. Ф., Тесленко В. И., Сехина М.Г., Соломатиной В. И., Старовойта Г. Г., Сюрко М. И., Сюрко О. П. на 13 условных земельных долей сельхозугодий из земель сельскохозяйственного назначения СПК «Первое Мая», с кадастровым номером №, т признать право муниципальной собственности Первомайского сельского поселения Клинцовского района Брянской области на 13 (13/350) условных земельных доли.
Представитель истца Первомайской сельской администрации Клинцовского района Брянской области Боброва Т.В. в судебное заседание не явилась, направила суду ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца, исковые требования поддерживает в полном объеме, при этом указала, что в силу ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), истец отказывается от исковых требований в отношении 11 условных земельных долей Воронина А. И., Исаченко В. Н., Картавцевой А. И., Ленченко Н. Г., Мехедова С. М., Осадчей М. Е., Петроченко А. Ф., Тесленко В. И., Сехина М.Г., Соломатиной В. И., Старовойта Г. Г., Сюрко М. И., Сюрко О. П., просит прекратить производство по делу в этой части и признать право муниципальной собственности Первомайского сельского поселения на две доли в праве размером 2/350, принадлежащие Воронина А. И., Ленченко Н. Г.. В силу ст.39 ГПК РФ, истец вправе отказаться от иска полностью или частично. Судом принят отказ истца от части исковых требований, производство по делу в этой части прекращено.
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Третьи лица Управление Росеестра по Брянской области (ТМО), СПК «Первое Мая», надлежаще извещённые, в судебное заседание не явились.
На основании ст.167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания, по которым условные земельные доли могут быть признаны невостребованными, предусмотрены п.1, п.2 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с ч.3 ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с 4.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.
Во исполнение Постановления Правительства РФ № 86 от 29.12.1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ № 708 от 04.09.1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ № 323 от 27.12.1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Указа Президента РФ от 27.10.1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» Администрацией Клинцовского района Брянской области было вынесено Постановление №20 от 27.01.1994 года, дольщикам были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие их права на приватизированный земельный участок СПК «Первое Мая» (земельные доли).
В соответствии с п.1 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом, земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в данном пункте.
Согласно п.2 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ от 24 июля 2002 года, невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственности которой, не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно сведениям, предоставленным ОЗАГС Клинцовского района управления записи актов гражданского состояния Брянской области, указанные в иске лица Воронина А. И., Ленченко Н. Г. значатся умершими гражданами.
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости и переходе прав на объект недвижимости от 16.05.2023 года, следует, что сведения о зарегистрированных правах и о переходе прав на объект недвижимого имущества на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>», в отношении Воронина А. И., Ленченко Н. Г. отсутствуют.
Из сведений, предоставленных нотариусами Клинцовского нотариального округа Брянской области: Шумейко Н.В., Поддубной И.Е., Боровиковой О.Н., Безверхия Ю.Н., Иванченко С.В. следует, что наследственные дела к имуществу в отношении лиц, указанных в иске, не заводились.
На основании ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Первомайского сельского поселения был составлен список невостребованных условных земельных долей сельскохозяйственного назначения СПК «Первое Мая», который 24.12.2013 года был опубликован в Клинцовской объединённой газете «Труд» № 104, а так же разместила списки на информационных щитах территории Первомайского сельского поселения.
Список невостребованных земельных долей предоставляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
При этом лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (пункт 6 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ).
С момента публикации списка невостребованных земельных долей до момента назначенной даты проведения общего собрания собственников земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок СПК «Первое Мая» принимались возражения от лиц, считавших, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Лица, заявившие возражения, были исключены из списка невостребованных земельных долей.
Поскольку участники общей долевой собственности на земельный участок в течение 3-х месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей самостоятельно не провели общего собрания, то с инициативой его проведения выступила администрация поселения.
Из материалов дела следует, что общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не было принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях. Общее собрание собственников земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок СПК «Первое Мая» Клинцовского района Брянской области (кадастровый №), в силу ст.14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» признано не состоявшимся из-за отсутствия необходимого кворума для его проведения, что подтверждается Протоколом от 30.05.2014 года.
Постановлением № 52 от 18.07.2017 года главы Первомайского сельского поселения Клинцовского района Брянской области на основании п.7 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», был утвержден список невостребованных земельных долей СПК «Первое Мая».
Право собственности на земельные доли сельскохозяйственных угодий на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>» в границах Первомайского сельского поселения Клинцовского района Брянской области, указанными выше лицами в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано, последние умерли, наследники отсутствуют, как по закону, так и по завещанию, в течение длительного времени никто из наследников не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, либо с заявлением об отказе от наследства.
При указанных выше обстоятельствах, судом установлено отсутствие в течение трех лет распорядительных действий со стороны собственников земельной доли или наследников, а также соблюдение истцом положений закона при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения, регулирующих обеспечение прав всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю, что позволяет истцу в силу требований п. 8 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными к ответчику Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего лица считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 1151ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований – их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, в силу действующего законодательства, все функции по осуществлению действий с невостребованными земельными долями возложены на Росимущество, т.е. на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Каких-либо доказательств со стороны ответчика по использованию спорных земельных паев по их целевому назначению, суду представлено не было.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в силу статьи 56 ГПК РФ, суду не представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достаточности, свидетельствующих о совершении собственниками действий по распоряжению земельными участками при жизни, т.е. совершении действий направленных на выделение в натуре причитающихся им земельных долей, реализации правомочия собственников (права владения, пользование, распоряжения), а равно и доказательств тому, что после их смерти, кто - либо вступил в права наследников, либо использует данные земельные доли по целевому назначению, суд, учитывая, что исковые требования истца, предъявлены в связи с необходимостью оформления зарастающих земельных участков, в целях вовлечения их в сельскохозяйственный оборот, считает требования Первомайской сельской администрации Клинцовского района о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что предусмотренные ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» условия и процедура признания Первомайской сельской администрацией Клинцовского района права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными, были соблюдены в полном объеме, сведения о регистрации условных земельных долей, принадлежащих на праве собственности Воронина А. И. и Ленченко Н. Г., в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, отсутствуют, суд приходит к выводу, что исковые требования Первомайской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о прекращении права общей долевой собственности в количестве двух условных земельных долей и признании права муниципальной собственности на данные невостребованные земельные доли СПК «Первое Мая» Клинцовского района Брянской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск Первомайской сельской администрации Клинцовского района Брянской области к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли СПК «Первое Мая» Клинцовского района Брянской области, сельскохозяйственные паи, удовлетворить полностью.
Прекратить право Воронина А. И., Ленченко Н. Г. на две условные земельные доли (по 5,1 га каждая) СПК «Первое Мая» <адрес>, кадастровый №.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о правообладателях двух условных земельных долей СПК «Первое Мая» Воронина А. И., Ленченко Н. Г. из состава земель сельскохозяйственного назначения, земельного участка кадастровым номером № в праве общей долевой собственности, с местоположением: <адрес>
Признать за Первомайским сельским поселением Клинцовского района Брянской области право муниципальной собственности на две (2/350) условные земельные доли, в праве общей долевой собственности на земельном участке кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2024 года.
Председательствующий судья Е.Н.Кобызь