Судья: Болочагин В.Ю. Дело № 33а-10956/2021
УИД: №
Дело №2а-2012/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2021г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей - Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,
при секретаре – Зенкевиче В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 июня 2021 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя административного ответчика Таркиной Ю.А. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения административного истца Нечаевой М.Л. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нечаева М.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области, указав в обоснование заявленных требований, что 11 января 2011 года между ООО «В.» и ЗАО «П.» заключен договор о долевом участии в проектировании и строительстве дома № (по генплану), по <адрес>, в соответствии с которым ЗАО «П.» принимает ООО «В.» в долевое участие в объеме 85% финансирования проектирования и строительства жилого дома. Планируемый срок завершения строительно-монтажных работ – 4 квартал 2012 года. 2 сентября 2011 года Нечаева М.Л. заключила с ООО «В.» договор о долевом участии в строительстве жилого дома по адресу: <адрес>. Обязательства по оплате стоимости квартиры перед ООО «В.» выполнены в полном объеме. Приговором Ленинского районного суда г.Самары от 22 июля 2013г. директор ЗАО «П.» признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, в рамках уголовного дела которого административный истец признана потерпевшей. В январе 2021 года административным истцом получено уведомление Министерства строительства Самарской области о принятии решения об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подпунктов «а, г» пункта 5 Порядка, а именно в связи с непредставлением документов, установленных пунктом 2.2 Порядка, и несоответствия критериям статьи 5 Закона, указывая, что представленный договор долевого участия в строительстве заключен с лицом, не являющемся застройщиком и не имевшим право привлекать средства участников долевого строительства, а также названный договор не прошел процедуру государственной регистрации и является не заключенным. С таким решением Нечаева М.Л. не согласна, считает его незаконным, поскольку ранее на основании определения Верховного суда РФ она включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Нечаева М.Л. просила суд признать решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства незаконным и обязать Министерство строительства Самарской области включить ее в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 09 июня 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Нечаевой М.Л. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 20 января 2021 №МС/309. На Министерство строительства Самарской области возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Нечаевой М.Л., повторно рассмотрев и приняв решение по ее заявлению от 01 декабря 2020 года о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года №927.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В заседании судебной коллегии представитель Министерства строительства Самарской области Таркина Ю.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Нечаева М.Л. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, считает решение районного суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 1-2 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ) государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В силу части 2.1 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется контролирующим органом в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных Правительством Российской Федерации.
Уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков на территории Самарской области является министерство строительства Самарской области (статья 2 Закона Самарской области от 16 марта 2007г. №13-ГД «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области»).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Закон Самарской области от 08 июля 2019 N 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, согласно пункту 1.3 которого формирование реестра пострадавших участников долевого строительства осуществляется министерством строительства Самарской области согласно настоящему Порядку в целях оказания мер государственной поддержки в соответствии с Законом о поддержке обманутых дольщиков.
Судом установлено, что 02 сентября 2011 года между ООО «В.» и Нечаевой М.Л. подписан договор №15 «О долевом участии в строительстве жилого дома по адресу: <адрес>, предметом которого являлось участие в строительстве названного жилого дома в размере доли, которой соответствует однокомнатная квартира № (строительный) на 4 этаже, общей площадью 41,76 кв.м. Стоимость доли определена в размере 1 148 000 руб.
Обязательства по оплате административным истцом выполнены в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №22 от 02 сентября 2011 года.
Постановлением старшего следователя СЧ ГСУ ГУ МВД России по Самарской области от 13 февраля 2012 года Нечаева М.Л. признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному в отношении руководителей ООО «В.».
Из уведомления Министерства строительства Самарской области от 26 августа 2016 года №3/3118 следует, что в отношении Нечаевой М.Л. принято решение о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
01 декабря 2020 года Нечаева М.Л. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении её в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены.
Уведомлением от 20 января 2021 года №МС/309 Нечаевой М.Л. отказано во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «а» и «г» пункта 2.5 Порядка, а именно, в связи с непредставлением документов, установленных пунктом 2.2 Порядка, и несоответствием критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков.
Оспариваемое решение административным органом мотивировано тем, что представленный Нечаевой М.Л. договор долевого участия не соответствует Федеральному закону от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», так как заключен с лицом, не являющимся застройщиком и не имеющим права привлекать средства участников долевого строительства, кроме того, договор не прошел процедуру государственной регистрации, в связи с чем, является незаключенным.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что требования Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве направлены на защиту прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, являются дополнительной гарантией для граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, в связи с чем пришел к выводу, что доводы административного органа о том, что без соблюдения требований к форме договора, его государственной регистрации гражданин не вправе рассчитывать на меры государственной поддержки в случае нарушения его прав, не учитывают цели данного Федерального закона и являются ошибочной.
Учитывая, что установлен факт неисполнения лицом, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед истцом, и факт исполнения истцом своих обязательств по договору в полном объеме, а также то, что министерство ранее признало Начаеву М.Л. обманутым дольщиком и включило её в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ Министерства строительства Самарской области во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия находит выводы районного суда правильными.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении судом норм права, подлежащих применению, мотивированные тем, что в силу положений статьи 17 Федерального закона от 30 декабря 20104 г. №214-ФЗ, подпункта 1 статьи 164, пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор, заключенный между Нечаевой М.Л. и ООО «В.», в отсутствие его государственной регистрации не влечет никаких правовых последствий, а, следовательно, административный истец не соответствует установленным критериям, что явилось законным основанием для принятия Министерством решения об отказе во включении Нечаевой М.Л. в реестр пострадавших участников долевого строительства, на правильность выводов суда не влияют и подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права.
Так, Законом Самарской области от 08 июля 2019г. №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В силу части 1 статьи 5 указанного Закона пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства и Правила выплаты денежной компенсации таким гражданам.
Согласно п. 1.5 указанных Правил выплаты денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта, получателем денежной компенсации являются пострадавшие участники долевого строительства, соответствующие критериям, установленным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков, и включенные в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется уполномоченным органом в соответствии с порядком ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, утверждаемым Правительством Самарской области.
Выплата денежной компенсации осуществляется в размере денежных средств, ранее внесенных пострадавшим участником долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, заключенному с недобросовестным застройщиком (1.6 Правил).
Условиями выплаты денежной компенсации согласно п. 2.1 Правил являются:
а) признание завершения строительства проблемного объекта нецелесообразным и (или) невозможным;
б) соответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков;
в) включение пострадавшего участника долевого строительства на основании заявления в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется уполномоченным органом, с указанием меры государственной поддержи в виде выплаты денежной компенсации;
г) заключение между пострадавшим участником долевого строительства и уполномоченным органом соглашения о выплате денежной компенсации (далее - соглашение);
д) обязательная передача Самарской области в лице уполномоченного органа имеющихся у пострадавшего участника долевого строительства прав требования в отношении всех жилых, нежилых помещений, машино-мест и иного имущества, входящего в состав проблемного объекта, по которому оказываются меры государственной поддержки;
е) обязательная передача уполномоченному органу оригиналов договоров участия в долевом строительстве, заключенных с недобросовестным застройщиком, а также документов, подтверждающих оплату таких договоров.
При наличии обстоятельств, препятствующих передаче оригиналов договоров участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения, заключенных с недобросовестным застройщиком, а также документов, подтверждающих оплату таких договоров, в связи с их изъятием в ходе выемки документов, имеющих доказательственное значение по уголовному делу, передаче подлежит копия протокола выемки, заверенная органом предварительного следствия или дознания.
В силу пункта 2.5. Правил, уполномоченный орган на основании поступившего заявления и документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, в тридцатидневный срок принимает решение об отказе или включении заявителя в Реестр, о чем уведомляет заявителя с указанием причин отказа или очередности.
Основаниями для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр являются:
а) несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков;
г) непредставление документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка; (в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.08.2020 N 583)
Положениями части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только установленными данной статьей способами, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как видно из материалов дела, оспариваемое решение министерства строительства Самарской области от 20 января 2021 года №МС/309 принято на основании подпунктов «а», «г» пункта 2.5 Порядка, в связи с непредставлением документов, установленных пунктом 2.2 Порядка и несоответствии Нечаевой М.Л. критериям статьи 5 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области».
Вместе с тем, решением Ленинского районного суда г.Самары от 19 июня 2014 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2016 года, признано незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 07 февраля 2014 года в части отказа по включению ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. При этом, определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2016 года, указано, что договор долевого участия в строительстве не зарегистрирован в установленном законом порядке по независящим от Нечаевой М.Л. причинам, которая с заявлением о его регистрации обращалась, однако в удовлетворении этого заявления в связи с отсутствием такого же заявления застройщика было отказано.
26 августа 2016 года Министерством строительства Самарской области принято решение о включении Нечаевой М.Л. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
При этом, из материалов дела видно, что признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, является одним из таких критериев (подпункт 4 части 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08 июля 2019 года №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области».
Из материалов дела следует, что Нечаева М.Л. постановлением следователя признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного часть 4 статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в отношении генерального директора ЗАО «П.».
Доводы апелляционной жалобы о различии предусмотренных законом требований, предъявляемых к документам, необходимым для включения участника долевого строительства в реестр, с указанием на то, что Законом от 08 июля 2019 года №84-ГД и Порядком определено, что участником долевого строительства предоставляется именно договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004г года №214-ФЗ, в отличие от приказа Минрегиона России от 20 сентября 2013 года №403, согласно которому необходимо было представить любой договор или иные документы, подтверждающие возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществляющими привлечение денежных средств для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю, с учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельствах основанием к отмене решения суда не являются, отклоняются судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Министерства строительства Самарской области, выраженный в уведомлении от 20 января 2021 года №МС/309, во включении Нечаевой М.Л.. в реестр пострадавших участников долевого строительства является незаконным.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязал Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, заново рассмотрев и приняв решение по её заявлению от 01 декабря 2020г. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. В то же время правовая позиция, изложенная в решении, является для административного ответчика обязательной при принятии решения.
Доводы, на которые указывается в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию административного ответчика в суде первой инстанции, являлись предметом судебного рассмотрения, получив правильную оценку, все выводы подробно мотивированы в решении, оснований для переоценки исследованных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения, верно распределил бремя доказывания между сторонами, собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нормы материального и процессуального права судом не нарушены.
При указанных обстоятельствах решение суда является правильным и отмене не подлежит. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -