Дело № 2-2152/2023
УИД 32RS0027-01-2023-000060-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 г. г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Петрачковой И.В.,
при секретаре Рождественской И.А.,
с участием истца Карпенко А.А., представителя истца – адвоката Свительского В.В., представителя ответчиков ФССП России, УФССП России по Брянской области Коротковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карпенко Алексея Анатольевича к ФССП России, УФССП России по Брянской области об обязании выдать пенсионное удостоверение, взыскании потраченных денежных средств за купленное форменное обмундирование, взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Карпенко А.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с <дата> с ним, младшим судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Володарского РОСП г.Брянска УФССП России по Брянской области, был расторгнут срочный контракт и он уволен со службы в органах принудительного исполнения РФ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. При увольнении со службы и до настоящего времени ему не выдано пенсионное удостоверение, предъявление которого позволяет ему воспользоваться предусмотренными законодательством льготами, а также не выданы справки 2-НДФЛ за 2021 г., 2022 г. Кроме того, полагает, что имеет право на выплату денежной компенсации в размере 2 950 руб. за приобретенное в 2021 г. за счет собственных денежных средств форменное обмундирование согласно Порядку учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества в органах принудительного исполнения РФ, утвержденному Приказом ФССП России от 13 марта 2020 г. №193. Также полагает, что имеет право на выплату компенсации за проезд его многодетной семьи в составе пяти человек в период времени с <дата> по <дата> в санаторно-курортную организацию ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая Долина» согласно Приказу ФССП России от 30 сентября 2020 г. №702.
На основании изложенного, истец просил суд обязать УФССП России по Брянской области выдать ему пенсионное удостоверение и справки 2-НДФЛ за 2021 г., 2022 г.; взыскать с УФССП России по Брянской области в пользу истца потраченные денежные средства за купленное форменное обмундирование в сумме 2 950 руб., взыскать с УФССП России по Брянской области в пользу истца стоимость проезда железнодорожным транспортом, затраченных им и членами семьи на дорогу в санаторий ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая Долина» в сумме 27 325 руб.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФССП России.
Определением суда от 26 июля 2023 г. прекращено производство по делу в части исковых требований об обязании УФССП России по Брянской области выдать истцу справки 2-НДФЛ за 2021 г., 2022 г. в связи с отказом истца от иска в данной части.
С учетом уточненных исковых требований истец просит суд обязать ФССП России выдать ему пенсионное удостоверение установленного образца; взыскать с ФССП России компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб. за непредоставление пенсионного удостоверения установленного образца при увольнении; взыскать с УФССП России по Брянской области в пользу истца потраченные денежные средства за купленное форменное обмундирование в сумме 2 950 руб., взыскать с УФССП России по Брянской области в пользу истца стоимость проезда железнодорожным транспортом, затраченных им и членами семьи на дорогу в санаторий ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая Долина» в сумме 27 325 руб.
В судебном заседании истец Карпенко А.А., представитель истца – адвокат Свительский В.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчиков ФССП России, УФССП России по Брянской области Короткова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснила, что в соответствии с Приказом ФССП России от 20 октября 2022 г. № 824 «Об утверждении Порядка организации работы по пенсионному обеспечению в органах принудительного исполнения РФ» подготовлен проект приказа, утверждающий форму пенсионного удостоверения и порядок их выдачи, после утверждения данного приказа и изготовления бланков пенсионных удостоверений будет осуществлена их выдача; взамен пенсионного удостоверения Карпенко А.А. направлена справка, подтверждающая его правовой статус пенсионера. Полагает, что оснований для взыскания с УФССП России по Брянской области денежных средств за купленное форменное обмундирование не имеется, поскольку нормативно-правовыми актами на сотрудника органа принудительного исполнения не возложена обязанность по приобретению форменной одежды за счет личных средств, кроме того, истцом не представлено доказательств того, что перед приобретением форменной одежды им было получено соответствующее разрешение руководства УФССП России по Брянской области. Также считает, что требования истца о взыскании стоимости проезда железнодорожным транспортом в санаторий ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая Долина» не подлежат удовлетворению, поскольку поездка Карпенко А.А. и членов его семьи в санаторий не обусловлена какими-либо медицинскими показаниями.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из приказа ФССП России от <дата> №...-лс «Об увольнении сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», с майором внутренней службы Карпенко А.А., младшим судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Володарского районного отделения судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области расторгнут срочный контракт и он уволен со службы в органах принудительного исполнения <дата> по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №328-ФЗ).
Согласно ст. 68 Федерального закона №328-ФЗ, порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей» (далее - Закон № 4468-1) Карпенко А.А. с <дата> назначена пенсия.
Согласно ст. 50 Закона № 4468-1 работа по пенсионному обеспечению осуществляется в порядке, установленном Федеральной службой судебных приставов.
В указанных целях издан Приказ ФССП России от 20 октября 2022 г. № 824 «Об утверждении Порядка организации работы по пенсионному обеспечению в органах принудительного исполнения РФ» (далее – Порядок).
Согласно п. 3 названного Порядка, пенсионное обеспечение осуществляется отделом пенсионного обеспечения Финансово - экономического управления во взаимодействии с Управлением государственной службы и кадров, кадровыми подразделениями территориальными органами ФССП России.
В соответствии с п. 4 Порядка работа по пенсионному обеспечению пенсионеров включает:
- Своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий.
- Назначение и выплату пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.
- Контроль за правильностью и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций кредитным учреждением.
- Ведение учета пенсионных дел и персонального учета пенсионеров.
- Представление сведений о работе пенсионного отдела.
- Выдачу пенсионерам документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.
- Взаимодействие по вопросам пенсионной работы и предоставления мер социальной поддержки с федеральными органами исполнительной власти либо федеральными государственными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу (военную службу), отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, органами социальной защиты населения.
В силу п.5 Порядка, документы для назначения пенсии сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляют кадровые подразделения органов принудительного исполнения Российской Федерации по последнему месту службы и передают их в пенсионный отдел.
Согласно п.10 Порядка, документы для назначения пенсии представляются кадровыми подразделениями территориальных органов принудительного исполнения по последнему месту службы в пенсионный отдел.
На основании представленных документов пенсионный отдел составляет заключение о назначении пенсии, одновременно заполняет уведомление о назначении пенсии. Данное уведомление составляется в 2-х экземплярах и подписывается начальником финансово-экономического управления. Первый экземпляр уведомления направляется по почте или выдается под подпись пенсионеру вместе с пенсионным удостоверением (п. 13-15).
Согласно информации, представленной по запросу суда ФССП России от 26 июля 2023 г., в соответствии с Приказом ФССП России от 20 октября 2022 г. № 824 «Об утверждении Порядка организации работы по пенсионному обеспечению в органах принудительного исполнения РФ» подготовлен проект приказа, утверждающий форму пенсионного удостоверения и порядок их выдачи. После утверждения данного приказа и изготовления бланков пенсионных удостоверений будет осуществлена их выдача в кратчайшие сроки, без дополнительного обращения пенсионеров.
Кроме этого, по сведениям ФССП России взамен пенсионного удостоверения Карпенко А.А. 25 мая 2022 г. исх. № 00088/22/106806 направлена справка, подтверждающая его правовой статус пенсионера и наличие у него прав на получение мер социальной поддержки.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ФССП России обязанности выдать Карпенко А.А. пенсионное удостоверение.
Ввиду отказа в удовлетворении данного требования, а также учитывая отсутствие подтверждения физических и нравственных страданий истца в связи с невыдачей ему пенсионного удостоверения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового требования о взыскании компенсации морального вреда за непредоставление пенсионного удостоверения установленного образца при увольнении.
Согласно ст. 67 Федерального закона №328-ФЗ, сотрудник обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом принудительного исполнения. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 1784 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (действовало в период возникновения спорных правоотношений) утверждены общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов принудительного исполнения (далее - Положение).
Исходя из п. 1 Положения, вещевое обеспечение сотрудников органов принудительного исполнения является одним из видов материального обеспечения и включает комплекс мероприятий по определению потребности в обеспечении имуществом, а также по снабжению им и носке.
Приказом ФССП России от 13 марта 2020 г. № 193 «Об утверждении Порядка учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества в органах принудительного исполнения РФ» утвержден порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества в органах принудительного исполнения РФ (далее - Порядок).
При этом, вышеназванными Положением и Порядком на сотрудника не возложена обязанность по самостоятельному приобретению форменной одежды за счет личных средств в случае отсутствия обеспечения со стороны нанимателя, в том числе, по предложению должностных лиц службы или в случае отсутствия на складе форменного обмундирования необходимого размерного ряда.
При этом, жалоб на неправомерные действия должностных лиц ведомства, выразившиеся в предложении сотруднику (требовании от сотрудника) приобрести форменную одежду за личные денежные средства, от Карпенко А.А. в уполномоченные органы не поступало.
Пунктом 19 Порядка предусмотрено, что индивидуальный пошив сотрудникам вещевого имущества в специализированных ателье, а также приобретение вещевого имущества в специализированных магазинах осуществляется с разрешения руководства федерального органа принудительного исполнения в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели. Разрешается осуществлять индивидуальный пошив вещевого имущества сотрудникам, размерные параметры которых выходят за пределы размерной типологии.
В ходе рассмотрения настоящего дела истцом не представлено сведений о том, что размер формы, приобретенной им из личных денежных средств, обусловлен тем, что его размерные параметры выходят за пределы стандартных размеров.
Кроме этого, Карпенко А.А. не представлено доказательств того, что перед приобретением форменной одежды им было получено соответствующее разрешение руководства УФССП России по Брянской области.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Карпенко А.А. о взыскании с УФССП России по Брянской области денежных средств за купленное форменное обмундирование в сумме 2 950,00 руб. не имеется.
Приказом ФССП России от 30 сентября 2020 № 702 «Об утверждении порядка оплаты сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации стоимости проезда к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае на правления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации), к месту долечивания (реабилитации) в медицинской организации (санаторно- курортной организации) Федеральной службы судебных приставов и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации) и к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно» утвержден Порядок оплаты сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации стоимости проезда к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации), к месту долечивания (реабилитации) в медицинской организации (санаторно-курортной организации) Федеральной службы судебных приставов и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации) и к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно (далее - Порядок).
Исходя из непосредственного толкования названного Порядка (п. 1) следует, что стоимость проезда на железнодорожном транспорте с учетом всех сопутствующих расходов (за постельное белье, оплату страховки и т. д.) подлежит возмещению лишь в конкретных случаях, а именно:
- при проезде к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно - врачебной комиссией) медицинской организации);
- при проезде к месту долечивания (реабилитации) в медицинской организации (санаторно-курортной организации) федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации); к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно.
Иные случаи для оплаты денежных средств, затраченных сотрудником на проезд к месту отдыха, настоящим Порядком не предусмотрены, равно как и не предусмотрены иными нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность службы.
Установлено, что в период времени с <дата> по <дата> семья Карпенко А.А. в составе пяти человек пребывала в санатории ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая Долина».
При этом, в ходе рассмотрения настоящего дела Карпенко А.А. пояснил, что военно - врачебной комиссией или иной медицинской организацией направления на лечение (долечивание, реабилитацию) либо медицинское освидетельствование не выдавались.
Из изложенного следует, что поездка Карпенко А.А. и членов его семьи в 2021 г. в санаторий ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина»» не обусловлена какими-либо медицинскими показаниями.
Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Карпенко А.А. о взыскании с УФССП России по Брянской области денежной суммы в размере 27 325,00 руб., затраченной в 2021 году на проезд до санатория ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина».
При таких обстоятельствах, исковые требования Карпенко А.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карпенко Алексея Анатольевича к ФССП России, УФССП России по Брянской области об обязании выдать пенсионное удостоверение, взыскании потраченных денежных средств за купленное форменное обмундирование, взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Петрачкова
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2023 г.