Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-896/2024 ~ М-755/2024 от 30.05.2024

Дело                                                 37RS0-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

9 июля 2024 года                                              <адрес>

Шуйский городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Лебедевой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Бабайкиной Е.А.,

с участием представителя истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Кондуровой М.А.,

представителя ответчика ТУСЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району Климовой С.Г.,

третьего лица Быковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шуйского межрайонного прокурора в защиту интересов Грязновой Г. В. к Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

    Шуйский межрайонный прокурор <адрес> в защиту интересов Грязновой Г. В. обратился в суд с указанным иском к Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району (далее - ТУСЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району), в котором просил признать незаконными действия ТУСЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району в отношении Грязновой Г. В. по удержанию с нее излишне выплаченных сумм причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг; возложить на ответчика обязанность возвратить Грязновой Г. В. денежные средства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, удержанные с нее за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Заявленные требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой на основании обращения Быковой Л. В. проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите ветеранов труда, приравненных к ним гражданам, и тружеников тыла, в деятельности ТУСЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району. Установлено, что Грязнова Г.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является ветераном труда, инвалидом II группы. Грязнова Г.В. согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан является собственником ? квартиры: расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. По указанному адресу зарегистрированы: Грязнова Г.В., Быков А.И., Быкова Л.В.ДД.ММ.ГГГГ Грязнова Г.В. обратилась в Территориальное управление социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району с заявлением о предоставлении государственной услуги, просила назначить ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, по категории «ветеран труда», «инвалид II группы». Решением Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ Грязновой Г.В. назначена ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно в размере 312 руб. ДД.ММ.ГГГГ Решением о перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Грязновой Г.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет и установлена переплата в размере с ДД.ММ.ГГГГ – 664, 28 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 918,64 руб. (всего 4467,19 руб.). Уведомление о возврате денежной выплаты в добровольном порядке Грязновой Г.В. направлялось. Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Грязновой Г.В. подписано заявление о согласии на возмещение неосновательно полученных в качестве ЕДВ ЖКУ средств в счет будущей выплаты. Однако, установлено, что период переплаты Грязновой Г.В. установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на что она своего согласия за этот период не давала, что также следует из обращения Быковой Л.В. в межрайонную прокуратуру. Действия Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району противоречат пл. 3.13.5. и 3.13.7. Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , из которых следует, что удержание сумм ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг во внесудебном порядке возможно только в случае наличия заявления о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы. Таким образом, действия Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району по удержанию с мая 2024 года суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат во внесудебном порядке противоречат положениям ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Кондурова М.А., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, указала, что просит признать незаконными действия Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району по удержанию с Грязновой Г. В. сумм, причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложить на Территориальное управление социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району обязанность вернуть Грязновой Г. В. удержанные с нее с мая 2024 года денежные средства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в счет переплаты, произведенной Территориальным управлением социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебное заседание истец Грязнова Г.В., не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика ТУСЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району по доверенности Климова С.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на соглашение Грязновой Г.В., подписанное ею ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент социальной защиты населения <адрес>, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

В судебном заседании третье лицо Быкова Л.В. поддержала требования прокурора, указав, что соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылается ответчик, подписано ею, а не Грязновой Г.В., которая в силу своего состояния здоровья из дома не выходит.

В судебное заседание третье лицо Быков А.И. не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

    Заслушав представителя истца, представителя ответчика, третье лицо, изучив материалы гражданского дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Конституция Российской Федерации провозглашает Р. Ф. социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - ветераны труда и приравненные к ним граждане), по достижении ими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо ранее достижения указанных возрастов при возникновении права на страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется: лицам, проживающим в домах, имеющих центральное отопление, - в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива. Размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в части платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе нетрудоспособными членами семей ветеранов труда и приравненных к ним граждан, совместно с ними проживающими, находящимися на их полном содержании или получающими от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, - в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством <адрес> (далее - социальная норма площади жилья); платы за содержание жилого помещения в части платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти <адрес>; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного <адрес>, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе нетрудоспособными членами семей ветеранов труда и приравненных к ним граждан, совместно с ними проживающими, находящимися на их полном содержании или получающими от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, - в пределах социальной нормы площади жилья; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, без применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. Размер ежегодной денежной выплаты на оплату топлива определяется исходя из 50 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, с учетом транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установленные настоящим пунктом, предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла» ветераны труда, приравненные к ним граждане и труженики тыла в целях получения денежной выплаты обращаются в территориальный орган центрального исполнительного органа государственной власти <адрес>, проводящего государственную политику по социальной защите населения, по месту своего жительства (далее - орган социальной защиты населения) с заявлением и документами, подтверждающими право на назначение и выплату денежной выплаты.

Согласно ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла» суммы денежных выплат удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на выплату денежной выплаты). Излишне выплаченные суммы денежных выплат возмещаются получателем добровольно или взыскиваются в судебном порядке.

Согласно ст. 4.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла» обязательства по обеспечению мер социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла являются расходными обязательствами <адрес>. Средства на реализацию мер социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла предусматриваются в областном бюджете, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла, утверждается <адрес>

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодных денежных выплат на оплату топлива осуществляется органами, уполномоченными <адрес>. Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера, а также порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаются <адрес>.

Согласно п. 1 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива (далее - выплаты) устанавливаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла».

Согласно п. 11 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, в случае обнаружения уполномоченными органами признаков, указывающих на то, что сведения, содержащиеся в представленных заявителем или полученных в порядке межведомственного взаимодействия документах, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, уполномоченные органы проводят дополнительную проверку таких сведений путем направления официальных запросов в организации, располагающие данными сведениями, или путем осуществления межведомственного информационного взаимодействия с указанными организациями на основании соответствующих соглашений.

Согласно п. 15 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из объема мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, <адрес>.

Согласно п. 18 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг один раз в год вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом размера указанной выплаты за предыдущий календарный год и (или) корректировкой объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год по всем видам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых получателю. Уполномоченный орган на основании представленных получателем документов, содержащих сведения о фактических объемах потребления коммунальных услуг и размерах произведенных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий календарный год, в течение 30 дней с даты приема документов производит перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий календарный год и (или) корректировку объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год или принимает решение об отказе в перерасчете размера указанной выплаты за предыдущий календарный год (корректировке объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год) и направляет (вручает) соответствующее решение получателю ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 20 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, получатель выплаты в течение десяти дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера выплаты, ее приостановление либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания (жительства, пребывания) получателя выплат, состава семьи по месту его проживания, основания получения мер социальной поддержки, видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, исполнителя (поставщика) жилищно-коммунальных услуг; установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг; перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием гражданина более 3 месяцев), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

Согласно п. 35 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, в случае если получатель выплаты в установленный в пункте 20 настоящих Правил срок не представил уполномоченному органу документы (сведения), указанные в пункте 20 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве выплаты средства за период не более 10 лет назад с даты осуществления уполномоченным органом перерасчета с согласия получателя засчитываются в счет будущей выплаты, а при отсутствии права на получение выплаты в последующие месяцы эти средства возвращаются получателем в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.

Согласно п. 3.13.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является принятие соответствующего решения в случае выявление факта переплаты в результате перерасчета размера выплат, произведенного в соответствии с разделом 3.10 Административного регламента. В этом случае денежные средства, излишне выплаченные получателю, засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение выплат в последующие месяцы эти средства возмещаются получателем добровольно. При отказе от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке.

Согласно п. 3.13.5 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в случае отказа заявителя, получающего государственную услугу, от добровольного возмещения необоснованно полученных денежных средств, специалист, ответственный за подготовку проектов решений, готовит расчет переполученных заявителем сумм и информирует руководителя территориального органа социальной защиты населения или лицо, уполномоченное приказом руководителя территориального органа социальной защиты населения, о факте отказа заявителя возмещать переполученные суммы в добровольном порядке.

Согласно п. 3.13.7 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , расчет необоснованно выплаченной суммы, решение о взыскании неправомерно выплаченной суммы, заявление о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы приобщаются к персональному делу гражданина, по которому выявлена неправомерная выплата.

Согласно п. 3.13.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , процедура осуществляется до полного погашения средств. Максимальный срок выполнения административной процедуры по организации учета и возврату неправомерно полученных гражданами денежных средств не ограничен.

Судом установлено, что Грязнова Г.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ветераном труда, инвалидом II группы.

Грязнова Г.В. согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан является собственником ? квартиры: расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

По указанному адресу зарегистрированы: Грязнова Г.В., Быков А.И., Быкова Л.В.

Грязнова Г.В. обратилась в Территориальное управление социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району с заявлением о предоставлении государственной услуги, просила назначить ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, по категории «ветеран труда», «инвалид II группы».

Решением Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ Грязновой Г.В. назначена ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно в размере 312 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Решением Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району о перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Грязновой Г.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет и установлена переплата в размере с ДД.ММ.ГГГГ – 664, 28 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 918,64 руб. (всего 4 467,19 руб.).

Уведомление о возврате денежной выплаты в добровольном порядке Грязновой Г.В. не направлялось.

ДД.ММ.ГГГГ Грязновой Г.В. подписано заявление о согласии на возмещение неосновательно полученных в качестве ЕДВ ЖКУ средств в счет будущей выплаты.

Однако, в судебном заседании установлено, что период переплаты Грязновой Г.В. установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на что она своего согласия за этот период не давала, поскольку заявление о согласии на возмещение неосновательно полученных в качестве ЕДВ ЖКУ средств в счет будущей выплаты от ДД.ММ.ГГГГ подписано Быковой Л.В., о чем она указала в судебном заседании, подтвердив свою подпись в указанном заявлении.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.

Согласно ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

    Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла».

Правовые позиции, относящиеся к применению данных положений закона, в настоящее время содержатся в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, где также указано, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, действия ТУСЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району по удержанию с мая 2024 года суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат во внесудебном порядке противоречат положениям ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, действия ТУСЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району противоречат п.п. 3.13.5. и 3.13.7. Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , из которых следует, что удержание сумм ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг во внесудебном порядке возможно только в случае наличия заявления о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы.

Как установлено в судебном заседании Грязнова Г.В. согласия на удержание сумм переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давала, заявление о согласии на возмещение неосновательно полученных в качестве ЕДВ ЖКУ средств в счет будущей выплаты не подписывала.

Быкова Л.В., подписав указанное заявление с произведенным перерасчетом не согласилась, обратившись ДД.ММ.ГГГГ в Шуйскую межрайонную прокуратуру с заявлением, в котором полагая, что действиями ТУСЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району нарушаются права её матери Грязновой Г.В., как ветерана труда, просила защитить права её матери в судебном порядке.

    Представленное в материалы заявление Грязновой Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ о согласии на возмещение необоснованно полученных в качестве ЕДВ ЖКУ средств в счет будущей выплаты, учитывая обстоятельства его подписания не Грязновой Г.В., а Быковой Л.В. по просьбе сотрудника ТУСЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району без разъяснения смысла заявления и без указания в нем на размер удержания, периода переплаты, оснований возникновения переплаты, не может быть признано судом в качестве допустимого доказательства наличия согласия Грязновой Г.В. на удержание с нее денежных средств в счет будущих выплат.

Таким образом, ТУСЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району для взыскания с Грязновой Г.В. суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно было обратиться в суд и предоставить доказательства недобросовестности со стороны получателя денежных средств, поскольку излишне выплаченные Грязновой Г.В. социальные выплаты в силу положений ст. 1102 и ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Аналогичная позиция изложена в п. 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.

Также суд отмечает, что в силу ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла» суммы излишне выплаченных социальных выплаты возмещаются только с согласия их получателя, в отсутствие согласия взыскиваются в судебном порядке.

На основании изложенного суд, установив, что Грязнова Г.В. согласия на удержание излишне выплаченных гражданину ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давала, решения суда о взыскании с Грязновой Г.В. переплаты ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется, приходит к выводу, что иск Шуйского межрайонного прокурора в защиту интересов Грязновой Г.В. к Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району о возложении обязанности подлежит удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу, что действия Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району по удержанию с Грязновой Г.В. сумм, причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, противоречат закону, на ответчика должна быть возложена обязанность вернуть Грязновой Г.В. удержанные с мая 2024 года денежные средства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в счет переплаты, произведенной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в защиту интересов Грязновой Г. В. к Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району о возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконными действия Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району по удержанию с Грязновой Г. В. сумм, причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Возложить на Территориальное управление социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району (ОГРН: , ИНН: , адрес: 155900, <адрес>) обязанность вернуть Грязновой Г. В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р. паспорт ) удержанные с нее с мая 2024 года денежные средства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в счет переплаты, произведенной Территориальным управлением социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд <адрес> в течение одного месяца, с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                Лебедева Н.А.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-896/2024 ~ М-755/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Грязнова Галина Васильевна
Шуйский межрайонный прокурор
Ответчики
ТУСЗН по г.о.Шуя и ШМР
Другие
Быков Алексей Иванович
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
Быкова Людмила Владимировна
Суд
Шуйский городской суд Ивановской области
Судья
Лебедева Наталья Александровна
Дело на странице суда
shuisky--iwn.sudrf.ru
30.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2024Передача материалов судье
03.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее