Дело № 2-235/2024 (УИД № 74RS0017-01-2023-005000-17)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2024 года г. Златоуст Челябинская область
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Куминой Ю.С.
при секретаре Бурцевой К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Кочевой О.В.,
гражданское дело по иску Кочевой Ольги Валентиновны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Челябинской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Кочева О.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Челябинской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области), в котором просила взыскать с ответчика 595 130,22 руб., из которых:
- недоначисленная заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ (оплата основных и дополнительных отпусков) в размере 293 159,77 руб.;
- недоначисленная сумма средств материального стимулирования за период ДД.ММ.ГГГГ (с учетом применения районного коэффициента) в размере 120 120,45 руб.;
- недоначисленная сумма средств разовой премии за период ДД.ММ.ГГГГ (с учетом применения районного коэффициента) в размере 181 850,00 руб.;
- взыскать компенсацию за задержку суммы оплаты основных и дополнительных отпусков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 176 636,90 руб.;
- компенсацию морального вреда в размере 30 000,00 руб. (т.1 л.д.3-12).
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в налоговом органе. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время замещает должность главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения в ИФНС № 21 по Челябинской области. При прохождении службы, в период ДД.ММ.ГГГГ, ей не в полном объеме выплачивались суммы денежного содержания за ежегодные оплачиваемые основные и дополнительные отпуска, в связи с тем, что в расчет не были включены начисления в виде выплат средств материального стимулирования и дополнительного стимулирования. Кроме того, при начислении и выплате средств материального и дополнительного стимулирования ответчиком не применялся районный коэффициент. За период ДД.ММ.ГГГГ ей были выплачены средства материального стимулирования (квартальные) в общей сумме 800 803,00 руб., а также средства материального стимулирования (ежемесячные) в сумме 1 212 333,31 руб. Указанные выплаты ответчиком не были учтены при расчете денежного содержания исчисления отпускных. Разница между фактически выплаченной суммой отпускных, полученных за период ДД.ММ.ГГГГ, в размере 349 062,23 руб. и отпускных, исчисленных с учетом выплат материального стимулирования, в размере 642 222,00 руб., составляет 293 159,77 руб. С 01.11.1987 года действует районный уральский коэффициент к зарплате для жителей Урала, следовательно, к выплатам в виде средств материального и дополнительного стимулирования, выплачиваемых за период ДД.ММ.ГГГГ государственному гражданскому служащему в Челябинской области, должен быть применен уральский коэффициент. С 01.01.2023 года в связи с утверждением 01.04.2022 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 554 новых Правил, уральский коэффициент в размере 1,15 применяется ко всем выплатам материального стимулирования. За период с 2017 года по 2023 год ответчиком не учтен уральский коэффициент при выплате средств материального стимулирования (квартальных) в сумме 120 120,45 руб., а также при выплате средств материального стимулирования (ежемесячных) в сумме 181 850,00 руб. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация за задержку выплат сумм основных и дополнительных отпусков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 176 636,90 руб. Поскольку заработная плата является для нее единственным источником дохода, выплата зарплаты не в полном размере приводит к снижению уровня материального обеспечения ее и членов ее семьи, ограничивая право на достойное существование, и, в определенной мере, посягая на само их достоинство, принимая во внимание длительный период, в течение которого ответчик не производил выплату денежных средств, а также сумму задолженности, составляющую практически годовое денежное содержание государственного служащего в ее должности, просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000,00 руб. Поскольку нарушения со стороны ответчика по невыплате указанных сумм носят длящийся характер, обязанность работодателя по выплате работнику данной компенсации сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Определением Златоустовского городского суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.139), произведена замена ненадлежащего ответчика Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области надлежащим – Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 27 по Челябинской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 27 по Челябинской области).
Определением Златоустовского городского суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д.30оборот), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Челябинской области (далее по тексту – ГИТ в Челябинской области).
Истец Кочева О.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в налоговых органах, замещая различные должности. ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут. С ДД.ММ.ГГГГ работникам налоговых органов стали выплачивать средства материального стимулирования. Это были ежеквартальные гарантированные выплаты, имеющие характер, аналогичный премированию, которые зависели как от показателей работы Инспекции в целом, так и от вклада каждого сотрудника в общее дело. Вместе с тем, при расчете отпускных выплат, в состав денежного содержания государственного гражданского служащего средства материального и дополнительного стимулирования, не включались. Кроме того, на указанные суммы не производилось начисление уральского коэффициента. При получении расчетного листка, она не проверяла правильность начисления зарплаты, поскольку доверяла работодателю. О нарушении своих трудовых прав ей стало известно только ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 27 по Челябинской области в судебное заседание после объявленного перерыва не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Будучи допрошенным в ходе предыдущего судебного заседания, представитель ответчика Скобочкина О.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.141), возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (т.1 л.д.142-145), а также дополнении к нему (т.3 л.д.33-34), из которых следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. В составе денежного содержания гражданского служащего (в целях определения размера компенсационных выплат) подлежат учету только выплаты, производимые за счет фонда оплаты труда. Дополнительные выплаты материального стимулирования не являются гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, так как производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда. Соответственно, средства стимулирующего характера, выплачиваемые истцу вне фонда оплаты труда, не подлежат учету при расчете отпускных выплат, а также в отношении указанных средств не применяется районный коэффициент. Кочева О.В. была принята в налоговую инспекцию по г. Златоусту на работу с ДД.ММ.ГГГГ на должность уборщицы. С ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по г. Златоусту с истцом заключен служебный контракт № об исполнении служебных обязанностей в должности главного специалиста отдела финансового обеспечения. В соответствии со служебным контрактом работнику было установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада. Также контрактом предусмотрено, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Трудовой контракт с Кочевой О.В. прекращен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе. При увольнении по данному основанию истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Также истцу произведена выплата денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за неиспользованные дни отпуска. Истец ежемесячно получала заработную плату, из расчетных листков до работника были доведены сведения о размере и составе заработной платы. Следовательно, о нарушении прав истцу было известно ежемесячно, поэтому она вправе была обратиться в суд в течение года со дня выплаты заработной платы (отпускных, средств материального и дополнительного стимулирования) с момента трудоустройства за каждый месяц. Заявленные истцом к взысканию суммы отпускных, а также суммы выплат (материального и дополнительного стимулирования) с учетом районного коэффициента, работодателем не начислялись, следовательно, рассматриваемые правоотношения не являются длящимися. Поскольку Кочева О.В. обратилась в Златоустовский городской суд с исковым заявлением о взыскании недоначисленных и невыплаченных сумм за период ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного срока, следовательно, судебной оценке подлежит период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют. Требования истца в части установления размера компенсации морального вреда в сумме 30 000 рублей несостоятельны. В исковом заявлении не приводится обоснование требований о взыскании компенсации морального вреда, а лишь имеется ссылка на нарушение прав работника, без указания, какие именно права ответчиком были нарушены и какими действиями ответчика истцу причинен вред, и в чем он выразился.
Представитель третьего лица ГИТ в Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (т.3 л.д.133).
Руководствуясь положениями ст.ст.2,61,167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст.352 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) установлено, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основным способом защиты трудовых прав и свобод является, в частности, судебная защита.
В соответствии со ст.ст.15,16 ТК РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Положениями ст.67 ТК РФ установлено, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
Статьей 56 ТК РФ установлено, что трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В силу положений ст.57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
Положениями ст.21 ТК РФ установлено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей; компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; работодатель вправе, в частности, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами, поощрять работников за добросовестный эффективный труд, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст.135 ТК РФ).
В ходе судебного разбирательства из пояснений сторон, письменных материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кочева О.В. была принята в налоговую инспекцию по г. Златоусту на должность уборщицы, в связи с чем, с работником заключен трудовой договор (т.1 л.д.18,240).
С ДД.ММ.ГГГГ Кочева О.В. переведена в отдел исполнения сметы на должность главного экономиста с окладом 378,82 руб. с испытательным сроком 3 месяца (т.1 л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ между представителем нанимателя в лице и.о. руководителя Инспекции ФНС по г. Златоусту Челябинской области и Кочевой О.В. (гражданский служащий) заключен служебный контракт № (т.1 л.д.22-25, т.2 л.д.1-2), в соответствии с которым гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы РФ, а Представитель нанимателя обязуется обеспечить Гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы РФ в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе РФ. Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста отдела финансового обеспечения, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту, в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего, и соблюдать служебный распорядок Инспекции. Представитель нанимателя обязуется обеспечить Гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы РФ в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе РФ, своевременно и в полном объеме выплачивать Гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе РФ и настоящим служебным контрактом. В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы должность, замещаемая Гражданским служащим, отнесена к группе старших должностей государственной гражданской службы. Дата начала исполнения должностных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичные данные о назначении Кочевой О.В. главным специалистом отдела финансового обеспечения в Инспекции ФНС по г. Златоусту Челябинской области содержатся в сведениях о трудовой деятельности, предоставляемых работодателем (т.1 л.д.18-20).
В период прохождения государственной гражданской службы, с Кочевой О.В. неоднократно заключались дополнительные соглашения к служебному контракту (т.2 л.д.3-24).
В соответствии с условиями служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом заключенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ дополнительных соглашений, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы (должностного оклада) в размере 16 063,00 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 11 199,00 руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 30% этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 20% процентов этого оклада; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере процентов этого оклада (не установлено); ежемесячного денежного поощрения в размере 0,3 должностного оклада. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в служебный контракт, которым установлено, что Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста-эксперта отдела финансового обеспечения Инспекции ФНС по г. Златоусту Челябинской области. В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы должность, замещаемая Гражданским служащим, отнесена к группе старших должностей государственной гражданской службы РФ категории специалисты (т.2 л.д.5)
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в служебный контракт, которым установлено, что Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС № 21 по Челябинской области (т.2 л.д.13).
Срок действия служебного контракта – на неопределенный срок.
Служебный контракт, а также дополнительные соглашения к нему подписаны гражданским служащим Кочевой О.В., экземпляр выдан на руки гражданскому служащему.
В соответствии с приказом руководителя УФНС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №С, изданного во исполнение приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области», в целях реализации приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры Федеральной налоговой службы», Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области реорганизована путем присоединения к инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска. ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области. ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска переименована в Межрайонную ИФНС России № 27 по Челябинской области (т.1 л.д.131-133).
Соответствующие сведения о реорганизации внесены в ЕГРЮЛ.
Как следует из отзыва на исковое заявление, письменных материалов дела (т.3 л.д.23), служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с Кочевой О.В. расторгнут на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Работник освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту – Закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ).
Согласно п.4 ч.1 ст.14 указанного закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
Как предусмотрено ч.ч.1 и 2 ст.46 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Частью 1 ст.50 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2 ст.50 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ).
Согласно ч.10 ст.50 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
До 01.01.2023 года порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры, либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован специальным нормативным правовым актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 года № 562 (далее по тексту – Правила № 562).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованный отпуск производились в соответствии с п.6 Правил № 562.
Согласно п.6 Правил № 562, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
С 01.01.2023 года вступили в силу Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 года № 554 (далее по тексту –Правила № 554), пунктом 7 которых предусмотрено, что в случаях, предусмотренных пп. «а» п.1 настоящих Правил, гражданскому служащему сохраняемое денежное содержание исчисляется за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «б-д» п.п.3,4 настоящих Правил (ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации).
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных п. «е», премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, и п. «з» материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, п.3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число календарных дней отпуска.
Частью 1 ст.51 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ установлено, что фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных ч.ч.2 и 5 ст.50 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.50 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.51 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных ч.ч.2 и 5 ст.50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: выплаты районного коэффициента (коэффициента); выплаты повышенного денежного содержания в отдельных государственных органах, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ч.4 ст.51 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» было установлено, за счет каких средств формируется фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих.
Так, п.8 названного Указа было предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты должностных окладов, окладов за классный чин и дополнительных выплат, ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 этого же Указа было определено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 данного указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока; повышенного денежного содержания; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2021 года № 751 «О формировании фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории «Сириус» и территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус» п.п.8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» признаны утратившими силу с 01.01.2023 года.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование в спорный период должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, кроме того на средства материального стимулирования должен начисляться районный коэффициент. Таким образом, предъявленные Кочевой О.В. требования суд находит законными и обоснованными.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Приказом Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим МИФНС России № 21 по Челябинской области (далее по тексту – Положение), действующее с учетом изменений, внесенных приказами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.241-244,245).
В силу п.п.2.1, 2.4 Положения, премирование, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области осуществляется за выполнение заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Межрайонную ИФНС России № 21 по Челябинской области, в том числе, в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Решение о выплате премии гражданским служащим принимается начальником инспекции и оформляется приказом Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области.
Как следует из ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного установлено и сторонами не оспаривалось, что в период ДД.ММ.ГГГГ истец Кочева О.В. осуществляла трудовую деятельность в Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области.
Работнику предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, что подтверждается представленными в материалы дела приказами Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области (т.2 л.д.166-185). При предоставлении истцу отпусков, производилось начисление и выплата в составе ежемесячного денежного содержания сумм, обозначенных как «разовая премия» («код 30/1»), «средства материального стимулирования» («код 41»), что подтверждается представленными в материалы дела расчетными листками за спорный период (т.1 л.д.151-230).
Частью 2 ст.146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии с положениями ст.148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР», утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах и городах Челябинской области в размере, равном 1,15.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства представителем ответчика не оспаривалось, что в период с 2017 по 2022 гг. на такие выплаты, как разовая премия, средства материального стимулирования начисление производилось без учета районного коэффициента, а при расчете денежного содержания для исчисления ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков за выслугу лет, указанные выплаты (разовые премии и СМС) не учитывались.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика заявил о пропуске истцом срока исковой давности по спорным правоотношениям, указав, что в данном случае подлежит судебной оценке период с 05.10.2022 года по 05.10.2023 года.
Как следует из ч.17 ст.70 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.
В силу положений ч.2 ст.392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Частью 5 ст.392 ТК РФ предусмотрено, что при пропуске по уважительным причинам указанных сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой данной статьи, они могут быть восстановлены судом.
Истец в ходе судебного разбирательства указывала, что нарушение ее трудовых прав носит длящийся характер, в связи с чем, годичный срок исковой давности не подлежит применению.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Вместе с тем, суд полагает, что вышеуказанные разъяснения к рассматриваемому спору применению не подлежат, поскольку денежные средства, требуемые Кочевой О.В., ответчиком не начислялись.
Ссылка истца на длящиеся отношения подлежит отклонению, поскольку к длящимся могут быть отнесены отношения по поводу фактически начисленной, но не выплаченной заработной платы. Как указывалось выше, спорные суммы истцу не начислялись, следовательно, нарушение не носит длящийся характер, в связи с чем, срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора по взысканию не начисленной заработной платы не сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, а подлежит исчислению с учетом периодов выплаченных сумм.
Таким образом, к возникшим правоотношениям подлежат применению положения ч.2 ст.392 ТК РФ.
Поскольку истечение срока обращения с иском в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске, принимая во внимание, что истец обратилась в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Кочевой О.В. о взыскании задолженности, образовавшейся за период ДД.ММ.ГГГГ, в связи с пропуском срока обращения с требованием в суд.
Из сводной ведомости, предоставленной в материалы дела, истцу Кочевой О.В. ДД.ММ.ГГГГ в октябре начислено материальное стимулирование в размере 43 425,00 руб. (по «коду 41»); в ноябре – 26 114,20 руб. (по «коду 30/1»); в декабре – 34 164,30 руб. (по «коду 30/1») и 45 500,00 руб. (по «коду 41»), а всего за ДД.ММ.ГГГГ – 79 664,30 руб. (т.1 л.д.109).
Начисление истцу Кочевой О.В. денежных средств в вышеуказанном размере также подтверждается представленными в материалы дела приказами Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области (т.3 л.д.121,122,124,125).
Из содержания расчетных листков ДД.ММ.ГГГГ, выданных на имя Кочевой О.В. следует, что выплаты истцу денежных средств в вышеуказанном размере ответчиком были произведены (т.1 л.д.218-220).
Указание относительно начисления средств материального стимулирования по «коду 31/1», «коду 41» в 2023 года в соответствующей сводной ведомости отсутствует (т.1 л.д.110).
Согласно приказу начальника Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании гражданских служащих МИФНС России № 21 по Челябинской области по результатам оценки эффективности деятельности за 4-й квартал ДД.ММ.ГГГГ» (т.3 л.д.125), выплата премии федеральным гражданским служащим производится с учетом районного коэффициента.
Как указано выше, ответчиком Межрайонной ИФНС России № 27 по Челябинской области при рассмотрении дела не оспаривалось то обстоятельство, что начисление районного коэффициента на обозначенные суммы до ДД.ММ.ГГГГ не производилось.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма средств материального стимулирования за период с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом районного коэффициента – 22 380,53 руб., из расчета 6 513,75 руб. (49 938,75 руб. (43 425,00 руб. (начислено в ДД.ММ.ГГГГ)*1,15) – 43 425,00 руб.) + 3 917,13 руб. (30 031,33 руб. (26 114,20 руб. (начислено в ДД.ММ.ГГГГ года)*1,15) – 26 114,20 руб.) + 11 949,65 руб. (91 613,95 руб. (79 664,30 руб. (всего начислено ДД.ММ.ГГГГ г.) (45 500,00 руб. + 34 164,30 руб.)*1,15) – 79 664,30 руб.).
При этом правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы районного коэффициента, не учтенного при расчете денежного содержания ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ начисление районного коэффициента производилось работодателем в надлежащем порядке.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной суммы денежного содержания за ежегодный оплачиваемый отпуск, суд учитывает следующее.
Из представленных в материалы дела расчетных листков, выданных на имя Кочевой О.В., за период ДД.ММ.ГГГГ, следует, что выплата денежных средств за ежегодный оплачиваемый отпуск производилась в феврале 2023 года всего в размере 55 923,00 руб. (т.1 л.д.222).
Согласно приказу Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении отпуска работнику», истцу предоставлялся ежегодный основной оплачиваемый отпуск за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 календарных дней на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.185).
Соответственно, периодом для расчета предоставленного отпуска будут являться двенадцать предшествующих месяцев, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных в материалы сводных ведомостей ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.109-110) следует, что Кочевой О.В. начислялись средства материального стимулирования (код 41) и разовые премии (код 30/1): в ДД.ММ.ГГГГ – 49 735,00 руб. (код 41); в ДД.ММ.ГГГГ – 27 848,57 руб. (код 30/1); в ДД.ММ.ГГГГ – 62 772,50 руб. (код 30/1); в ДД.ММ.ГГГГ всего 50 302,00 руб. (32 367,00 руб. (код 41) + 17 935,00 руб. (код 30/1)); в ДД.ММ.ГГГГ – 35 870,00 руб. (код 30/1»); в ДД.ММ.ГГГГ – 10 761,00 руб. (код 30/1); в ДД.ММ.ГГГГ – 43 425,00 руб. (49 938,75 руб. с учетом уральского коэффициента) (код 41); в ДД.ММ.ГГГГ – 26 114,20 руб. (30 031,33 руб. с учетом уральского коэффициента) (код 30/1); в ДД.ММ.ГГГГ – 79 664,30 руб. (45 500,00 руб. (код 41) + 34 164,30 руб. (код 30/1)) (91 613,95 руб. с учетом уральского коэффициента), а всего за указанный период 408 873,10 руб.
Таким образом, при расчете ежегодного основного оплачиваемого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, должны быть учтены средства материального стимулирования и разовые премии в сумме 34 072,76 руб. (408 873,10 руб.*1/12). Размер подлежащего взысканию в пользу истца недополученного денежного содержания за дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет составит 34 886,78 руб., из расчета 34 072,76 руб./ 29,3 (среднемесячное количество календарных дней) * 30 (количество календарных дней отпуска).
Таким образом, сумма недополученного истцом Кочевой О.В. денежного содержания за ежегодный оплачиваемый основной отпуск, подлежащего взысканию с ответчика, составляет 34 886,78 руб.
Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пп.6 и 10 п.1 ст.208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации, иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Исчисление налога на доходы физических лиц производится за налоговый период, которым признается календарный год, согласно ст.216 НК РФ.
Статьей 224 НК РФ размер налоговой ставки установлен в 13 процентов.
В соответствии с п.1 ст.226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п.2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.
Ответчики являются налоговыми агентами, обязанными удерживать у истца налог на доходы физических лиц с его доходов, полученных от общества, согласно ст.226 НК РФ.
Согласно п.4 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Из содержания вышеприведенных положений НК РФ следует, что суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц. Взыскиваемые судом суммы заработной платы подлежат налогообложению в общем порядке, при выплате работнику.
В силу положений ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Соответственно, поскольку суд пришел к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца средств материального стимулирования за период ДД.ММ.ГГГГ, с учетом районного коэффициента в размере 22 380,53 руб., из расчета 6 513,75 руб. в ДД.ММ.ГГГГ, 3 917,13 руб. в ДД.ММ.ГГГГ, 11 949,65 руб. в ДД.ММ.ГГГГ, то денежная компенсация за задержку выплаты указанных сумм должна быть рассчитана за вычетом налога на доходы физических лиц.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, в связи с чем, расчет следует произвести на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ (учитывая, что окончательная выплата денежного содержания ДД.ММ.ГГГГ, согласно служебного распорядка, должна быть произведена ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ составит 1 049,89 руб. (5 666,96 руб. (6 513,75 руб. – 846,79 руб. (13% от 6 513,75 руб.)), исходя из расчета:
- 5 666,96 *260 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 7,5% = 736,70 руб.
- 5 666,96 *22 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 8,5% = 70,65 руб.
- 5 666,96 *34 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 12% = 154,14 руб.
- 5 666,96 *18 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 13% = 88,40 руб.
Денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составит 580,25 руб. (3 407,90 руб. (3 917,13 руб. – 509,23 руб. (13% от 3 917,13 руб.)), исходя из расчета:
- 3 407,90 *230 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 7,5% = 391,91 руб.
- 3 407,90 *22 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 8,5% = 42,49 руб.
- 3 407,90 *34 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 12% = 92,69 руб.
- 3 407,90 *18 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 13% = 53,16 руб.
Денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 1 608,99 руб. (10 396,20 руб. (11 949,65 руб. – 1 553,45 руб. (13% от 11 949,65 руб.)), исходя из расчета:
- 10 396,20 *199 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 7,5% = 1 034,42 руб.
- 10 396,20 *22 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 8,5% = 129,61 руб.
- 10 396,20 *34 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 12% = 282,78 руб.
- 10 396,20 *18 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 13% = 162,18 руб.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца недополученного денежного содержания за основной оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34 886,78 руб., то денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы должна быть рассчитана за вычетом налога на доходы физических лиц.
В силу положений ст.136 ТК РФ, оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы составит 3 513,69 руб. (30 351,50 руб. (34 886,78 руб. – 4 535,28 руб. (13% от 34 886,78 руб.)), исходя из расчета:
- 30 351,50 *240 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 7,5% = 1 836,27 руб.
- 30 351,50 *22 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 8,5% = 378,38 руб.
- 30 351,50 *34 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 12% = 825,56 руб.
- 30 351,50 *16 (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 1/150 * 13% = 473,48 руб.
Таким образом, всего размер подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы составит 6 752,82 руб. (1 049,89 руб. + 580,25 руб. + 1 608,99 руб. + 3 513,69 руб.).
В силу положений ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Согласно ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Из разъяснений, содержащихся в п.46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что работник в силу ст. 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой её не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Как следует из содержания разъяснений, содержащихся в пп.14,15 указанного Постановления, под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции). Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда. Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
В ходе судебного разбирательства истец ссылалась на то, что незаконными действиями ответчика по невыплате заработной платы в полном размере, нарушены ее трудовые права, поскольку заработная плата являлась для нее единственным источником средств к существованию.
Из разъяснений, содержащихся в п.п.25,26,28,30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из ст.ст.151,1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (ст.37 Конституции РФ) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.
Поскольку факт нарушения ответчиком трудовых прав истца нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, с учетом объема нарушенных прав, степени нравственных страданий Кочевой О.В., индивидуальных особенностей личности истца, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, подлежит взысканию сумма компенсации морального вреда, в размере 10 000,00 руб.
В остальной части требования истца о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При обращении с иском в суд, Коц Е.В. в силу положений налогового законодательства, была освобождена от уплаты госпошлины, в связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 2 420,60 руб. (2 120,60 руб. – за требование имущественного характера от суммы удовлетворенных требований – 64 020,13 руб., 300,00 руб. – за требование неимущественного характера о взыскании компенсации морального вреда).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кочевой Ольги Валентиновны – удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Челябинской области (ОГРН № в пользу Кочевой Ольги Валентиновны (паспорт серии №, выдан отделом УФМС России по Челябинской области в г. Златоусте ДД.ММ.ГГГГ):
- задолженность по неначисленной и невыплаченной заработной плате (средства материального стимулирования и разовой премии с учетом применения районного коэффициента) за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 380 (двадцать две тысячи триста восемьдесят) 53 копейки (с удержанием при выплате НДФЛ);
- сумму недополученного денежного содержания за ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска в размере 34 886 (тридцать четыре тысячи восемьсот восемьдесят шесть) 78 копеек (с удержанием при выплате НДФЛ).
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Челябинской области (ОГРН №) в пользу Кочевой Ольги Валентиновны (паспорт серии №, выдан отделом УФМС России по Челябинской области в г. Златоусте ДД.ММ.ГГГГ) денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 6 752 (шесть тысяч семьсот пятьдесят два) рубля 82 копейки, рассчитанную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Челябинской области (ОГРН №) в пользу Кочевой Ольги Валентиновны (паспорт серии №, выдан отделом УФМС России по Челябинской области в г. Златоусте ДД.ММ.ГГГГ) компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Кочевой Ольге Валентиновне – отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Челябинской области в доход бюджета Златоустовского городского округа Челябинской области государственную пошлину в размере 2 420 (две тысячи четыреста двадцать) рублей 60 копеек.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Ю.С. Кумина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.