91RS0№-72
дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 сентября 2023 года <адрес>
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего ФИО8 С.О.,
при секретаре ФИО5,
с участием ФИО1, его представителя по устному ходатайству ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, в котором просил: отменить решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете страховой пенсии; возложить обязанность на ответчика: включить в страховой стаж истца следующие периоды работы в КОМБО «Глобальное содействие Керчь»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет пенсии по старости ФИО1 с учетом вышеуказанного стажа с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование искового заявления, ФИО1 указывал на то, что после назначения ему пенсии по решению суда, проверив включенный страховой стаж, выяснилось, что предметом рассмотрения в пенсионном органе, а также в суде не были вышеуказанные периоды, поскольку записи о них отсутствовали в трудовой книжке. Вместе с тем, в указанные периоды он также осуществлял свою трудовую деятельность в КОМБО «Глобальное содействие Керчь», что было оформлено трудовыми соглашениями. Полагает, что указанный стаж подлежит включению в страховой и пенсия подлежит перерасчету с момента ее назначения.
ФИО1, его представитель по устному ходатайству ФИО6 в судебном заседании поддержали исковое заявление, просили его удовлетворить. ФИО1 пояснил, о том, что указанные периоды не были включены ему в стаж при первичном рассмотрении его спора, об этом ему стало известно только уже после принятия апелляционного определения, он пересчитал весь свой стаж и выяснил, что год его работы, которая не отображена в трудовой книжке не была включена в стаж. Указал на то, что такая ситуация сложилась в связи с тем, что в период с 2005 по 2006 гг. в учреждении был новый директор, первоначально его сократили, а потом в течении года принимали по трудовым соглашением, поскольку вопрос о сохранении его должности оставался открытым.
Ответчик в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.
В возражениях на исковое заявление Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, просило иск оставить без удовлетворения, ввиду того, что предоставленные трудовые соглашения оформлены в нарушение норм действующего на тот момент законодательства.
Суд, руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу, о возможности рассмотрения дела при данной явке.
Изучив материалы дела, доводы стороны, оценив доказательства по делу, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ подписан и ДД.ММ.ГГГГ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - Договор).
С даты подписания Договора, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора), и на основании части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
С ДД.ММ.ГГГГ назначение и перерасчет пенсий на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации».
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ, заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Согласно ч. 8 ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ, в случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (л.д. 106-111).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в адрес ОФПСС РФ по <адрес> с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости, предоставив пенсионному органу трудовые соглашения, заключенные с КОМБО «Глобальное содействие Керчь»: № от ДД.ММ.ГГГГ, период работы до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, период работы до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, период работы до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, период работы до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, период работы до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78-81).
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости (л.д. 76-77).
Как следует из оспариваемого решения, произвести перерасчет пенсии не представляется возможным, поскольку предоставленные трудовые соглашения №, №, №, №, №, справка №, нет оснований, так как данные документы не соответствуют требования Правил №, а именно: не указаны полное имя и отчество (инициалы не раскрыты), дата рождения, должность. Также к трудовым соглашениям не приложены акты сдачи-приемки работ. Справка от ДД.ММ.ГГГГ № заверена подписью только руководителя предприятия, что не соответствует Указаниям от ДД.ММ.ГГГГ.
Давая анализ правомерности такому решению, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для назначения пенсии определен Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 538н.
Согласно ч. 8.1 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с п. 18 указанных Правил, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:
а) дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;
б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
в) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств;
г) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
д) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
е) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
з) возвращает заявителю подлинники представленных им документов;
и) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
В соответствии с п. 50 Правил N 546н, в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», в истребовании документов, необходимых для назначении пенсии, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения пенсии, влекущие увеличение размера пенсии, производится перерасчет размера пенсии без истребования заявления о перерасчете размера пенсии, со дня назначения пенсии.
Вместе с тем, материалы пенсионного дела ФИО1 каких-либо запросов о наличии документов (сведений), подтверждающих спорный период работы истца в КОМБО «Глобальное содействие Керчь» в государственные органы, органы местного самоуправления либо подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организациям, не содержит.
Учитывая изложенное, пенсионным органом в нарушение положений ч. 8.1 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ не оказано надлежащее содействие истцу в истребовании документов, подтверждающих трудовой стаж в спорный период.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 работала в КОМБО «Глобальное содействие - Керчь» в должности бухгалтера в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период ФИО1 также беспрерывно работал на предриятии энергетиком, заработную плату она ему выплачивала. Почему некоторый период не был записан в трудовую книжку она не знает.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что работал с августа 2003 года по июль 2014 года в КОМБО «Глобальное содействие - Керчь» охранником. В указанный период ФИО1 постоянно работал энергетиком-электриком. При его трудоустройстве ФИО1 уже работал, как и после его увольнения. При получении заработной платы встречались в бухгалтерии.
Указанные показания свидетелей согласуются с показаниями свидетелей ФИО3, ФИО7, которые были даны им в рамках гражданского дела № по иску ФИО1 к пенсионному органу.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает о доказанности трудовой деятельности истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные периоды подтверждаются трудовыми соглашениями, справкой о страховых отчислениях, оригиналы которых обозрены судом, показаниями свидетелей.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно паспорту, истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в <адрес> (л.д. 8; 13).
В соответствии с ч. 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по ДД.ММ.ГГГГ включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а в организациях, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в религиозных организациях, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по ДД.ММ.ГГГГ включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Исходя из того, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КОМБО «Глобальное содействие - Керчь» имел место на территории Республики Крым, подтвержден документально, данный период приравнивается к периодам работы, засчитываемым в страховой (трудовой) стаж.
Согласно предписаниям, которые содержатся в пункте 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии, предоставив документы в отношении спорного периода ДД.ММ.ГГГГ, перерасчет должен быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить в страховой стаж ФИО1 период работы в КОМБО «Глобальное содействие Керчь»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом вышеуказанных периодов.
В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.