...
УИД 89RS0005-01-2022-000966-45
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
2 марта 2022 года город Ноябрьск ЯНАО
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Нигматуллина Д.М. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – начальника отдела природопользования и охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» Шарафеева И.В. – на постановление от 3 февраля 2022 года № заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрина В.В. по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении № заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрина В.В. от 3 февраля 2022 года должностное лицо – начальник отдела природопользования и охраны окружающей среды ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» (далее – «Новатэк-ЮНГ», Общество) Шарафеев И.В. – подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении положений ч.1 ст.22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ч.8 и 9 ст.15 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» путем допущения выброса вредных веществ в атмосферный воздух при эксплуатации объекта НВОС «Установка комплексной подготовки газа – валанжин (УКПГ-В)» код объекта № в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также разработанного и согласованного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Не согласившись с указанным постановлением, Шарафеев И.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление ввиду его незаконности и необоснованности и прекратить производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование жалобы указал, что 25 декабря 2019 года было утверждено выданное ...» разрешение № на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на спорный объект. 20 августа 2021 года завершена реорганизация ... в форме присоединения к нему ... Реорганизация не коснулась производственного процесса, поэтому выданное ранее ... разрешение является действующим и для ООО «Новатэк-ЮНГ», срок переоформления разрешения на выброс действующим законодательством не установлен, но соответствующее заявление в Северо-Уральское МРУ Росприроднадзора подано Обществом еще 27 сентября 2021 года. 15 октября 2021 года получен отказ в переоформлении разрешения по причине неактуализации сведений об объекте, хотя такая заявка была подана еще 22 сентября 2021 года. Лишь 21 октября 2021 года Обществом получено свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС, после чего процесс оформления разрешения на выбросы продолжился, заявление подавалось неоднократно, но в выдаче разрешения уполномоченным органом по различным причинам необоснованно отказывалось, в результате разрешение на выброс выдано лишь 2 февраля 2022 года.
В судебное заседание участники производства по делу об административном правонарушении в суд не явились. Шарафеевым И.В. заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие, должностным лицом представлены отзыв на жалобу и подлинное дело об административном правонарушении.
Судья полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке и, исследовав материалы дела и доводы жалобы, приходит к следующему:
В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст.24.5 и 2.9 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года № 12-П).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).
Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
В соответствии с ч.1 ст.34 и ч.1 ст.39 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды; эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды, как установлено ст.19 Закона об охране окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности. Они определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (ст.21 и ч.1 ст.22 Закона об охране окружающей среды).
Правовые основы охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, установлены Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон об охране воздуха), который направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ч.1, 8 и 9 Закона об охране атмосферного воздуха в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Объектами I категории признаются объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (п.4.2 Закона об охране окружающей среды). Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к числу объектов I категории отнесены оказывающие негативное воздействие на окружающую среду объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа.
Закон об охране окружающей среды, закрепляя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, устанавливает обязанность юридических лиц, имеющих источники негативного воздействия на окружающую среду, поставить их на учет в уполномоченный орган путем подачи соответствующей заявки (п.1 и 2 ст.69.2).
Данная правовая обязанность представляет собой один из элементов механизма защиты окружающей среды и тем самым направлена на обеспечение реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.
Частью 1 ст.8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Из материалов дела усматривается и подтверждается приказом от 6 октября 2020 года № 015-к и справкой от 17 декабря 2021 года № 1801, что Шарафеев И.В. состоит в должности заместителя главного инженера ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» по природопользованию и охране окружающей среды, являясь начальником отдела природопользования и охраны окружающей среды.
Согласно должностной инструкции по занимаемой Шарафеевым И.В. должности в должностные обязанности заместителя главного инженера по природопользованию и охране окружающей среды – начальника отдела ППиООС входит:
- организация и координирование работы по оформлению, согласованию и получению разрешительной документации в области охраны окружающей среды (п.2.1.1);
- согласовывает в установленном порядке условия природопользования и охраны окружающей среды в органах исполнительной власти (п.2.1.2);
- совместно с другими подразделениями и самостоятельно осуществляет контроль за соблюдением правил, норм, стандартов, иных нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды, экологической безопасности (п.2.3.4).
Это же должностное лицо несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией (п.5.2); несоблюдение законодательства Российской Федерации, внутренних документов и локальных нормативных актов Общества при выполнении своих должностных обязанностей (п.5.3).
Решением заместителя руководителя Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора от 7 сентября 2021 года № в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) предписано проведение выездной проверки в отношении объекта НВОС №), расположенном на территории <адрес> в <адрес>, контролируемое лицо – ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз».
Такая выездная проверка была проведена в период с 10 по 23 сентября 2021 года.
Из составленного 23 сентября 2021 года акта плановой выездной проверки следует, что в ходе этой проверки были проведены осмотры, отборы проб (образцов), рассмотрены находящиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, представленные контролируемым лицом документы.
В ходе проверки установлено, что контролируемое юридическое лицо в своей хозяйственной деятельности использует объект негативного воздействия на окружающую среду «Установка комплексной подготовки газа – валанжин (УКПУГ-В)», расположенный на территории <адрес> (код объекта №). На данной производственной площадке находится 109 единиц источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (из них 46 – организованных, 63 – неорганизованных), через которые упомянутые выбросы фактически осуществляются.
Данный объект поставлен на соответствующий учет как эксплуатируемый ..., которому на основании приказа Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора от 25 декабря 2019 года № выдано разрешение № на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в период с 25 декабря 2019 по 31 декабря 2024 года (в числе источников разрешенных выбросов указаны стационарные источники УКПГ-В, расположенной на территории <адрес>). Нормативы выбросов установлены приказом того же органа № 423-Н от 25 декабря 2019 года.
20 августа 2021 года завершена реорганизация ... путем его присоединения к ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз», что подтверждается размещенной на официальном сайте ФНС в ИТКС «Интернет» выпиской из ЕГРЮЛ и листом записи ЕГРЮЛ. Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» следует, что Общество является правопреемником ...
Согласно п.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Исключение составляют лишь права и обязанности, переход которых в порядке универсального правопреемства запрещен законом.
Поскольку норм, запрещающих переход прав и обязанностей присоединенного юридического лица в сфере экологии, действующее законодательство не содержит, а реорганизация ...» имела место в форме присоединения, а не преобразования, следует полагать, что ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» является абсолютным правопреемником ...» в том числе в части, касающейся эксплуатации объекта № включая предоставленное на основании разрешения № (приложение № к которому содержит нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам для УКПГ-В) право на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 25 декабря 2019 по 31 декабря 2024 года.
Следовательно, оснований полагать, что объект НВОС «Установка комплексной подготовки газа – валанжин (УКПГ-В)» код объекта № используется ... в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также разработанного и согласованного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не имеется.
В силу положений ч.1.1 ст.11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное разрешение, поскольку оно выдано после 1 января 2019 года, действует до дня получения комплексного экологического разрешения и устанавливает нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. Обязанность же получить комплексное экологическое разрешение, как предписано ч.7 этой же статьи, исходя из содержания разрешения № 06/1-33, подлежит исполнению не позднее 1 января 2025 года.
Кроме того, в настоящее время действует утвержденный приказом Росприроднадзора от 6 июля 2020 года № 776 административный регламент по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), согласно п.87 которого в случае реорганизации юридического лица допускается переоформление разрешения на выбросы, однако срок, в который юридическое лицо обязано обратиться за таким переоформлением, ничем не установлен.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 и п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Совокупность приведенных выше нормативных актов при их сопоставлении с обстоятельствами дела позволяет прийти к выводу о том, что доводы жалобы являются обоснованными, а в действиях Шарафеева И.В. как уполномоченного на организацию и координирование работы по оформлению, согласованию и получению разрешительной документации в области охраны окружающей среды должностного лица ООО «Новатэк-ЮНГ» отсутствует состав вменяемого ему предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ административного правонарушения.
С учетом указанного обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу должностного лица – начальника отдела природопользования и охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» Шарафеева И.В. – удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрина В.В. № от 3 февраля 2022 года в отношении должностного лица – начальника отдела природопользования и охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» Шарафеева И.В. – по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина
...