№ 2-2494\2020
УИД 25RS0003-01-2020-002726-28
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
22 декабря 2020 года Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего: судьи Симоновой Н.П.
при секретаре: Пархоменко Э.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова Михаила Васильевича к ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владивостоке (межрайонное) о включении периода работы в специальный трудовой стаж, возложении обязанности
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с требованиями к ГУ УПФ по Первореченскому району г.Владивостока о признании решения ГУ УПФР по Первореченскому району г.Владивостока Приморского края от 27.01.2020 № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, возложении на ответчика принять новое решение о назначении досрочной трудовой пенсии с момента подачи заявления истцом в связи с необосновонным отказом во включении в специальный трудовой стаж период работы в ПК «Стоматолог» в период с апреля 2008 по декабрь 2019, где истец совмещал две должности: «глав.врач» и «стоматолог-ортопед».
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования и просил включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период работы в должности врача-ортопеда Производственного кооператива «Стоматолог» с <данные изъяты>, т.е. 11 лет 2 месяца 9 дней, обязать ГУ -УПФР в г.Владивостоке Приморского края (межрайонное) произвести перерасчет специального трудового стажа и назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения.
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.08.2020 №536п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Приморском крае» с 01.12.2020 права и обязанности ГУ-УПФ РФ по Первореченскому району г.Владивостока перешли к ГУ- Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владивостоке (межрайонное).
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали по основаниям указанным в заявлении, пояснив, что указанные ответчиком основания отказа включения спорного периода в специальный трудовой стаж являются формальными и не основанными на законе, поскольку истцом представлена справка о работе в кооперативе с 2008 по настоящее время, зубное протезирование является платным во всех лечебных учреждениях, не упоминание медицинской организации, созданной в форме кооператива, не влияет на существо и род деятельности.
Представитель ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владивостоке (межрайонное), извещенный о дате и времени, в судебное заседание не явился, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Согласно письменного отзыва ответчик просил в удовлетворении иска отказать поскольку ПК «Стоматолог» по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли и не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в п.2 раздела «наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, работа в которых засчитывается в стаж, дающий на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии п.1 ст. 30 ФЗ №400 –ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».
Представитель третьего лица Производственный кооператив «Стоматолог» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ранее в ходе рассмотрения дела председатель ПК «Стоматолог» Макаров С.В. требования истца поддержал и суду пояснил, что кооператив был создан с целью оказания стоматологической помощи населению, получает лицензии от Департамента здравоохранения на медицинскую деятельность, кооператив включен в Федеральный Реестр медицинских учреждений с указанием в нем вида деятельности как «поликлиника», истец работал в качестве врача-ортопеда в период с 1994 по 1997, затем с 2008 по настоящее время; поскольку он единственный имел, кроме диплома о медицинском образовании, дополнительный диплом об образовании по специальности «Организация здравоохранения и общественного здоровья», в связи с чем был назначен по совместительству на должность «гл.врача», по сути эта должность является общественной нагрузкой в кооперативе, в качестве врача – ортопеда истец проходит требуемую аттестацию, проходит обучение и повышение квалификации по тождественным стандартам для врачей в любой медицинском учреждении и организации, в штатном расписании истец указан как врач стоматолог-ортопед.
Выслушав участников процесса, изучив материалы, дела суд полагает, что требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда по Первореченскому району г.Владивостока № от 27.01.2020 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку отсутствует необходимое количество специального стажа (30лет), установлен специальный стаж 19 лет 08 месяцев 29 дней, в специальный стаж включены периоды: <данные изъяты>.
Не согласившись с решением, истец обратился с жалобой в ОПРФ по Приморскому краю, получив ответ, что в специальный трудовой стаж обоснованно не включен период работы с 30.04.2008 по 31.12.2019 в качестве главного врача в производственном кооперативе «Стоматолог», поскольку в выписке индивидуального лицевого счета данный период отражен работодателем «обычным» стажем.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком N 781 право на льготное пенсионное обеспечение установлено врачам-специалистам всех наименований. Также указанным списком определены учреждения, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, к которым относятся поликлиники и амбулатории всех видов и наименований.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в п. 3.3. Постановления от 03 июня 2004 г. N 11-П по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Данная правовая позиция также нашла свое отражение и в Определениях Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 г. N 520-О-О, N 906-О-О от 23.06.2009 г., N 1183-О-О от 23.09.2010 г., где отмечено, что устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, не должно зависеть от организационно-правовой формы учреждения, осуществляющего услуги по оказанию медицинской помощи, осуществлению иной лечебной деятельности, формы собственности юридического лица, поскольку назначение досрочной пенсии гарантировано на равных основаниях работникам, занятым в медицинских учреждениях, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
Согласно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» № 323-ФЗ от 21.11.2011 установлено, что медицинская организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основе лицензии.
Производственный кооператив «Стоматолог» выполняет исключительно ортопедическую стоматологическую помощь населению, данный вид стоматологических услуг не включен в базовую программу обязательного медицинского страхования, не входит в программу государственных гарантий, т.е. указанный вид услуг (стоматологическая ортопедия) в любом учреждении и организации здравоохранения оказывается в виде платной услуги.
ПК «Стоматолог», как медицинская организация, зарегистрирована в Едином Федеральном Реестре медицинских учреждений и организаций, где ПК «Стоматолог» указан как субъект системы здравоохранения РФ, поименован как поликлиника с профильной деятельностью – стоматологическая помощь.
Все лицензии ПК «Стоматолог» на осуществление медицинской деятельности выданы ПК «Стоматолог» Департаментом здравоохранения установленного образца для любой медицинской организации в номенклатуре работ и услуг указана амбулаторно-поликлиническая деятельность.
В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 01.01.2003 ПК «Стоматолог» был присвоен общероссийский классификатор экономической деятельности (<данные изъяты> за № что означает – стоматологическая практика в амбулаторно-поликлиническом учреждении (в соответствии с кодом <данные изъяты>
В Уставе ПК «Стоматолог» предметом основной (уставной) деятельности указана – стоматологическая помощь населению, осуществляемая исключительно на основе государственной лицензии, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ, где указан единственный лицензированный вид деятельности ПК «Стоматолог» - стоматологическая практика.
Следовательно, медицинская организация, созданная в форме производственного кооператива «Стоматолог» соответствует списку, указанному в Постановлении № 781, является поликлиникой - многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением, являющемся субъектом системы здравоохранения РФ.
Согласно представленных документов истец работает в производственном кооперативе «Стоматолог» с 19.04.2008 в должности «врач стоматолог-ортопед» и по совместительству с 30.04.208 в должности «Главный врач» по настоящее время, что подтверждено соответствующими записями в трудовой книжке № от 01.09.1982 на имя Егорова М.В., справкой руководителя организации Макарова С.В., штатным расписанием производственного кооператива «Стоматолог», в котором должность главного врача не поименована, т.к. не предусмотрена оплата за исполнение данных обязанностей.
В соответствии с приказом от 18.04.2008 № истец принят на должность врача стоматолога-ортопеда на полную ставу (1,0); согласно справки № от 12.11.2020, выданной руководителем ПК «Стоматолог» Макаровым С.В. в период работы с 19.04.2008 по 12.11.2020 Егорову М.В. неоплачиваемые отпуска, отпуска по уходу, учебные отпуска не предоставлялись, повышения квалификации проходил в 2013, 2018 годах в г.Владивостоке и в режиме дистанционного обучения без отрыва от производства, также с 2020 зарегистрирован в Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР) и является участником программы непрерывного медицинского образования в режиме дистанционного обучения без отрыва от производства с получением образовательных документов о прохождении курсов.
Также истец согласно выписки из приказа Департамента здравоохранения ПК от 14.10.2019 г. №, прошел очередную аттестацию и ему присвоена высшая квалификационная категория, как врачу стоматологу-ортопеду.
Таким образом, с учетом приведенного выше правового регулирования, правовых позиций Конституционного суда Р.Ф и установленных обстоятельствах период в должности врача-ортопеда Производственного кооператива «Стоматолог» с 19.04.2008 по 28.06.2019 подлежит включению в специальных трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 30 ФЗ №400 –ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст.22 ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. С учетом включенного признанного ответчиком стажа 19 лет 08 месяцев 29 дней и подлежащего в включению в специальных трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода с 19.04.2008 по 28.06.2019, т.е. 11 лет 2 месяца 9 дней, требования истца о назначении пенсии с даты первоначального обращения 10.01.2020 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь, ст. 13. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Включить в специальный трудовой стаж для назначения Егорову Михаилу Васильевичу досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 30 ФЗ №400 –ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» период работы в должности врача-ортопеда Производственного кооператива «Стоматолог» <данные изъяты>
Обязать Государственное учреждение Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владивостоке (межрайонное) назначить досрочную трудовую пенсию Егорову Михаилу Васильевичу с 10.01.2020.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 1месяца с момента составления мотивированного решения через Первореченский суд г.Владивостока.
Председательствующий: