Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2066/2020 ~ М-1656/2020 от 19.06.2020

Дело № 2-2066/2020                             копия    

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 августа 2020 года     город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Ежовой К.А.,

при секретаре Мовчанюк В.Э.,

с участием представителя истца помощника Пермского межрайонного природоохранного прокурора Зимукова Р.В.,

представителей администрации Култаевского сельского поселения Ташкинова Д.А., Кузина Э.Н., действующих по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Култаевского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов,

УСТАНОВИЛ:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации Култаевского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов. В обоснование требований указано, что на территории Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района на землях, государственная собственность на которые не разграничена, расположена несанкционированная свалка отходов, которая не входит в зону ответственности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края (ПКГУП «Теплоэнерго»), поскольку образовалась до 01.01.2019 и состоит из строительных отходов. По данным администрации Пермского муниципального района на данной свалке расположено порядка 7500 куб. м строительных отходов. 09.06.2020 работником Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры произведен осмотр, в ходе которого установлено, что указанная свалка расположена в 400 м юго-восточнее от д. Кеты Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района в кадастровом квартале , на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на площади порядка 6615 кв. м. Строительные отходы расположены навалами вдоль грунтовой дороги на протяжении около 465 м. Морфологический состав отходов: битые куски бетона и железобетона, строительная пена, гудрон, доски, полиэтиленовая пленка, полипропиленовые мешки, наполненные бетонной пылью и мелкими бетонными камнями. Согласно п. 19 ч. 1, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится: утверждение правил благоустройства территории сельского поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории сельского поселения в соответствии с указанными правилами. В соответствии с п. 2.13.17 Правил содержания и благоустройства территории Култаевского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 23.06.2016 № 207, на территории поселения запрещается создавать несанкционированные свалки. В силу ч. 1 ст. 20 Устава Култаевского сельского поселения, принятого решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 25.05.2015 № 122, администрация Култаевского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. С учетом изложенного ответчик наделен организационно-распорядительными полномочиями для ликвидации свалки и обязан выполнить данное природоохранное мероприятие. Несанкционированная свалка отходов расположена в границах сельского поселения, в непосредственной близости д. Кеты. Данная свалка ухудшает экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, что ведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Пермская межрайонная природоохранная прокуратура в информациях о состоянии законности и правопорядка в 2018-2020 гг. обращала внимание органов местного самоуправления на необходимость принятия мер к ликвидации несанкционированных свалок. Однако органами местного самоуправления меры не приняты, средства в бюджете для этих целей не предусмотрены. Просит возложить на администрацию Култаевского сельского поселения обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, находящейся в кадастровом квартале     на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на площади 6615 кв. м в границах следующих географических координат: Установить срок исполнения обязанности до 31.10.2021.

16.07.2020 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Пермского муниципального района, ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (л.д.48).

10.08.2020 в Пермский районный суд Пермского края поступило уточненное исковое заявление, в котором указано, что 03.08.2020 в целях исполнения протокольного определения суда от 16.07.2020 работником прокуратуры с участием специалиста Управления Росреестра по Пермскому краю осуществлен выезд на вышеуказанную свалку. Специалистом определены координаты и площадь размещения отходов. Согласно письму заместителя руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю ФИО5 от 07.08.2020 № 12464-2.9 и приложенных к нему материалов установлено, что земельный участок (адресный ориентир: <адрес>, <адрес> земельного участка с кадастровым номером ) не огорожен, на земельном участке складируется мусор. Земельный участок частично зарос растительностью. Общая площадь земельного участка, занятого мусором, составляет 1753 кв. м за счет земель, право собственности на которые не разграничено. Определены координаты поворотных точек земельного участка, занятого мусором. Просит возложить на администрацию Култаевского сельского поселения обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, находящейся на земельном участке (адресный ориентир: <адрес>, <адрес> земельного участка с кадастровым номером ) на общей площади 1753 кв. м, право собственности на который не разграничено, в границах следующих координат поворотных точек: (на площади 64.2кв. м). Установить срок исполнения обязанности до 31.10.2021.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку администрация Култаевского сельского поселения не является надлежащим ответчиком в силу того, что несанкционированная свалка расположена на землях, права на которые не разграничены, следовательно, обязанность по ликвидации свалки лежит на администрации Пермского муниципального района.

Третье лицо ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не направлен.

Третье лицо администрация Пермского муниципального района Пермского края о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не направлен.

Суд, заслушав в судебном заседании представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит выводу об обоснованности и правомерности заявленного иска ввиду следующего.

На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО) осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно п. 18 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России № 792 от 30.09.2011, вступившего в законную силу с 01.08.2014, ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России №49 от 25.02.2010.

В силу п. 1 и п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 1, Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

В силу положений ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Пунктом 12 статьи 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 №416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» предусмотрено, что за сельскими поселениями Пермского края закреплено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Как указано в п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; тогда как твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 09.06.2020 Пермской природоохранной межрайонной прокуратурой проведен осмотр участка местности у <адрес> на котором находится несанкционированная свалка отходов. В ходе осмотра установлено: осматриваемый участок местности находится в 400 м <адрес> К северу от осматриваемого участка местности расположена грунтовая дорога, за которой находятся земельные участки с кадастровыми номерами: К югу от осматриваемого участка местности расположена полоса лесного массива шириной около 25 м, за которой находятся земельные участки с кадастровыми номерами: . На осматриваемом участке местности, вдоль грунтовой дороги, на протяжении около 465 м размещены навалы строительных отходов в виде битых кусков бетона и железобетона, строительной пены, гудрона, досок, полиэтиленовой пленки, мешков из полипропилена, наполненных бетонной пылью и мелкими бетонными камнями. Навалы строительных отходов расположены в границах следующих географических координат:

По информации Управления Росреестра по Пермскому краю, подготовленной по итогам проведения 03.08.2020 обследования вышеуказанной свалки, земельный участок (адресный ориентир: <адрес> земельного участка с кадастровым номером ) не огорожен, на земельном участке складируется мусор. Земельный участок частично зарос растительностью. Общая площадь земельного участка, занятого мусором, составляет 1753 кв. м за счет земель, право собственности на которые не разграничено. Определены координаты поворотных точек земельного участка, занятого мусором.

По данным администрации Пермского муниципального района от 11.07.2019 в перечень несанкционированных свалок, образовавшихся до 01.01.2019 входит свалка, состоящая из строительных отходов, площадью 6 000 кв.м, место расположения: охранная зона магистрального нефтепровода, кадастровый квартал , <адрес>, собственник земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, не определен. В текущем году средства на ликвидацию указанной свалки в бюджет сельских поселений не предусмотрен (л.д.12,13-14).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории <адрес> на земельном участке (адресный ориентир: <адрес>, <адрес> земельного участка с кадастровым номером ), право собственности на который не разграничено, организована свалка строительных отходов, не включенная в Государственный реестр объектов размещения отходов, не отвечающая требованиям, которые установлены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», то есть является в настоящее время несанкционированной свалкой и подлежит ликвидации.

С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных положений закона, заявленные истцом требования о возложении на администрацию Култаевского сельского поселения обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, находящуюся в д. Кеты на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на площади 1753 кв.м, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы стороны ответчика об организации свалки физическим лицом Петровых суд находит несостоятельными, поскольку не представлено доказательств, свидетельствующих об этом.

На основании ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Таким образом, в соответствии с данной статьей суд вправе установить срок исполнения решения.

При определении срока, необходимого ответчику для исполнения постановленного судом решения, суд приходит к выводу, что срок ликвидации свалки до 31.10.2021 года, заявленный истцом, является достаточным для этого.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Култаевского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов удовлетворить.

Возложить на администрацию Култаевского сельского поселения (юридический адрес: 614520, Пермский край, Пермский район, с. Култаево, ул. Романа Кашина, д. 87; ОГРН: ИНН: ) обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, находящейся на земельном участке (адресный ориентир: <адрес> земельного участка с кадастровым номером ) на общей площади 1753 кв. м, право собственности на который не разграничено, в границах следующих координат поворотных точек:

Установить срок исполнения обязанности до 31.10.2021.

Установить срок исполнения обязанности до 31.10.2021.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья     /подпись/ К.А. Ежова

Справка

Мотивированное решение составлено 20.08.2020.

Судья     /подпись/ К.А. Ежова

Копия верна.

Судья –

Подлинник подшит

в материалы гражданского дела № 2-2066/2020

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2020-002380-48

2-2066/2020 ~ М-1656/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Култаевского сельского поселения
Другие
ООО "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез"
Администрация Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Ежова Ксения Александровна
Дело на сайте суда
permsk--perm.sudrf.ru
19.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2020Передача материалов судье
23.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.07.2020Предварительное судебное заседание
07.08.2020Предварительное судебное заседание
13.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2021Дело оформлено
14.04.2021Дело передано в архив
04.10.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.10.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.11.2023Судебное заседание
08.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее