№ 31RS0018-02-2022-000411-93 № 2-2/26/2023 (2-2/300/2022;)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2023 года пос.Красная Яруга Белгородской области
Ракитянский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Абросимовой Ю.Н.,
при секретаре Рыбалко И.В.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснояружского района к администрации муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области о принятии мер по благоустройству территории общественного кладбища,
у с т а н о в и л:
прокурор Краснояружского района обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области принять меры к опиловке сухостойных и аварийных деревьев (сухие ветки), их уборке, на территории общественного кладбища, расположенного по адресу: <адрес> в течение 3-х месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что прокуратурой Краснояружского района проведена проверка исполнения требований Земельного кодекса РФ и законодательства о погребении и похоронном деле на территории муниципального района «Краснояружский район». 07 сентября 2022 года осуществлен объезд общественных кладбищ муниципального района, в том числе расположенного на территории Вязовского сельского поселения - общественного кладбища вблизи <адрес>, на предмет соблюдения норм санитарно-эпидемиологического законодательства. Проведенной проверкой установлены факты непринятия органами местного самоуправления мер по благоустройству территории общественного кладбища. Непринятие мер по благоустройству указанного общественного кладбища затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку ненадлежащее содержание мест захоронения нарушает права граждан на безопасность при нахождении в данных местах, а также создает возможную угрозу причинения имущественного ущерба, возникновения иных негативных последствий.
В судебное заседание прокурор Краснояружского района не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление, в котором исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Краснояружского района Долгодилин Н.С. исковые требования признал, в представленном заявлении указал, что заявленные требования подлежат удовлетворению полностью.
Представитель третьего лица администрации Вязовского сельского поселения Пащенко Г.В. в представленном заявлении исковые требования прокурора признала полностью.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 19 и 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Часть 3 статьи 14 названного Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ устанавливает, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 19 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4, пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Таким образом, под содержанием мест захоронений понимается комплекс мероприятий по уходу за территорией кладбища, направленных на безопасную эксплуатацию мест захоронений, включающий уборку, очистку территории и расположенных на ней объектов. Данное обстоятельство также следует из части 1 статьи 17 Закона о погребении, в которой указано, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Поскольку места погребения в зависимости от принадлежности могут быть только государственные либо муниципальные, согласно части 2 статьи 15 указанного выше закона, содержание места захоронения является непосредственно обязанностью и необходимостью органа местного самоуправления.
Пунктом 5.3 статьи 5 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, установлено, что похоронное обслуживание и содержание кладбищ в сельских населенных пунктах возложены на органы местного самоуправления.
Проверкой установлено, что решением Муниципального совета муниципального района «Краснояружский район» от 23 декабря 2021 года № 339 «Об утверждении Перечня полномочий по решению вопросов местного самоуправления, переданных городским и сельскими поселениями района, муниципальному району «Краснояружский район» Белгородской области на 2022 год» утвержден перечень полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения «Поселок Красная Яруга» и сельских поселений, переданных муниципальному району «Краснояружский район» в 2022 году.
Соглашением от 30 декабря 2021 года между администрацией Вязовского сельского поселения и администрацией Краснояружского района о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, в целях эффективного использования бюджетных средств и обеспечения своевременного финансирования, администрация поселения передает, а администрация района принимает осуществление части полномочий по вопросам местного значения, указанным в приложении №1 к настоящему соглашению.
Пунктом № 3 приложения № 1 соглашения предусмотрено, что администрация сельского поселения передала муниципальному району «Краснояружский район» вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения (ч. 7 ст.6.4 Закона Белгородской области № 177 «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области», в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Администрацией Краснояружского района заключены соглашения с администрациями городского и сельских поселений района о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе в части вопроса об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения (п. 14 приложения № 1 Решения от 27 декабря 2022 года № 417 – в отношении городского поселения; п. 4 приложения № 1 Решения от 27 декабря 2022 года № 417 – в отношении сельских поселений).
Таким образом, в настоящее время, на территории муниципального района «Краснояружский район» деятельность по похоронному обслуживанию и содержанию кладбищ на территориях городского и сельских населенных пунктов, возложена на орган местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области.
Указанное общественное кладбище расположено на земельном участке с кадастровым номером 31:12:0502007:83, общей площадью 36 125 кв.м., относится к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – ритуальная деятельность (размещение кладбища).
По результатам проведения прокуратурой района проверки соблюдения федерального законодательства по содержанию мест захоронения – территории кладбища, расположенного по адресу: <адрес>, установлены нарушения положений Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ, а именно: на территории кладбища имеются стоячие сухие деревья (сухие ветки), подлежащее спилу, что подтверждается представленными фотоснимками.
Непринятие мер по благоустройству указанного общественного кладбища, затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку ненадлежащее содержание мест захоронения нарушает права граждан на безопасность при нахождении в данных местах, а также создает возможную угрозу причинения имущественного ущерба, возникновения иных негативных последствий, что является недопустимым и подлежит незамедлительному устранению.
Таким образом, судом установлено, что администрацией Краснояружского района Белгородской области не выполняются возложенные на неё законом обязанности по надлежащему содержанию мест захоронения. Данные нарушения подтверждены исследованными судом материалами дела. В суд не поступило сведений об устранении нарушения законодательства в этой области, в связи, с чем суд приходит к выводу, что до настоящего времени нарушения не устранены.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что непринятие мер по благоустройству общественного кладбища по вышеуказанному адресу, затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку ненадлежащее содержание мест захоронения нарушает права граждан на безопасность при нахождении в данных местах, а также создает возможную угрозу причинения имущественного ущерба, возникновения иных негативных последствий.
Исходя из всех обстоятельств дела, суд считает необходимым обязать администрацию Краснояружского района Белгородской области принять меры к спилу и уборке деревьев, расположенных на территории общественного кладбища расположенного по адресу: <адрес>.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ст. 206 ГПК РФ).
В данном случае, исходя из характера тех действий, к совершению которых обязывается администрация Краснояружского района Белгородской области, а также учитывая, что ранее представлением прокурора Краснояружского района Белгородской области на ответчика возлагалась обязанность принять меры по благоустройству территории общественного кладбища, однако данные требования последним не исполнены, суд считает целесообразным и разумным установить срок их совершения в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Краснояружского района к Администрации муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области о принятии мер по благоустройству территории общественного кладбища удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области принять меры к опиловке сухостойных и аварийных деревьев (сухие ветки), их уборке, на территории общественного кладбища, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Постоянное судебное присутствие в пос. Красная Яруга Ракитянского районного суда, либо через Ракитянский районный суд Белгородской области.
Судья Ю.Н.Абросимова
.