Мировой судья Вологодской области Дело № 12-1025/2022
по судебному участку № 1 УИД 35MS0001-01-2022-001980-94
Е.И. Чернышева
Р Е Ш Е Н И Е
город Вологда 29 июня 2022 года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Гарыкина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу» Зыковой О. В. на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 1 от 16 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 1 от 13.05.2022 директор муниципального автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу» Зыкова О. В. (далее – директор МАУ «СШОР по футболу» Зыкова О.В.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Зыкова О.В., не согласившись с указанным постановлением, обратилась в Вологодский городской суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на ненадлежащую оценку имеющихся в материалах дела доказательств. Мировым судьей не был учтен тот факт, что денежные средства были направлены на достижение воспитанниками МАУ СШОР результатов для получения ими спортивных разрядов и дальнейшего включения их в список кандидатов в сборную Вологодской области.
В судебное заседание директор МАУ «СШОР по футболу» Зыкова О.В., не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Защитник-адвокат Мальцева Ю.С. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе и дополнительных пояснениях. Указала, что мировым судьей при рассмотрении дела не применены положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Инспектор Контрольно-счетной палаты города Вологды Михайлова Е.В. с доводами жалобы не согласилась. Поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях. Пояснила, что по результатам проверки составлено 2 протокола об административных правонарушениях от 03.03.2022 № № и № №, так как выявлены 2 нарушения, совершенные в разные периоды. Мировым судьей вынесены 2 постановления о привлечении Зыковой О.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ за каждое из совершенных правонарушений.
Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела усматривается, что в период с 10 января 2022 года по 15 февраля 2022 года, главным инспектором Контрольно-счетной палаты города Вологды Михайловой Е.В. и инспектором Контрольно-счетной палаты города Вологды Бахаревой В.В. на основании плана работы Контрольно-счетной палаты города Вологды на 2022 год, утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты города Вологды от 27 декабря 2021 года № №, приказа Контрольно-счетной палаты города Вологды от 10 января 2022 года № № «О проведении контрольного мероприятия» проводилась проверка законности расходования средств бюджета города на участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Вологодской области в МАУ «СШОР по футболу» за 2020-2021 годы, по результатам которой составлен акт проверки от 15.02.2022 № №.
В ходе анализа изученных документов Контрольно-счетной палатой города Вологды установлено, что Зыкова О.В., являясь руководителем МАУ «СШОР по футболу» в 2020 и 2021 годах допустила направление средств, полученных из бюджета Вологодской области, на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением от 30.12.2020 года № №, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства явились основанием для составления в отношении руководителя МАУ «СШОР по футболу» Зыковой О.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, и привлечения постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 1 к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
Вместе с тем с принятым по делу судебным актом согласиться нельзя.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ", вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 года N №; от 14 июля 2015 N № определения от 16 января 2001 года N №, от 10 октября 2013 года N № и от 21 ноября 2013 года N №).
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из материалов дела следует, что 03.03.2022 Контрольно-счетной палатой г. Вологды в отношении директора МАУ «СШОР по футболу» Зыковой О.В. составлены 2 протокола об административных правонарушениях (№ № и № №), предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (№ № и № №), по которым она привлечена к административной ответственности согласно названной норме.
При этом при рассмотрении дела мировым судьей не установлено, имело ли место привлечение Зыковой О.В. к административной ответственности в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия.
Между тем, выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение по данному делу об административном правонарушении для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для применения положений части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
К событию административного правонарушения относится время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется, в том числе местом и временем его совершения, постановление должно содержать указанную информацию.
Однако постановление о назначении административного наказания от 16.05.2022 не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований указанной статьи событие административного правонарушения должным образом не описано, а именно в постановлении отсутствуют сведения о времени и месте совершения административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело
Учитывая изложенное, постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 1 от 16 мая 2022 года подлежит отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье Вологодской области по судебному участку № 1. Срок давности привлечения директора МАУ «СШОР по футболу» Зыковой О.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, не истек.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, проверить, не исполнено ли назначенное наказание в виде штрафа, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление.
Руководствуясь ст. 30.1- ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 1 от 16 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу» Зыковой О. В. отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье Вологодской области по судебному участку № 1.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Гарыкина