РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2023 года г. Усть-Илимск, Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Салыкиной Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Рукосуевой Е.С.
с участием истца Филиппова А.Н.,
в отсутствие представителей ответчиков,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1190/2023 по исковому заявлению Филиппов А.Н. к Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район", Администрации Седановского муниципального образования, о признании права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований указано, что истец в 1996 году приобрел по договору купли продажи жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которым открыто и добросовестно владеет до настоящего времени. Истец просит суд в силу ст.234 ГК РФ признать за ним право собственности на указанное жилое помещение.
В судебном заседании истец Филиппов А.Н. заявленные требования поддержал, пояснил, что договора купли-продажи спорного дома был удостоверен нотариусом, о том, что необходима регистрация в БТИ, он не знал.
Третье лицо Филиппова С.А. суду пояснила, что приходится супругой истцу Филиппов А.Н. По исковым требованиям не возражала, на право собственности на спорный дом не претендует.
Представители ответчиков в судебном заседании не присутствуют, возражений по иску не представили.
Суд, выслушав представителя истцов, исследовав письменные доказательства, допросив свидетелей, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67, 68 ГПК РФ, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно ст.8.1. Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Статьей 213 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с п.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Как следует из ст. 224 Гражданского кодекса Российской Федерации передачей признается вручение вещи приобретателю. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
В соответствии со статьей 234 ГК РФ лицо - гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя (п. 4 ст. 234 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.) (п. 15). По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 ноября 2020 г. N 48-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Волкова" отметил, что добросовестное заблуждение давностного владельца о наличии у него права собственности на данное имущество положениями статьи 234 ГК РФ не предусмотрено в качестве обязательного условия для возникновения права собственности в силу приобретательной давности. Напротив, столь длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права, особенно в отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре; требование о добросовестном заблуждении в течение всего срока владения без какого-либо разумного объяснения препятствует возвращению вещи в гражданский оборот и лишает лицо, открыто и добросовестно владеющее чужой вещью как своей, заботящееся об этом имуществе и несущее расходы на его содержание, не нарушая при этом ничьих прав, права легализовать такое владение, оформив право собственности на основании данной нормы.
Согласно абзацу первому пункта 19 Постановления Пленума N 10/22 возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона, актов нормативного и легального толкования, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения. При этом добросовестность владения, в том числе, предполагает обладание вещью в таких условиях, когда ее предыдущий собственник с очевидностью отказался от реализации своих правомочий, предоставив судьбу своего титула течению времени.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о зарегистрированных правах на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №, 1972 года постройки, отсутствуют.
Из сведений ОГБУ «Центр Государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в документах, находящихся на архивном хранении в Учреждении отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Как следует из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Филиппов А.И. приобрел в собственность по договору купли-продажи жилую квартиру, расположенную в одноэтажном бревенчатом доме, состоящую из двух комнат, полезной площадью 29,3 кв.м., из них 17,8 кв.м. жилой площади. Оплата произведена до подписания договора. Договор подписан продавцом и покупателем. Договор удостоверен государственным нотариусом Второй Усть-Илимской государственной нотариальной конторы Иркутской области Черемных Т.В. в связи с удостоверение договора нотариусом у суда нет сомнений в волеизъявлении продавца.
Согласно свидетельству о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ Филиппов А.Н. и Филиппова С.А. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из технического паспорта объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является жилым домом (не квартирой).
Согласно сведений в паспорте истца, он зарегистрирован по месту жительства в спорном доме с 1991 года.
Из показаний свидетелей Блохина И.В., Щетникова Ю.Г. следует, что Филиппов А.Н. приехал на проживание в <адрес> в начале 90-х годов прошлого века. Затем он приобрел дом по <адрес>, где проживает с семьей до настоящего времени.
Оценивая в совокупности представленные доказательство, суд приходит к выводу, что жилой дом по адресу: <адрес>, был приобретен ДД.ММ.ГГГГ Филиппов А.Н. по возмездной сделке, однако в установленном законом порядке переход права собственности не был зарегистрирован по причине юридической неграмотности. Вместе с тем, Филиппов А.Н. добросовестно, открыто и непрерывно владеет домом как своим собственным недвижимым имуществом более пятнадцати лет. Супруга истца - Филиппова С.А. не претендует на признание за ней права собственности на указанный дом.
Установленный пунктом 1 статьи 234 ГК РФ пятнадцатилетний срок владения истцом спорным жилым помещением, исчисляемый в соответствии с положениями пункта 4 статьи 234 ГК РФ к моменту рассмотрения настоящего иска истек. В связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Филиппов А.Н. удовлетворить.
Признать за Филиппов А.Н. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Ю.Салыкина
Решение в окончательной форме изготовлено 16.05.2023