Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-830/2022 ~ М-712/2022 от 04.07.2022

<данные изъяты>

Дело № 2-830/2022

УИД: 29RS0021-01-2022-001041-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                                     16 августа 2022 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пироговой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ярмак Л.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании доплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, недоплаченных сумм денежного содержания за периоды нахождения в отпусках, процентов за задержку оплаты отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск,

установил:

Ярмак Л.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Межрайонная ИФНС России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Инспекция) о взыскании доплаты компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаченных сумм денежного содержания за периоды нахождения в отпусках, процентов за задержку выплат указанных сумм. Исковые требования мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в должности заместителя начальника отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы по личной инициативе по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 26 календарных дней. При расчете указанной компенсации, а также денежного содержания в периоды ежегодных отпусков в 2021-2022 гг., ответчиком не были включены в расчет среднего заработка начисления в виде средств материального и дополнительного стимулирования, выплаченные ей в период прохождения службы. Просит взыскать с ответчика в её пользу доплату компенсации за неиспользованный отпуск за 26 календарных дней в размере 45 623,00 рублей, недоначисленные суммы денежного содержания за использованные отпуска, предоставленные ей в период с июня 2021 года по май 2022 года, в сумме 88 040,00 рублей. Просит взыскать с ответчика в её пользу проценты (денежную компенсацию) за задержку оплаты отпусков, выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 18 996,39 рублей на основании ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Истец Ярмак Л.А., представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, представитель третьего лица УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Истец     Ярмак Л.А. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без ее участия.

Исполняющий обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО3 в письменных возражениях просит отказать в удовлетворении исковых требований Ярмак Л.А. по тем основаниям, что истцу при увольнении выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. В период прохождения государственной гражданской службы произведена оплата предоставленных отпусков. Расчет выплат произведен в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , исходя из оклада и дополнительных выплат, предусмотренных пунктами 2, 6 Правил. Средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданских служащих, не были приняты работодателем для расчета компенсации, как не предусмотренные системой оплаты труда, не являющиеся гарантированной выплатой обязательного характера. Указывает, что Ярмак Л.А. обратилась в суд с пропуском срока, установленного ст. 392 ТК РФ по требованиям о взыскании доплаты за отпуск, предоставленный в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

В силу ч. 5, 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона).

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

В силу ч. 5 ст. 36 Федерального закона № 79-ФЗ в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности за период прохождения гражданской службы в соответствующем государственном органе, выдать другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет. Сведения о трудовой деятельности предоставляются способом, указанным в заявлении гражданского служащего (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у представителя нанимателя), поданном гражданским служащим в письменной форме или направленном в порядке, установленном представителем нанимателя, по адресу электронной почты представителя нанимателя.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила № 562).

Пунктом 2 Правил № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячногоденежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В силу п. 6 Правил № 562, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Таким образом, указанными нормативными правовыми актами установлена структура денежного содержания гражданских служащих, в состав которого входят оклад денежного содержания, являющийся основой материального обеспечения гражданского служащего, а также дополнительные выплаты, которые носят стимулирующий характер и зависят от специфики, особых условий выполнения должностных обязанностей конкретным гражданским служащим.

При этом вышеуказанными Правилами № 562 установлен порядок исчисления месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и увольнения, которым четко установлены составляющие денежного содержания гражданских служащих, которые учитываются при исчислении месячного денежного содержания на период отпуска и при увольнении.

Судом установлено, следует из материалов дела, что Ярмак Л.А. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на основании служебных контрактов с ДД.ММ.ГГГГ, последняя занимаемая должность с ДД.ММ.ГГГГ – заместитель начальника отдела камеральных проверок .

В соответствии с условиями служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ Ярмак Л.А. обязалась исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации по занимаемой должности, а представитель нанимателя обязался предоставить гражданскому служащему государственные гарантии, установленные Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и служебным контрактом.

Заключенным с Ярмак Л.А. служебным контрактом установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада); месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 % должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы в размере 95 % должностного оклада;

иных надбавок:

за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50% денежного содержания;

ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада в месяц;

премий за выполнение особо важных и сложных заданий;

единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Согласно п. 10 Служебного контракта, гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом начальника Межрайонной ИФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ , служебный контракт с Ярмак Л.А. расторгнут, она освобождена от должности федеральной государственной службы заместителя начальника отдела камеральных проверок , и уволена с федеральной государственной гражданской службы по личной инициативе, на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ.

При увольнении Ярмак Л.А. выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 26 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 36 394,02 рублей.

В период прохождения государственной гражданской службы в 2021-2022 гг., Ярмак Л.А. предоставлялись отпуска в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В период прохождения государственной гражданской службы в 2021-2022 гг. Ярмак Л.А. выплачивались средства материального стимулирования и премии (дополнительное стимулирование).

Истец, полагая, что данные выплаты подлежат учету при расчете месячного содержания, учитываемого при определении размера отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении, обратилась в суд с настоящим иском.

Из содержания Служебного контракта, заключенного между истцом и ответчиком следует, что гражданскому служащему, помимо денежного содержания, производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 10 контракта).

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.

При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 437-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 437-ФЗ) к дополнительным выплатам относятся премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 437-ФЗ) фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу ч. 10 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Как разъяснено в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

В письме Минтруда России от 07 июня 2019 года № 18-4/10/В-4438 «О доведении размера денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах, до уровня не ниже минимального размера оплаты труда» разъяснено, что до перехода на новые условия оплаты труда в целях решения задачи по доведению уровня оплаты труда гражданских служащих до конкурентного на рынке труда во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» ежегодно (для центральных аппаратов с 2013 года, а для территориальных органов с 2014 года) в федеральном бюджете предусматриваются средства на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Из приведенных нормативных положений следует, что средства материального стимулирования и дополнительного стимулирования, выплаченные истцу за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда (4 раза в год), относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входят в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу о том, что выплаченные истцу средства материального стимулирования и дополнительного стимулирования в спорный период, должны учитываться при расчете среднего заработка (денежного содержания) для расчета оплаты отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации, выплачиваемой при увольнении.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

В письменных возражениях начальник Межрайонной ИФНС России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО4 указывает, что оплата отпусков в период прохождения службы, расчет выплат при увольнении истца произведены Инспекцией в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что дополнительное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Инспекции производилось на основании приказов начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о материальном стимулировании и о премировании от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Премирование осуществлялось за выполнение особо важных и сложных задании, связанных с выполнением задач и обеспечением функций возложенных на налоговый орган, за личный вклад в обеспечение исполнения полномочии, возложенных на ответчика, показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, поэтому выплаченные суммы подлежат учету при расчёте денежного содержания на период отпуска государственного гражданского служащего и компенсации за неиспользованный отпуск при расторжении служебного контракта.

Оценивая доводы возражений ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, суд приходит к следующему.

Как указано в ст. 69 Федерального закона № 79-ФЗ, индивидуальный служебный спор – неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 Федерального закона № 79-ФЗ индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров: 1) комиссией государственного органа по служебным спорам; 2) судом.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров (ч. 17 ст. 70 Федерального закона № 79-ФЗ).

Частью 2 ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Как установлено судом, Ярмак Л.А. была уволена с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ, с приказом об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, при увольнении истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск продолжительностью 26 календарных дней.

Исковое заявление Ярмак Л.А. направила в суд ДД.ММ.ГГГГ, поэтому по требованиям о взыскании доплаты компенсации за неиспользованный отпуск, выплаченной при увольнении, срок на обращение в суд не пропущен.

Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы возражений ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд по требованиям о доплате денежного содержания за период нахождения в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ч. 10 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ).

С учетом этого, установленный законом срок выплаты денежного содержания за указанный отпуск – ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, истцом пропущен срок на обращение в суд по требованию о взыскании недоплаченной суммы денежного содержания за период отпуска, предоставленного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 4 ст. 392 ТК РФ допускается восстановление пропущенного срока обращения в суд при наличии уважительных причин.

Доводы истца Ярмак Л.А. о том, что срок на обращение в суд подлежит исчислению со дня увольнения из налогового органа, со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2018 года № 38-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и других», а также на разъяснения, содержащиеся в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», являются ошибочными, поскольку касаются иных правоотношений.

Ярмак Л.А. не приводит каких-либо доводов о наличии уважительных причин пропуска установленного законом срока на обращение в суд с иском о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания за период нахождения в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд учитывает, что истец имеет высшее экономическое образование, ей выдавались расчётные листки, в которых содержатся сведения о выплаченных суммах материального стимулирования и дополнительного стимулирования, истец не была лишена возможности обратиться к представителю нанимателя за получением разъяснений о расчете сумм оплаты отпусков, истец вправе была обратиться в суд с иском о взыскании недоначисленной суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

В силу абзаца третьего п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» истечение срока обращения в суд за защитой нарушенного права без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Согласно контррасчету, представленному Инспекцией, истцу с учетом выплаченных в период прохождения государственной гражданской службы сумм материального и дополнительного стимулирования полагается к доплате компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении продолжительностью 26 календарных дней в сумме 45 622,46 рублей, истцом представлен аналогичный расчет.

С учетом сумм материального и дополнительного стимулирования, выплаченных истцу в период 2021-2022 гг. включительно, подлежащих учету для расчета оплаты отпусков, предоставленных в указанный период, размер доплаты денежного содержания за периоды нахождения в отпусках составит 50 439,00 рублей, в том числе:

за период с 04 по ДД.ММ.ГГГГ – 19 957,08 рублей;

за период с 25 по ДД.ММ.ГГГГ – 4 605,33 рублей;

за период с 10 по ДД.ММ.ГГГГ – 10 627,08 рублей;

за период с 04 по ДД.ММ.ГГГГ – 15 249,51 рублей.

Истец Ярмак Л.А. возражений относительно контррасчета ответчика не представила, расчеты истца идентичны расчетам ответчика, судом контррасчет проверен, является арифметически верным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца и взыскании с ответчика в пользу истца задолженности в общей сумме 96 061,46 рублей (45 622,46 + 19 957,08 + 4 605,33 + 10 627,08 + 15 249,51).

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что оплата предоставленных истцу отпусков в 2021-2022 годах произведена без учета сумм материального стимулирования, при увольнении компенсация за неиспользованный отпуск выплачена не в полном размере, требование о взыскании процентов на основании ст. 236 ТК РФ является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ч. 10 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации, окончательный расчет производится в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей.

Статьей 84.1 ТК РФ предусмотрено, что в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.

Сохраняя принцип расчета процентов, который приводит истец в исковом заявлении с учетом действующей в спорные периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, размеры компенсации за задержку оплаты отпуска составят:

за отпуск в период с 04 по ДД.ММ.ГГГГ – 4 069,24 рублей (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, недоплаченная сумма 19 957,08 рублей);

за отпуск в период с 25 по ДД.ММ.ГГГГ – 895,50 рублей (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недоплаченная сумма 4 605,33 рублей);

за отпуск в период с 10 по ДД.ММ.ГГГГ – 1 659,60 рублей (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, недоплаченная сумма 10 627,08 рублей);

за отпуск в период с 04 по ДД.ММ.ГГГГ – 1 328,73 рублей (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недоплаченная сумма 15 249,51 рублей).

Компенсация за задержку доплаты за неиспользованный отпуск (26 дней) в размере 45 622,46 рублей, составит 1 386,92 рублей (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Всего размер процентов в порядке ст. 236 ТК РФ составит 9 339,99 рублей (4 069,24 + 895,50 + 1 659,60 + 1 328,73 + 1 386,92).

Таким образом, исковые требования Ярмак Л.А. подлежат удовлетворению частично.

Истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1 и 19 п. 1 ст. ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

В силу ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ярмак Л.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (<данные изъяты>) в пользу Ярмак Л.А. (паспорт гражданина Российской Федерации серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ):

доплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (26 календарных дней) в размере 45 622 рубля 46 копеек;

доплату денежного содержания за периоды нахождения в отпусках в 2021-2022 годах в сумме 50 439 рублей 00 копеек;

проценты за нарушение срока выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания за периоды нахождения в отпусках в 2021-2022 годах в сумме 9 339 рублей 99 копеек;

всего взыскать 105 401 (сто пять тысяч четыреста один) рубль 45 копеек.

В удовлетворении исковых требований Ярмак Л.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании доплаты денежного содержания за период нахождение в отпуске в 2021 году и процентов за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания за периоды нахождения в отпусках в большем размере – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий            <данные изъяты>        А.Ю. Доильницын

<данные изъяты>

Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2022 года.

2-830/2022 ~ М-712/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ярмак Людмила Анатольевна
Ответчики
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Другие
Управление ФНС России по Архангельской области и НАО
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Судья
Доильницын Алексей Юрьевич
Дело на странице суда
pleseck--arh.sudrf.ru
04.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее