УИД 23RS0046-01-2021-001315-11
К делу 2-833/2023 (№ 2-211/2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года г. Славянск-на-Кубани
Славянский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Антощук Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Губенко А.А.,
с участием представителей Архитектуры и ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края к Борисенко В.В. об устранении нарушений законодательства,
установил:
администрация муниципального образования Славянский район Краснодарского края обратилась в Славянский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением Борисенко В.В. об устранении нарушений законодательства, указав в своём заявлении, что по поручению прокуратуры Российской Федерации администрацией муниципального образования Славянский район проведена проверка в рамках муниципального земельного контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу<...>. Земельный участок принадлежит на праве собственности Борисенко В.В. и имеет вид разрешённого использования - для садоводства. Расположение земельного участка с к/н <...> не в границах территориальных зон и как следствие отсутствие градостроительного регламента, определяющего основу правового режима земельного участка, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений исключает возможность строительства объектов капитального строительства в границах указанного земельного участка. Кроме того, согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра земельный ответчика расположен в водоохранной зоне реки Протоки (реестровый номер 23:00-6.441) и прибрежной защитной полосе реки Протоки (реестровый номер 23:00-6.290). Самовольные постройки возведены на земельном участке, полностью находящемся в границах особо охраняемой природной территории государственного природного заказника «Приазовский» (реестровый номер 23:27-9.1). Также участок ответчика расположен в зоне затопления территории с. Ачуево Ачуевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края при половодьях и паводках реки Протоки 1% обеспеченности (реестровый номер 23:27- 6.1569). Объекты капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> являются самовольными постройками.
Представитель администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края по доверенности в судебное заседание не явился, в своем ходатайстве просила суд рассмотреть данное дело в ее отсутствие, а также удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик Борисенко В.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте уведомлен.
Его представитель на основании доверенности Сыроваткина Е.С. не согласилась с иском, согласилась устранить нарушения, перечисленные в заключении эксперта, с целью привести объекты спорной недвижимости в безопасное состояние.
Представитель Управления архитектуры администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края по доверенности Смирнов И.А. в судебном заседании полностью поддержал требования администрации.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Петренко Е.В. в судебное заседание не явилась, в своем ходатайстве просила суд рассмотреть данное дело в ее отсутствие и принять решение по своему усмотрению, с учетом собранных доказательств по делу.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явились, будучи уведомленными должным образом о времени и месте рассмотрении дела. Причину своей неявки суду не сообщили, отзыв не предоставили.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы гражданского дела, суд, находит иск подлежащим частичному удовлетворению его заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по <...>, принадлежит на праве собственности ответчику и имеет вид разрешённого использования - для садоводства.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). В ходе проверки установлено, что на земельном участке выстроено два объекта капитального строительства.
Согласно Классификатору видов разрешённого использования (утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412) на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, могут быть размещены только садовые либо индивидуальные жилые дома. Вместе с тем, в силу положений Градостроительного кодекса РФ возведение таких объектов разрешается только после получения от органа местного самоуправления соответствующей разрешительной документации.
Так согласно частям 1 и 7 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, реконструкцию по результатам рассмотрения уведомления направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В нарушение положений ГрК РФ разрешительной документации на указанные объекты капитального строительства не выдавалось, за получением разрешительной документации ответчик либо иные лица в органы местного самоуправления не обращались.
Кроме того, как разъяснил Президиум Верховного Суда РФ в своём обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка от 14.11.2018, градостроительное зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
При этом под градостроительным регламентом согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно Правилам землепользования и застройки Ачуевского сельского поселения Славянского района, утверждённым решением 4 сессии Совета Ачуевского сельского поселения Славянского района 2 созыва от 22.01.2010 № 5, земельный участок ответчика не находится в границах территориальных зон, в связи с чем в отношении него отсутствует градостроительный регламент.
В соответствии с ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Таким образом, расположение земельного участка с кадастровым номером <...> не в границах территориальных зон и как следствие отсутствие градостроительного регламента, определяющего основу правового режима земельного участка, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений исключает возможность строительства объектов капитального строительства в границах указанного земельного участка.
Ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ, согласно которой собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
П. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, в силу которой собственники земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Абз. 7 ст. 42 ЗК РФ. в соответствии с которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Ч. 3 ст. 85 ЗК РФ, согласно которой градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
П. 2 ст. 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 № 169-ФЗ, в соответствии с которым строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ согласно которой муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления (в т.ч. Решение Совета об утверждении Правил землепользования и застройки - прим.), подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Кроме того, согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра земельный ответчика расположен в водоохранной зоне реки Протоки (реестровый номер 23:00-6.441) и прибрежной защитной полосе реки Протоки (реестровый номер 23:00-6.290).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, далее - ВК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 50 166-ФЗ).
В силу Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» таким органом является Росрыболовство. Вопреки указанному Федеральному закону строительство проведено ответчиком без получения согласования от Росрыболовства.
Также установлено, что самовольные постройки возведены на земельном участке, полностью находящемся в границах особо охраняемой природной территории государственного природного заказника «Приазовский» (реестровый номер 23:27-9.1). Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 33-ФЗ категории указанных территорий, к числу которых относятся государственные природные заказники.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 94 особо охраняемые природные территории относятся к землям особо охраняемых территорий.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (п. 1 ст. 22 Закона № 33-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 23 названного Закона создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В силу пунктов 1-3 ст. 24 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.04.1958 № 336 «О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства РСФСР» образован республиканский государственный природный заказник «Приазовский». Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 24.07.1958 № 467 «Об определении границ Приазовского республиканского заказника на водоплавающую и болотную дичь» установлены границы территории заказника. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р государственный природный заказник «Приазовский» приобрел статус заказника федерального значения и передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.06.2010 № 201 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский» (далее - также Положение).
Согласно пунктам 1.3, 1.8 Положения заказник имеет профиль биологического (зоологического) и предназначен для охраны и воспроизводства объектов животного мира и сохранения среды его обитания. Территория заказника входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья, включенной в Список находящихся на территории Российской Федерации водноболотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.».
Согласно подп. 9 п. 3.1 разд. III Положения на территории заказника запрещено строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника.
В силу п. 5 ст. 24 Закона № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Также установлено, что земельный участок ответчика расположен в зоне затопления территории с. Ачуево Ачуевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края при половодьях и паводках реки Протоки 1% обеспеченности (реестровый номер 23:27- 6.1569).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.
В силу п. 1 ч. 2 указанной статьи могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
П. 4 ст. 1 ГрК РФ установлено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны затопления, подтопления затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (и. 16 ст. 1 ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий, по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
В силу ч. 1 ст. 67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод. В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской (часть 2). Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ч. 3 указанной статьи). Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч. 5 указанной статьи). В соответствии с п. 1 ч. 6 указанной статьи в границах зон затопления, подтопления в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Особая важность недопустимости строительства в зонах затопления и подтопления отмечена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на совещании 14.08.2021 по вопросу «О ликвидации последствий подтоплений и природных пожаров в ряде регионов России» (стенограмма опубликована на официальном сайте Кремля по адресу: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66381).
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено судебному эксперту Цыбульской Л.В., согласно заключению № 38/2023 от 13.10.2023 установлено, что объект капитального строительства соответствует строительным, градостроительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, не создаёт угрозы жизни и здоровью граждан. В ходе проведенного исследования экспертом установлено, что основные строительные конструкции находятся в хорошем состоянии, отвечают основным нормам и правилам на строительство.
В ходе производства экспертизы было установлено, что гараж и кухня-садовый домик, расположенные на земельном участке с кадастровым номером <...>, находящееся по адресу: <...>, соответствует требованиям Российская Федерация, <...> соответствуют требованиям СНиП и своду правил, ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства в части размещения объекта в соответствующей зоне разрешенного использования земельного участка.
-Помещения, образованные данным строением, соответствуют требованиям, предъявляемым строительными нормами и правилами к данному строению:
- санитарно-гигиеническим (по освещенности, инсоляции, наличию электроосвещения, водоснабжения, проветриваемости, отопления),
- планировочным (по линейным размерам и высоте помещений).
Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства в части размещения объекта в соответствующей зоне разрешенного использования земельного участка.
Основные строительные конструкции, находятся в хорошем состоянии, отвечают основным действующим нормам и правилам на строительство.
Не соответствует в части отступов от границ смежного земельного участка с кадастровым номером <...>, адрес: <...>, должно быть 3 метра, фактически 1,79 метр, не соответствует в части отступов от границ красной линии, должно быть 5 метра, фактически 2,93 метра.
Не соответствует в части отступов от границ смежного земельного участка с кадастровым номером <...>, адрес: <...>, должно быть 1 метра, фактически 0,61 метр.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты объекты экспертизы - расположены на земельном участке с кадастровым номером <...>, по адресу: <...> расположен в Зонах затопления. В связи с чем строительство должно быть выполнено с соблюдением проведенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гараж и Кухня-садовый домик расположенные на земельном участке с кадастровым номером <...>, по адресу: <...>, по своему конструктивному решению, а именно стены опираются на бетонный ленточный фундамент не может быть отнесен к временным постройкам, следовательно, по конструктивному исполнению являются объектами капитального строительства, так как их перемещение невозможно без ущерба для их основных характеристик.
Возведенные объекты, расположенные по адресу: <...>, не угрожают жизни и здоровью граждан.
Фактические противопожарные расстояния между объектами экспертизы и Строением соседа по адресу: <...>, не соответствуют требованиям п.4.3 СП 4.13130.2013 - Строением соседа по адресу: <...> не соответствуют требованиям п.4.3 СП 4.13130.2013.
Руководствуясь требованиями СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", противопожарные расстояния допускается не нормировать при условии:
ВАРИАНТ №1 - уменьшение расстояний на 30%;
ВАРИАНТ №2 - группировка без согласия, но с расчётом пожарного риска;
ВАРИАНТ №3 - группировка с согласием. Противопожарные расстояния между соседними участками «Строением №1» на земельном участке по <...>, - «Строением №1-1» на земельном участке по <...> и - «Строением №3» на земельном участке по <...>, допускается не нормировать при условии: а) суммарной площади застройки «Строения №1 и Строения №1-1» и «Строения №3», включая незастроенную площадь между ними, которая не должна превышать значения допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека жилого здания по СП 2.13130. исходя из наихудших значений степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности; б) взаимного согласия собственников «Строения №1, Строения № 1-1» и «Строения №3».
Фактическая площадь застройки «Строения №1» и «Строения №3» не превышает - 800 кв.м., что обеспечивает огнестойкость объектов защиты.
В связи с изложенным объекты капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> являются самовольными постройками: возведёнными без получения разрешительной документации в порядке, предусмотренном ГрК РФ; не соответствующими Правилам землепользования и застройки Ачуевского сельского поселения Славянского района; возведёнными на земельном участке, находящемся водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки Протоки без согласования с Росрыболовством; возведёнными на земельном участке, полностью находящемся в границах особо охраняемой природной территории государственного природного заказника «Приазовский»; возведёнными на земельном участке, находящемся в зоне затопления при половодьях и паводках реки Протоки.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации N 595-О-П от 03.07.2007 разъяснено, что осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ, а согласно определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17.02.2019 № 18-КГ14-200 нарушение градостроительных норм и правил уже создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 № 169-ФЗ лицо виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу.
Расположение спорного строения в прибрежной защитной полосе, водоохраной зоне, зоне затопления и зоне особо охраняемой природной территории без согласования с Минприроды РФ и Росрыболовства, по мнению суда не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку суду представлено согласие собственника земельного участка под «Строением №1-1» на земельном участке по <...> – Томусяк В.В. собственнику соседнего участка под «Строением №1» на земельном участке по ул. Набережная, 74, - ответчика Борисенко В.В., в котором он не возражает по вопросу размещения гаража на земельном участке с отступом 0,5м. Финансовых и иных претензий не имеет.
Кроме того, снос - это крайняя мера, при которой допущенные нарушения являются существенными и их не возможно устранить иным способом. Таким образом, доказательств существенности и неустранимое нарушения ответчиком норм закона, регулирующих порядок согласования строительства с государственными органами, что могло бы повлечь принятие решения о сносе строения, суду не представлено.
Суд, при таких обстоятельствах, с учетом всех конкретных обстоятельств, исследованных судом в судебном заседании, считает, необходимым согласиться с доводами представителя истца, изложенными в иске, и удовлетворить в части заявленные требования, признав спорные объекты самовольными постройками.
Однако ввиду выявленных нарушений суд полагает целесообразным обязать ответчика Борисенко В.В за свой счёт в течении 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, связанные с расположением жилого дома и вспомогательных построек на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, в зоне затопления при половодьях и паводках реки Протоки, выполнить работы, изложенные в заключении эксперта:
- гидроизоляцию фундамента и цоколя зданий и строений;
- вертикальную планировку земельного участка и организацию поверхностного стока в увязке с существующими зданиями, сооружениями, расположенными на смежных земельных участках, в накопители с откосом, установленные в приделах своего земельного участка;
- водоотвод с крыши зданий, строений с организованным сбором дождевой воды в водонепроницаемую накопительную ёмкость, расположенную в границах земельного участка;
- систему дренажа.
При обустройстве ливневки линейного типа сбор воды осуществляется с помощью дренажных лотков, в которые она свободно стекает с поверхности земли. Такие желоба могут монтироваться по всему периметру дома, соединяют водоприемники между собой. В отводящий трубопровод вводится не каждый водосток отдельно, а общий их лоток в одном месте. Для обслуживания трубопровода значительной длины предусматривается монтаж смотровых и поворотных колодцев, через которые можно прочищать трубы по мере необходимости.
В остальной части исковых требований необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194- 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования администрации муниципального образования Славянский район к Борисенко В.В. об устранении нарушений законодательства удовлетворить частично.
Признать объекты капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> самовольными постройками.
Обязать Борисенко В.В. за свой счёт в течении 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, связанные с расположением жилого дома и вспомогательных построек на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, в зоне затопления при половодьях и паводках реки Протоки, выполнить следующие работы:
- гидроизоляцию фундамента и цоколя зданий и строений;
- вертикальную планировку земельного участка и организацию поверхностного стока в увязке с существующими зданиями, сооружениями, расположенными на смежных земельных участках, в накопители с откосом, установленные в приделах своего земельного участка;
- водоотвод с крыши зданий, строений с организованным сбором дождевой воды в водонепроницаемую накопительную ёмкость, расположенную в границах земельного участка;
- систему дренажа.
При обустройстве ливневки линейного типа сбор воды осуществляется с помощью дренажных лотков, в которые она свободно стекает с поверхности земли. Такие желоба могут монтироваться по всему периметру дома, соединяют водоприемники между собой. В отводящий трубопровод вводится не каждый водосток отдельно, а общий их лоток в одном месте. Для обслуживания трубопровода значительной длины предусматривается монтаж смотровых и поворотных колодцев, через которые можно прочищать трубы по мере необходимости.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Славянский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Разъяснить сторонам, что согласно статье 49 ГПК РФ, представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2023 года.
Судья Славянского районного суда
Краснодарского края Ю.В. Антощук