<данные изъяты>
Дело № 2-193/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2023 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе судьи Гуляевой Л.В., при секретаре Павловой А.Ю., с участием представителя истца Порсева А.И., ответчика Бушуева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края к Бушуеву В.В. о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в суд с иском к Бушуеву В.В. о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> и ответчиком был заключен договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан №, по условиям которого для строительства жилого дома и надворных построек ответчик приобрел лесные насаждения, занимающие площадь <данные изъяты> га, расположенные на территории: <адрес>. В соответствии с пунктом 17 договора купли-продажи лесных насаждений за отчуждение или передачу другому лицу древесины, заготовленной для собственных нужд, покупатель уплачивает продавцу неустойку в размере 10-кратной ставки платы за единицу объема лесных ресурсов. В присутствии Бушуева В.В. ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка целевого использования деловой ликвидной древесины, полученной для строительства дома и надворных построек, было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, жилой дом и надворные постройки не построены (старые), на территории земельного участка отсутствует деловая ликвидная древесина, какие-либо пиломатериалы. В объяснении Бушуев В.В. ссылался на то, что сруб дома и пиломатериал находятся на хранении в <адрес> у индивидуального предпринимателя ФИО4 В ходе выезда в <адрес> выяснено, что данный сруб дома уже был учтен ранее при проверке целевого использования древесины у другого гражданина. Пиломатериал, показанный в <адрес>, комиссией также не учтен ввиду того, что является свежераспиленным со свежего круглого леса. Ответчику была направлена ДД.ММ.ГГГГ претензия о добровольной уплате неустойки в срок до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного просит взыскать с Бушуева В.В. неустойку в размере 174 600 рублей.
В связи с уплатой ответчиком ДД.ММ.ГГГГ неустойки в размере 5 000 рублей истцом размер исковых требований уменьшен до 169 600 рублей.
В судебном заседании представитель истца Порсев А.И. исковые требования поддержал.
Ответчик Бушуев В.В. с исковыми требованиями согласился, однако просил снизить размер неустойки, пояснил, что официально не трудоустроен, его доход составляет 15 000 рублей в месяц, рубку древесины на основании доверенности произвел ФИО4, поскольку он находился в местах лишения свободы, сруб дома и пиломатериал, находящиеся в <адрес>, ему не принадлежат.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами (часть 4.1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 4, 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании части 3 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как следует из части 4 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в силу части 5 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.
Статьей 3 Закона Пермского края от 30.07.2007 № 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, устанавливаемом Правительством Пермского края, договор купли-продажи лесных насаждений должен содержать условие, предусматривающее ответственность за нецелевое использование заготовленной древесины.
Частью 1 статьи 9 Закона Пермского края от 30.07.2007 № 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» установлены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд:
а) для строительства индивидуальных жилых домов - до 100 куб. м (включительно) деловой древесины по хвойному хозяйству один раз на семью (одиноко проживающего гражданина);
б) для строительства надворных построек - до 50 куб. м (включительно) деловой древесины по хвойному хозяйству один раз на семью (одиноко проживающего гражданина);
з) для отопления индивидуального жилого дома (квартиры в многоквартирном жилом доме) с печным отоплением (при отсутствии централизованного или газового отопления) - до 15 куб. м (включительно) древесины по лиственному хозяйству, в случае отсутствия лиственного хозяйства - по хвойному хозяйству, на домовладение (квартиру) один раз в год. Норматив заготовки гражданами древесины для нужд отопления индивидуального жилого дома (квартиры в многоквартирном жилом доме) с печным отоплением (при отсутствии централизованного или газового отопления) увеличивается на 50% в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
и) для отопления надворных построек - до 5 куб. м (включительно) древесины по лиственному хозяйству, в случае отсутствия лиственного хозяйства - по хвойному хозяйству, на домовладение один раз в год.
Согласно требованиям статьи 9.1. Закона Пермского края от 30.07.2007 № 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» использование гражданином древесины, заготовленной по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, на цели, не соответствующие цели ее использования, определенной договором, не допускается. В случае использования гражданином древесины, заготовленной по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, не по целевому назначению указанный гражданин несет ответственность в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Процедура заключения договоров купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд на территории Пермского края в момент возникновения правоотношений между сторонами была определена Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 23.04.2012 № 229-п (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 12 Порядка договор купли-продажи заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Пунктом 5.1.1.1 Порядка было предусмотрено, что для строительства, реконструкции жилого дома заявитель одновременно с заявлением представляет в уполномоченный орган разрешение на строительство (выдается органом местного самоуправления муниципального образования по месту нахождения земельного участка).
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу статьи 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Судом из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бушуев В.В. обратился в Государственное казенное учреждение Пермского края «Кудымкарское лесничество» с заявлением на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в объеме 150 куб. м деловой древесины для строительства жилого дома и надворных построек, приложив к нему разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Отделом строительства и архитектуры администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, согласно которому Бушуеву В.В. разрешено строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Бушуевым В.В. выдана ФИО4 удостоверенная специалистом Белоевского сельского поселения Кудымкарского района Пермского края доверенность, которой он уполномочил последнего представлять его интересы во всех компетентных органах, в т.ч. любых лесничествах, по вопросу оформления и получения всех необходимых документов, связанных с получением разрешения на отвод деловой и дровяной древесины, в том числе заключить и подписать договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Факт выдачи ФИО4 и подписания указанной доверенности Бушуев В.В. не отрицал.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (продавец) и Бушуевым В.В. (покупатель) был заключен договор купли-продажи лесных насаждений №
По условиям договора купли-продажи лесных насаждений № Бушуев В.В. приобрел лесные насаждения в целях строительства жилого дома объемом 100 куб. м, строительства надворных построек объемом 50 куб. м, отопления жилого дома и надворных построек объемом 67 куб. м, располагающиеся по адресу: <адрес>. Плата по договору определена в размере 70 590 рублей. Срок действия договора - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 15 договора покупатель обязан соблюдать требования, установленные частью 4.1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту «и» пункту 17 договора за отчуждение или передачу другому лицу древесины, заготовленной для собственных нужд, а также в случае препятствования осуществлению продавцом учета древесины, заготовленной на основании настоящего договора, покупатель оплачивает продавцу неустойку в размере 10-кратной стоимости заготовленной древесины, определенной по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленных в соответствии с частью 4 статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Лесные насаждения, занимающие площадь <данные изъяты> га в объеме 217 куб. м переданы Бушуеву В.В. по акту приема-передачи лесных насаждений (приложение № к договору).
Согласно акту осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ объем фактически заготовленной древесины составил 217 куб. м, в том числе деловая древесина 168 куб. м, дрова 49 куб. м. Доказательств иного материалы дела не содержат.
Из акта проверки целевого использования древесины, заготавливаемой гражданами для строительства (ремонта или реконструкции) жилых домов, хозяйственных построек и сооружений, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент проверки целевого использования деловой ликвидной древесины, полученной для строительства дома и надворных построек, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, установлено, что жилой дом и надворные постройки не построены (старые), на территории земельного участка отсутствует деловая ликвидная древесина, какие-либо пиломатериалы. В представленном объяснении Бушуев В.В. ссылался на то, что сруб дома и пиломатериал находятся на хранении в <адрес> у индивидуального предпринимателя ФИО4, в ходе выезда в <адрес> выяснено, что данный сруб дома уже был учтен ранее при проверке целевого использования древесины у другого гражданина, пиломатериал, показанный в <адрес>, комиссией также не учтен ввиду того, что является свежераспиленным со свежего круглого леса.
Из письменных объяснений ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рубку древесины на основании доверенности произвел ФИО4, древесина была вывезена в <адрес>, где был поставлен сруб дома и напилены доски, в ДД.ММ.ГГГГ его осудили, за 5 лет древесина, стоящая под открытым небом сгнила, ее вывезти не было возможности, в настоящее время древесина находится на хранении у ФИО4
Между тем в ходе судебного разбирательства ответчик не отрицал, что сруб дома, находящегося в <адрес>, изготовлен из древесины, которая не была заготовлена по договору купли-продажи лесных насаждений, заключенного с ним, пиломатериал в <адрес> ему также не принадлежит.
Таким образом, судом установлено, что объем фактически заготовленной ответчиком деловой древесины составил 217 куб. м. Факт вырубки лесных насаждений подтвержден актом осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ. Древесину в указанном объеме ответчик вырубил, однако к строительству дома и надворных построек не приступил.
Факт нецелевого использования древесины влечет наступление ответственности, предусмотренной подпунктом «и» пункта 17 договора купли-продажи лесных насаждений.
Учитывая, что ответчик не представил доказательств целевого использования деловой древесины, заготовленной по договору купли-продажи лесных насаждений, истец вправе требовать взыскания договорной неустойки.
Согласно представленному представителем истца расчету размер неустойки, произведенный от стоимости деловой древесины, определенной в ведомости материально-денежной оценки лесосеки, составляет 174 600 рублей, данный расчет судом проверен и признается верным, ответчиком он не оспорен. В ходе судебного разбирательства ответчиком произведена уплата неустойки в размере 5 000 рублей, в связи с чем размер исковых требований истцом уменьшен до 169 600 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как разъяснено в абзацах 2, 3 пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», при взыскании неустойки с иных лиц правила статьи 333 ГК РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 ГК РФ). В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ). При наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам статьи 333 ГК РФ.
Заявление ответчика о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства само по себе не является признанием долга либо факта нарушения обязательства.
В качестве обстоятельств несоразмерности неустойки ответчик ссылался на низкий размер дохода, отсутствие постоянного источника дохода.
Бушуев В.В. официально не трудоустроен, на учете в центре занятости населения не состоит, с его слов его доход в месяц составляет 15 000 рублей.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, нецелевое использование ответчиком деловой древесины, материальное и семейное положение ответчика (проживает один), уплаченную ответчиком неустойку в размере 5 000 рублей, исходя из баланса между применяемой к ответчику мерой ответственности и оценкой действительного ущерба, суд полагает, что размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства и считает возможным уменьшить размер неустойки с учетом принципа разумности и справедливости для восстановления баланса интересов сторон до 25 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Кудымкарского муниципального округа Пермского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 950 рублей, поскольку истец при подаче иска был освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 25 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 950 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ – ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>