Дело № 2-389/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Южа 03 июля 2019 года
Палехский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Беляевой О.Н.
с участием помощника прокурора Южской районной прокуратуры Шероновой Н.П.,
при секретаре Федосовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Южского района в защиту неопределённого круга лиц к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Южская центральная районная больница» об обязании совершения определенных действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Южской районной прокуратуры в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчика оборудовать вход в здание стационарного комплекса ОБУЗ « Южская ЦРБ», расположенное по адресу: Ивановская область, г. Южа, ул. Советская, д.13 (вход в терапевтическо- хирургическое отделение) специальным устройством (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов. В обоснование заявленных требований истец указал, что Южской районной прокуратурой в рамках надзора за соблюдением законодательства в сфере здравоохранения и социальной защиты инвалидов, на основании заявления Соколова В.Б. проведена проверка на предмет доступности для лиц ограниченными возможностями здоровья здания стационарного комплекса ОБУЗ «Южская ЦРБ» по адресу: Ивановская область, г. Южа, ул. Советская, д. 13. В ходе проверки было установлено, что вход в здание стационарного комплекса ОБУЗ «Южская ЦРБ» по адресу: Ивановская область, г. Южа, ул. Советская, д. 13, не оборудован пандусами или иными специальными устройствами для беспрепятственного доступа инвалидов.
Просит суд обязать ОБУЗ « Южская ЦРБ» оборудовать вход в здание стационарного комплекса ОБУЗ « Южская ЦРБ», расположенное по адресу: Ивановская область, г. Южа, ул. Советская, д.13 (вход в терапевтическо- хирургическое отделение) специальным устройством (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до 01.09.2019 года.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Шеронвоа Н.П. исковые требования поддержала, по доводам, указанным в иске, просила установить срок для выполнения обязанности по установке пандуса в срок до 31.12.2019 года.
Представитель ответчика ОБУЗ « Южская ЦРБ» в суд не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представив отзыв, в котором указали, что исковые требования прокурора признают в полном объеме, что последствия признания иска разъяснены и понятны. Просят установить срок до 31.12.2019 года.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, находит, требования прокурора в части обязания ОБУЗ «Южская ЦРБ» оборудовать вход в здание стационарного комплекса ОБУЗ «Южская ЦРБ», расположенное по адресу: Ивановская область, г. Южа, ул. Советская, д.13 (вход в терапевтическо- хирургическое отделение) специальным устройством (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, соблюдение законодательства о социальной защите инвалидов, может являться предметом прокурорского надзора.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В статье 9 Конвенции о правах инвалидов определено, что меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, учреждениям здравоохранения.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в Своде правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. N 605 (далее - СП 59.13330.2012).
Согласно п. 5.1.1 СП 59.13330.2012 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В силу положений п. 4.1. СП 59.13330.2012, устанавливающего требования к входам и путям движения, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
В п. 4.1.14 - 4.1.16 закреплены требования к пандусам, их ограждениям, поручням.
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
По смыслу вышеуказанных положений действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Согласно пунктам 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (действовавшим на момент проведения проверки) наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.
В соответствии с пунктом 3.9 вышеуказанного СНиПа лестницы в здания, помещения должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены сводом правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденными Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 605.
В пункте 4.1.14 СНиП 35-01-2001 сказано: лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями, длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20, ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м, пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
В целях выполнения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (далее Федеральный закон - ФЗ-181) и Градостроительного кодекса Российской Федерации разработан "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", утв. постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 г. N 74/51 (далее Порядок).
Данный документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями (к которым могут быть отнесены люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п.) к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, включая сооружения общественного пассажирского транспорта, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения) при разработке, согласовании и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкцию, а также регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
Гарантированная государством мера социальной защиты нуждающихся в этом инвалидов - обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, наиболее важному для инвалида (медицинскому учреждению), ОБУЗ "Южская ЦРБ" в полной мере не выполняется.
При проверке, проведенной в ОБУЗ «Южская ЦРБ» выявлено, что вход в здание стационарного комплекса ОБУЗ « Южская ЦРБ», расположенное по адресу: Ивановская область, г. Южа, ул. Советская, д.13 (вход в терапевтическо-хирургическое отделение) оборудован лестницей, при этом технические средства (пандус, аппарели, иные мобильные устройства) для беспрепятственного входа (выхода) людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата отсутствуют.
Таким образом, судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что вход в здание стационарного комплекса ОБУЗ "Южская ЦРБ, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Южа, ул. Советская, д. 13, оборудован лестницей, при этом технические средства (пандус, аппарели, иные мобильные устройства) для беспрепятственного входа (выхода) людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата отсутствуют, а, следовательно, гарантированная государством мера социальной защиты нуждающихся в этом инвалидов - обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, наиболее важному для инвалида (медицинскому учреждению), ОБУЗ "Южская ЦРБ" в полной мере не выполняется.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что указанные нарушения ущемляют права и интересы лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, круг которых в соответствии с конституционным правом граждан России на свободу передвижения и выбора места жительства определить не представляется возможным.
Обязанность по устранению указанных нарушений лежит на ОБУЗ "Южская ЦРБ".
Круг лиц, в защиту которых подано заявление, определить не представляется возможным.
С учетом изложенного исковые требования прокурора подлежат полному удовлетворению.
Кроме этого, суд также учитывает, что ответчик иск признал, о чем представил суду соответствующее письменное заявление.
В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, суд принимает признание иска, если это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ судом были разъяснены и сторонам понятны. Оснований для непринятия судом признания иска ответчиком не имеется.
Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Признание исковых требований ответчиком является основанием для удовлетворения данных требований в полном объеме.
В силу статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ч.2).
Срок для устранения нарушений законодательства для ответчика до 31 декабря 2019года суд считает разумным, поскольку именно об этом сроке ходатайствует истец и с этим сроком согласен ответчик.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194, 196-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Южской районной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Южская ЦРБ» об обязании оборудовать вход в здание стационарного комплекса ОБУЗ «Южская ЦРБ», расположенное по адресу: Ивановская область, г. Южа, ул. Советская, д.13 (вход в терапевтическо- хирургическое отделение) специальным устройством (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов, удовлетворить.
Обязать Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Южская ЦРБ» оборудовать вход в здание стационарного комплекса ОБУЗ «Южская ЦРБ», расположенное по адресу: Ивановская область, г. Южа, ул. Советская, д.13 (вход в терапевтическо- хирургическое отделение) специальным устройством-пандусом, для беспрепятственного доступа инвалидов - в срок до 31 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Беляева О.Н.
Решение в окончательной форме вынесено 03 июля 2019 года.