Дело №5-3751/2022
УИД 05RS0012-01-2022-006797-92
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Дербент 05 декабря 2022 года
Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Гаджиев Д.А., с участием представителя Дагестанской таможни Мирзоева Р., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по ч.2 ст.16.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
09 февраля 2022 года в 05 час. 45 мин., в зоне таможенного контроля (далее - ЗТК) ж/д станции Дербент, расположенной в регионе деятельности таможенного поста ЖДПП Дербент Дагестанской таможни, сотрудником ОТОиТК т/поста, таможни в ходе проведения таможенного досмотра в ж/д вагоне (тип вагона платформа) <номер изъят>, следовавшего из Азербайджанской Республики (далее - АР) в Российскую Федерацию (далее РФ) установлено, что в колесных парах вагона, внутри надрессорной балки в полиэтиленовых пакетах черного цвета были обнаружены сокрытые товары в количестве 7 упаковок, в каждой упаковке по 2 пары «Кеды-мужские», общее количество 14 пар. При вскрытии 7-ми упаковок с товаром установлено, что в них находятся по 2 пары «Кеды-мужские», матерчатые черного цвета с надписями на иностранном языке: «ХIU XIAN», страна происхождения товара Китай, общим весом брутто 7,15кг., которые были сокрыты от таможенного контроля, путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров.
В соответствии со ст.104 ТК ЕАЭС (далее - Кодекс) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, предусмотренных п.4 ст. 258, п.4 ст.272 и п. 2 ст. 281 настоящего Кодекса. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Перемещение товаров или транспортных средств через таможенную границу РФ с сокрытием от таможенного контроля путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, является административным правонарушением, предусмотренным ч.2 ст.16.1 КоАП РФ.
10.02.2022 по данному факту незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров в отношении акционерногообщества «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») возбуждено дело об АП <номер изъят> по ч.2 ст.16.1 КоАП РФ.
Товар - «Кеды мужские матерчатые черного цвета» в количестве 14 пар, общим весом 7,15 кг., являющийся предметов административного правонарушения по делу в соответствии со ст.27.10 КоАП РФ, изъят и помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста ЖДПП Дербент Дагестанской таможни (акт приема-передачи от 10.02.2022).
По результатам административного расследования 10.08.2022г. старшим уполномоченным по ОВД ОАР Дагестанской таможни ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.16.1 КоАП России в отношении ОАО «РЖД».
Представитель Дагестанской таможни Мирзоев Р. считает вину ОАО «РЖД» доказанной, просит назначить наказание в пределах санкции инкриминируемой статьи.
Представитель ОАО «РЖД» в суд не явился, направил возражение, согласно которым просит производство по делу прекратить, а в случае если суд придет к выводу о виновности перевозчика в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.16.1 КоАП РФ, с учетом малозначительности совершенного административного правонарушения, отсутствия вины и отягчающих ответственность обстоятельств по делу об административном правонарушении, просит применить меру наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.16.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза, и влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В ходе производства по делуустановлено, что перемещение вышеуказанных товаров, являющихся предметом административного правонарушения по данному делу, осуществлялось перевозчикомОАО «РЖД», следовательно, лицом ответственным за совершение вышеуказанного правонарушения в соответствии со следующими положениями законодательных и нормативных правовых актов и обстоятельствами дела является ОАО «РЖД».
Так, согласно пп. 7 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС «декларант» - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза (пп. 26 п. 1 ст.2 ТК ЕАЭС)
Согласно ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса (п.1 ст.104 ТК ЕАЭС).
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (п.2 ст.104 ТК ЕАЭС).
В соответствии со ст.106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию следующие сведения о товаре: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
Статьей 406 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный перевозчик осуществляет перевозку (транспортировку) по таможенной территории Союза товаров, находящихся под таможенным контролем.
При этом таможенный перевозчик обязан соблюдать при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита условия и выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС (ст.409 ТК ЕАЭС);
Согласно ст.83 ТК ЕАЭС декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать в том числе:
- лицо государства-члена, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой являете» иностранное лицо;
- перевозчик, в том числе таможенный перевозчик - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;
Согласно ст.14 СМГС в соответствии с договором перевозки перевозчик обязуется за плату перевезти вверенный ему отправителем груз до станции назначения по маршруту, согласованному отправителем и договорным перевозчиком, и выдать его получателю. Заключение договора перевозки подтверждается накладной. Каждый последующий перевозчик, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства.
Статьей 16 СМГС предусмотрено, что отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.
Вместе с тем отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что в составе груза были приняты предметы, не допускаемые к перемещению через государственную границу хотя бы в одном из государств, по территории которого должна осуществляться перевозка (параграф 3 ст.16).
В соответствии со ст.23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
В рассматриваемом случае в ходе производства по делу установлено, что через таможенную границу ЕАЭС ж/д вагон <номер изъят> в соответствии со сведениями, указанными в ЖДН <номер изъят> перемещался из АР в РФ порожним.
При этом, информация о том, что в данном вагоне или на его частях перемещается какой-либо товар, отсутствует.
Между тем актом таможенного досмотра <номер изъят> установлено, что на указанной платформе <номер изъят> обнаружен товар - «Кеды мужские матерчатые черного цвета», не указанный перевозчиком в каких-либо документах, связанных с перемещением вагона через таможенную границу ЕАЭС.
Декларация на указанный товар лицом, перемещающим его через таможенную границу ЕАЭС (ОАО «РЖД»), таможенному органу не подавалась.
Таким образом, вышеуказанные положения ТК ЕАЭС, СМГС в их взаимосвязи, а также обстоятельства ввоза вышеуказанного товара, свидетельствуют о том, что обязанность по соблюдению порядка декларирования и перемещения данного товара через таможенную границу ЕАЭС возложена на перевозчика ОАО «РЖД».
В ходе производства по делу об АП вина ОАО «РЖД» в совершении вменяемого административного правонарушения подтвердилась.
Согласно пп. 41 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с п. 1 ст.9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом.
Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом (п. 2 ст.9 ТК ЕАЭС).
Таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса (п.7 ст.310 ТК ЕАЭС).
Согласно ч. 1 ст.14 ТК ЕАЭС при ввозе на таможенную территорию Союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза (п. 2 ст.14 ТК ЕАЭС).
В соответствии со ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных п.4 ст.258, п.4 ст.272 и п.2 281 ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно пп. 35 п. 1 ст.2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп.7 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п. 1 ст.84 ТК ЕАЭС декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со ст. 17 ТК ЕАЭС; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 2 ст.84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим ТК ЕАЭС.
В соответствии с п.3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 2 Кодекса под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
За невыполнение требований законодательства государств-членов ЕАЭС о порядке перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, находящихся под таможенным королем, предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 16.1 КоАП России.
В соответствии с ч. 2 ст.2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если им не были
приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с п. 1 ст.84 ТК ЕАЭС декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со ст. 17 ТК ЕАЭС; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными ТК ЕАЭС.
Однако, предоставленными декларанту таможенным законодательством государств-членов Союза правами, необходимыми для соблюдения правил и норм, установленных ТК ЕАЭС, ОАО «РЖД» не воспользовалось.
Согласно пп.3 п. 1 ст.2 ТК ЕАЭС «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий - электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что ОАО «РЖД», являясь в соответствии со ст.83, 84 ТК ЕАЭС лицом, выступающим в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с ТК ЕАЭС для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем, совершило действия, направленные на ввоз с таможенной территории ЕАЭС товара - «Кеды мужские матерчатые черного цвета»» в количестве 14 пар, общим весом 7,15 кг., с сокрытием от таможенного контроля, нарушив тем самым требования статей 9,14,104 ТК ЕАЭС о порядке перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, находящихся под таможенным королем, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ.
В ходе производства по делу назначена и проведена товароведческая экспертиза для определения стоимости незаконно ввозимого товара.
Согласно заключению эксперта ЭИО <номер изъят> (<адрес изъят>) ЭКС р/ф ЦЭКТУ <адрес изъят> <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, вопрос о том, является ли часть транспортного средства вагона <номер изъят>, в котором обнаружен товар- «Кеды муские матерчатые черного цвета» в количестве 14 пар, общим весом 7.15 кг., тайником, используемым для сокрытия товаров от таможенного контроля, или иным местом, затрудняющим обнаружение товаров, при перемещении их через таможенную границу ЕАЭС, экспертом не решался вопрос по причине того, что не входит в компетенцию эксперта ЦЭКТУ.
Рыночная стоимость товара - «Кеды мужкие матерчатые черного цвета» в количестве 14 пар, общим весом 7.15 кг., являющегося предметом административного правонарушения по делу об АП <номер изъят> по состоянию на 09.02.2022г. на внутреннем рынке Российской Федерации составила 7466,62 руб.
Вина ОАО «РЖД» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается также следующими доказательствами:
- определением о возбуждении дела об АП <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства обнаружения правонарушения;
- товаросопроводительными документами (вагонный лист от ДД.ММ.ГГГГ ЖДН<номер изъят> акт общей формы <номер изъят>, паспорт вагона <номер изъят>);
- актом таможенного досмотра <номер изъят>, в котором указаны наименование, количество, вес и качественные характеристики незаконно ввезенного товара;
- протоколом опроса свидетеля инспектора ОТОиТК т/поста ЖДПП Дербент Исламова А.З. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он поясняет обстоятельства выявления административного правонарушения;
- заключением эксперта <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела;
В ходе производства по делу об АП обстоятельства, в соответствии со ст. 4.2 КоАП России, смягчающие ответственность, а также обстоятельства, в соот-
ветствии со ст. 24.5 КоАП России, исключающие производство по делу об административном правонарушении не установлены.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» ОАО «РЖД» (ИНН - <номер изъят>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде конфискации в доход Федерального бюджета РФ предметов административного правонарушения: «Кеды мужские матерчатые черного цвета» в количестве 14 пар, общим весом 7.15кг.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Гаджиев Д.А.