Дело № 2-637/2023
УИД 91RS0№-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2023 года г.ФИО1
Красноперекопский районный суд Республики ФИО1 в составе:
председательствующего судьи Маслак В.Ю.,
при секретаре ФИО3,
с участием помощника прокурора ФИО4,
представителя ответчика (СОШ №) ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО7 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО8» муниципального образования городской округ ФИО1, Администрации города ФИО1 Республики ФИО1, отделу образования администрации города ФИО1 Республики ФИО1 о понуждении совершить определенные действия, третье лицо - Министерство образования науки и молодежи Республики ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Красноперекопский межрайонный прокурор ФИО7 в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних с указанным иском, из которого следует, что Красноперекопской межрайонной прокуратурой была проведена проверка МБОУ «СОШ № им. ФИО8» МО ГО КрасноперекопскРеспублики ФИО1 исполнения требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование», иустановлено, что в школе лингафонныекабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют. В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес школы внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере образования. До настоящего времени в образовательном учреждении отсутствует лингафонный кабинет обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
С учетом указанных обстоятельств межрайонный прокурор, уточнив исковые требования, просит суд обязать МБОУ «СОШ № им. ФИО8» МО ГО ФИО1 Республики ФИО1 в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу приобрести либо оборудовать лингафонный кабинет обеспечивающий изучение иностранных языков и обязать отдел образования Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1 и Администрацию г.ФИО1 Республики ФИО1 в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с приобретением либо оборудованием лингафонного кабинета обеспечивающего изучение иностранных языков в МБОУ «СОШ № им. ФИО8» МО ГО ФИО1 Республики ФИО1.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 уточненные исковые требования поддержала, в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - МБОУ «СОШ № им. ФИО8» МО ГО ФИО1 Республики ФИО1 ФИО5 в судебном заседании иск с уточненными исковыми требованиями не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика - Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика - отдела образования администрации г. ФИО1 Республики ФИО1 ФИО6 в судебном заседании с иском и уточненными исковыми требованиями не согласна, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель Министерства образования науки и молодежи Республики Крымв судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, согласно поступившим пояснениям Министерства, согласно Уставу МБОУ«СОШ № им. ФИО8» муниципального образования городской округ ФИО1 Республики ФИО1, утвержденного начальником отдела образования администрации города ФИО1 Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что учредителем учреждение является муниципальное образование городской округ ФИО1 Республики ФИО1. В соответствии с пунктом 1.8 Устава собственником имущества школы являетсямуниципальное образование городской округ ФИО1 Республики ФИО1.Согласно пункту 8.1 Устава финансовые и материальные средства, имущество школы закрепленные за ней учредителем, используются в соответствии с Уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение школы осуществляется в соответствии муниципальным заданием, утвержденным учредителем. Школа не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания (п. 8.3 Устава).В соответствии с пунктом 8.5. Устава источниками финансового обеспечения школыявляются:субсидии, предоставляемые на выполнение муниципального задания, субсидии на иные цели; средства от приносящей доход деятельности (платные дополнительные образовательные услуги, добровольные пожертвования и безвозмездные поступления от физических и (или) юридических лиц и иные доходы от приносящей доход деятельности.
В соответствии с постановлением Совета министров Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежи Республики ФИО1» Министерство является главным администратором доходов бюджета Республики ФИО1 в соответствии с законом Республики ФИО1 о бюджете Республики ФИО1 на соответствующий финансовый год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета Республики ФИО1, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций. Законодательством не предусмотрено участие Министерства образования, науки молодежи Республики ФИО1 в финансировании муниципальных бюджетныхобразовательных организаций Республики ФИО1 в целях закупки лингафонного кабинета.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочию органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в ходе проведенной Красноперекопской межрайонной прокуратурой проверки в МБОУ «СОШ № им. ФИО8» МО ГО ФИО1 Республики Крымбыли выявлены нарушения законодательства обобразованиив части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование», до настоящего времени в образовательном учрежденииотсутствует лингафонный кабинет обеспечивающий изучение иностранных языков.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Исорг№/-20350015 в адрес школы внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере образования в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование», которые были выявлены в ходе проверки Красноперекопской межрайонной прокуратуры (л.д. 22-24).
Данные недостатки до настоящего времени не устранены, в МБОУ «СОШ № им. ФИО8» МО ГО ФИО1 Республики ФИО1 лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языковотсутствует,что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования,что стороной ответчика не оспаривается.
Во исполнение указанного представления директором МБОУ «СОШ № им. ФИО8» МО ГО ФИО1 Республики КрымФИО5 предоставлен письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которомудиректором школы в адрес начальника отдела образования администрации г. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлена служебная записка с просьбой оказания содействия в дополнительном выделении бюджетных средств для МБОУ «СОШ № им. ФИО8» в сумме 714147 руб. на приобретение оборудования для лингафонного кабинета, финансирование на указанные нужды до настоящего времени ответчиками не обеспечено (л.д.25-26).
Статьей 43 Конституции РФ каждому гарантировано право на образование.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №- ФЗ) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с Указом президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Образование».
Одной из ключевых задач Национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В частности, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также Обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам - социальным аудиториям, оснащеннымзвукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповое работы по изучению как иностранного, так и родного языка.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности:
учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории;
помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством;
лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков;
информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
актовые и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки;
помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
помещения медицинского назначения;
административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон;
полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации);
мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
Согласно ст. 2. Федерального закона № 273-ФЗ, средствами обучения и воспитания являются приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Кроме того, к компетенции образовательной организации относится, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральным государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии сп. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательнымистандартами), организация предоставлениядополнительногообразования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия пообеспечению безопасности их жизни и здоровья, относится ввопросам местного значения муниципального района.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что МБОУ «СОШ № им. ФИО8» МО ГО ФИО1 Республики ФИО1 не принято достаточных мер по устранению выявленных нарушений законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование», согласно предписанию.
Рассматривая требования к администрации г. ФИО1 Республики ФИО1 и к отделу образования администрации <адрес> Республики ФИО1 суд исходит из следующего.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обеспечение требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса является обязанностью не только, образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
Учредителем школы является отдел образования администрации города ФИО1 Республики ФИО1 (п. 1.6). Собственником имущества школы являетсямуниципальное образование городской округ ФИО1 Республики ФИО1 (п. 1.8абз 2). Школа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, заключать договора (п. 1.5).Финансовое обеспечение школы осуществляется в соответствии муниципальным заданием, утвержденным учредителем. Школа не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания (п. 8.3 Устава).В соответствии с пунктом 8.5. Устава источниками финансового обеспечения школы являются:субсидии, предоставляемые на выполнение муниципального задания, субсидии на иные цели; средства от приносящей доход деятельности (платные дополнительные образовательные услуги, добровольные пожертвования и безвозмездные поступления от физических и (или) юридических лиц и иные доходы от приносящей доход деятельности.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО8» муниципального образования городского округа ФИО1 Республики ФИО1 является муниципальное образование городской округ ФИО1 Республики ФИО1 (л.д. 14-20).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем отдела образования администрации города ФИО1 Республики ФИО1 является Красноперекопской городской совет.
Таким образом, судом установлено, что учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО8» муниципального образования городского округа ФИО1 Республики ФИО1 является отдел образования администрации города ФИО1 Республики ФИО1, собственником имущества МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО8» муниципального образования городского округа ФИО1 Республики ФИО1 является муниципальное образование городской округ ФИО1 Республики ФИО1. Функции, полномочия и права учредителя от имени администрации города исполняет отраслевой орган администрации г. ФИО1, осуществляющий управление в сфере образования – отдел образования администрации города ФИО1 Республики ФИО1. Источником финансового обеспечения школы являются субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета МО городской округ ФИО1 Республики ФИО1 на финансовое обеспечение выполнения учреждением муниципального задания. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями осуществления финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения деятельности муниципального обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных услуг.
Учитывая, что устранение вышеуказанных нарушений законодательства об образовании требует финансирования из бюджета муниципального образования городской округ ФИО1 Республики ФИО1, а МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО8» муниципального образования городского округа ФИО1 Республики ФИО1 является дотационным учреждением, которое отнесено к ведению Администрации г. ФИО1 и отдела образования администрации города ФИО1 Республики ФИО1, суд считает необходимым обязать отдел образованияадминистрациигорода ФИО1 Республики ФИО1, Администрацию г. ФИО1 выделить из бюджета муниципального образования городской округ ФИО1 Республики ФИО1 финансирование на устранение нарушений законодательства об образовании, связанных с приобретением либо оборудованием лингафонного кабинета обеспечивающего изучение иностранных языков в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО8» муниципального образования городского округа ФИО1 Республики ФИО1.
С учетом указанных обстоятельств иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО7 в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО8» муниципального образования городского округа ФИО1 Республики ФИО1 в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу приобрести либо оборудовать лингафонный кабинет обеспечивающий изучение иностранных языков.
Обязать отдел образования администрации города ФИО1 Республики Крымв течение 1 года после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с приобретением либо оборудованием лингафонного кабинета обеспечивающего изучение иностранных языков в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО8» муниципального образования городского округа ФИО1 Республики ФИО1.
Обязать Администрацию города ФИО1 Республики ФИО1 в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с приобретением либо оборудованием лингафонного кабинета обеспечивающего изучение иностранных языков в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО8» муниципального образования городского округа ФИО1 Республики ФИО1.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики ФИО1 путем подачи апелляционной жалобы через Красноперекопский районный суд Республики ФИО1 в течение месяца после изготовления полного текста решения.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: В.Ю. Маслак