РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 апреля 2023 года <адрес>
Шейх-Мансуровский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Мормыло О.В.,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Чеченской Республике об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии МВД по ЧР и восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Заводской районный суд <адрес> с исковым заявлением к МВД по ЧР, в котором просил: признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о снятии ФИО1 и членов его семьи (в составе 5-ти человек) с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать жилищно-бытовую комиссию МВД по ЧР восстановить ФИО1 вместе с членами его семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты со дня первоначального принятия решения.
В ходе рассмотрения дела судом истец ФИО1 первоначально заявленные исковые требования уточнил, просил обязать жилищно-бытовую комиссию Министерства внутренних дел Чеченской Республики восстановить его, ФИО1, вместе с членами семьи на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части ранее заявленные исковые требования и указанные в исковом заявлении в обоснование требований доводы и обстоятельства поддержал и подтвердил.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ уточненные исковые требования ФИО1 к МВД по ЧР были приняты к производству суде с повторным проведением по делу подготовки, предоставлением ответчику возможности представить в суд свои отзывы (возражения) по существу уточненных исковых требований ФИО1 и назначением нового судебного заседания.
Во вновь назначенном судебном заседании истец ФИО1 на своих уточненных исковых требованиях настаивал, подтвердив изложенные в исковом заявлении и уточнении к нему обстоятельства, согласно которых ДД.ММ.ГГГГ вх№ им было подано заявление с необходимыми документами о постановке его и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты, а ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии он был постановлен на учет с учетным делом №.
Согласно выписке из приказа ОМВД России по <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № л/с истец был уволен из органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по п.1 ч.3 ст.82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. Приказом ОМВД России по <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №л/с внесено изменение в приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с и истец считается уволенным из органов внутренних дел с выслугой лет в календарном исчислении 10 лет 05 месяцев 25 дней, в льготном исчислении 21 год 02 месяца 29 дней.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) он, ФИО1, а также члены его семьи: супруга ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - были сняты с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец не согласен с указанным решением жилищно-бытовой комиссии, полагает выводы комиссии ошибочными и преждевременными, указывая на том, что выводы комиссии о том, что на день увольнения из органов внутренних дел РФ он не был принятым на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необоснованны. Подавая свое заявление и все необходимые документы для постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ вх№, истец не мог повлиять на то, что жилищно-бытовая комиссия МВД по ЧР примет решение о постановке на учет только ДД.ММ.ГГГГ. Тем более, что при принятии указанного решения комиссии было уже известно, что истец с ДД.ММ.ГГГГ был уволен по п.1 ч.3 ст.82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в связи с болезнью, и данные обстоятельства не помешали принятию решения о постановке истца и членов его семьи на учет.
Ссылаясь на положения пункты 1-7 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ), истец указывает, что с учетом предоставленных им сведений и документов до своего увольнения из органов внутренних дел он и члены его семьи были и остаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, не имеют необходимого жилья, их обстоятельства соответствуют основаниям для предоставления указанной социальной выплаты, предусмотренным ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Указанным приказом ОМВД России по <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из органов внутренних дел с правом на пенсию. Никаких оснований, из числа предусмотренных п.19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), по которым истец и члены его семьи могли бы были сняты с учета на получение единовременной социальной выплаты, комиссией не приведены. Заявление им было подано в период прохождения службы в органах внутренних дел, нуждаемость в жилье, отсутствие другого жилого помещения были проверены, нарушений при предоставлении документов или наличие ненадлежащих сведений комиссией не установлено. В связи с этими обстоятельствами истец просит удовлетворить его исковые требования.
Участвующий в судебном заседании представитель ответчика МВД по ЧР ФИО9, действующий по доверенности со всеми процессуальными правами, предусмотренными ст.54 ГПК РФ, иск ФИО1 не признал в части требований о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), ввиду соблюдения порядка проведения заседания и принятия указанного решения. При этом представитель ответчика не оспаривал достоверность представленных истцом сведений о нуждаемости в жилье, отсутствии жилого помещения у истца и членов его семьи, полагал возможным удовлетворить заявленные истцом требования в части восстановления на учете, в связи с представленными в судебном заседании доводами, сведениями и документами.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходи к следующим выводам.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2011№-ФЗ данным Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел РФ, граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ.
Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти); 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее по тексту - Правила).
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённым распоряжением МВД по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ФИО1 с семьёй в составе 5 человек снят с учёта на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с подпунктом "д" пункта 19 Правил.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 19 указанных Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 6, 6 1 статьи 4 и частью 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ")
Между тем, в судебном заседании установлено, что ФИО1 являлся сотрудником органов внутренних дел на момент его увольнения ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет в календарном исчислении составляла 10 лет 05 месяцев 25 дней, в льготном исчислении – 21 год 02 месяца 29 дней. Истец состоял на учёте на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (уникальный номер №, протокол постановки на учет от ДД.ММ.ГГГГ №, учетное дело №, дата подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с супругой ФИО2, 1972 г.р. (с.ДД.ММ.ГГГГ), дочерью ФИО3, 2001 г.р. (с рождения, повторно с ДД.ММ.ГГГГ), с дочерью ФИО3, 2003 г.р. (с рождения, с ДД.ММ.ГГГГ), с сыном ФИО5, 2007 г.р. (с рождения, с ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время зарегистрированы и проживают в домовладении общей площадью. 194,3 кв.м. по адресу: ЧР, <адрес>, принадлежащем дяде заявителя ФИО6 с 1976 года, где еще зарегистрированы и проживают 24 человека (со ссылкой на акт обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ). При этом дочь истца – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., как достигшая 23 лет и не имеющая инвалидности, к членам семьи заявителя, на которых распространяется действий вышеназванного Федерального закона №247-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, не отнесена, несмотря на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он в собственности жилых помещений на территории РФ не имела и не имеет (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ). таким образом, обеспеченность жилплощадью на одного человека по указанному адресу на день принятия решения о постановке на учет ФИО1 составляла 194,3/14 = 13,8 кв.м. Учитывая, что по иным адресам дети заявителя 1999 г.р.,. 2001 гр., 2003 г.р., 2007 г.р. на территории РФ зарегистрированы не были, иных помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности (в том числе доли в собственности на жилые помещения) ФИО1 с семьей не имеет (выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ) обеспеченность жилплощадью на одного человека по вышеуказанному адресу в настоящее время составила 194,3/24 = 8,09 кв.м. Жилищные документы, актуальные на момент принятия оспариваемого решения жилищно-бытовой комиссией от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставлены.
Таким образом, жилищные условия истца за время с момента принятия на учет и до вынесения жилищно-бытовой комиссией МВД по ЧР оспариваемого решения о снятии с учета не только не улучшились, а, наоборот, ухудшились по объективным, не зависящим от истца обстоятельствам. Доказательств умышленного искажения истцом каких-либо сведений при обращении с заявлением о постановке на учет, в материалах дела не имеется.
Из анализа пунктов 5, 11, 20, 31 Правил от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что право на получение выплаты носит заявительный характер. При определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. При этом дата издания распоряжения об утверждении решения комиссии о принятии (отказе в принятии) на учет не влияет на очередность предоставления социальной выплаты. Иное противоречило бы вышеприведенным Правилам, учитывая, что при определении порядка очередности во внимание принимается совокупность двух условий: стажа службы и даты подачи заявления. Таким образом, учет лиц для получения единовременной выплаты должен соответствовать требованиям вышеприведенных правовых норм.
Материалами дела в полной мере подтверждается и ответчиком не оспаривается, что на дату подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 еще проходил службу в органах внутренних дел, а был уволен из органов внутренних дел лишь с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 6 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ, право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел без права на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, в случае расторжения контракта и увольнения по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 (при невозможности перевода сотрудника на иную должность в органах внутренних дел) или 16 части 2 либо пунктом 1 или 2 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты" (часть 6.1 статьи 4 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ).
Из представленных в дело документов установлено, что истец ФИО1 был уволен из органов внутренних дел приказом ОМВД России по <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № л/с именно по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
В силу частей 6 и 6.1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ право на единовременную социальную выплату должно сохраняться за ФИО1 и после его увольнения по указанному основанию.
Восстановление ФИО1 на учете с прежним номером учетного дела с даты подачи документов не повлияет на очередность получения единовременной социальной выплаты иными очередниками, подавшими свои заявления и документы ранее истца, так как получение социальной выплаты производится исходя из даты обращения и наличия выслуги лет.
Отсутствие каких-либо возражений со стороны ответчика относительно семейного положения и жилищных условий истца с момента его обращения в МВД по ЧР, а равно о самом праве истца на получение указанной социальной выплаты, свидетельствует о необходимости удовлетворении заявленных ФИО1 требований в части возложения обязанности на Министерство внутренних дел по Чеченской Республике восстановления ФИО1 с составом семьи из 5 человек, в том числе с супругой и 3 детьми, на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011г. №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом, требования истца о признании незаконным самого протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором закреплено решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Чеченской Республике, удовлетворению не подлежат, ввиду проведения заседания и оформления протокола с соблюдением требований Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждения протокола распоряжением министра МВД по Чеченской Республике, которое истец не оспаривает. Права и законные интересы истца могут быть восстановлены путем возложения на ответчика обязанности восстановить истца с составом его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты со дня первоначального обращения (подачи заявления и документов), то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Обязать жилищно-бытовую комиссию МВД по Чеченской Республике восстановить ФИО1 вместе с членами его семьи (в составе 5-ти человек) на учете для получения единовременной социальной выплаты со дня подачи первоначального заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд Чеченской Республики через Шейх-Мансуровский районный суд <адрес> ЧР.
Резолютивная часть решения суда оглашена в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Полный мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.В. Мормыло