Дело <№ скрыт>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 02 марта 2022 года
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Рашидова М.А.,при секретаре - ФИО3,
с участием представителя ответчика- начальника отдела опеки и попечительства администрации муниципального района «<адрес скрыт>» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Рутул гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального района «<адрес скрыт>» об обязании предоставить благоустроенное жилье по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств республиканского бюджета как лицу, оставшемуся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с данным исковым заявлением, указывая, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ахтынского районного суда РД от 13.05.2014г. ее мать ФИО1 лишена родительских прав в ее отношении, после чего она осталась без попечения родителей. Постановлением главы администрации МР «<адрес скрыт>» от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> ей была назначена опека. Она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно постановлению администрации МР «<адрес скрыт>» «сельсовет Рутульский» <№ скрыт> от 17.01.2015г. Однако по настоящее время ей жилье не предоставили.
Истец ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не уведомила, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без ее участия, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика ФИО4 исковые требования признал и не возражал против их удовлетворения, заявив, что ФИО2 действительно состояла на учете в органе опеки и попечительства как лицо, оставшееся без попечения родителей. Она состоит в очереди нуждающихся в предоставлении жилья, неоднократно устно и письменно обращалась в администрацию района с заявлением о предоставлении ей жилья, однако в связи с отсутствием финансирования администрацией данная обязанность до сих пор не исполнена. В связи с недофинансированием предоставление жилья осуществляется по установленной очереди.
Изучив материалы дела, выслушав истца и представителя ответчика, суд находит исковое заявление основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. (п.1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. (п.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. (п.9).
Аналогичные положения содержатся также и в ст.7 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из материалов дела, решением Ахтынского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ мать ребенка ФИО5 лишена родительских прав в отношении ребенка ФИО2
Отец истицы - ФИО6,09.06.1974г.р., решением Рутульского районного суда РД от 18.02.2009г. признан безвестно отсутствующим.
Постановлением главы администрации МР «<адрес скрыт>» от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> ФИО2 была назначена опека.
Согласно постановлению администрации «сельсовет Рутульский» <№ скрыт> от 10.11.2016г. ФИО2 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем в 2022 году, утвержденному главой МР «<адрес скрыт>» ФИО7, ФИО2 значится в данном Списке под <№ скрыт>.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 35 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" к полномочиям органов местного самоуправления районв отнесено, в частности: принятие мер по защите жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан, ведение регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения; участие в рассмотрении судом споров и в исполнении решений судов по делам, связанным с защитой прав и интересов подопечных, в случаях, предусмотренных законодательством.
В силу ч.1 ст.2 указанного Закона Республики Дагестан органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право: получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; получать материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий; получать от органов государственной власти Республики Дагестан разъяснения по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с Уставом МР "<адрес скрыт>" территория сельского поселения "сельсовет Рутульский" в составе сел Рутул, Киче, Куфа, Хнюх и Фучук входит в территорию <адрес скрыт> РД (ст.3). МР "<адрес скрыт>" в случае и порядке, установленном федеральными законами, законами РД исполняет отдельные переданные государственные полномочия (ст.9).
Как следует из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем по МР "<адрес скрыт>" в 2022 году, истец включен в список очередников на получение жилья.
Следовательно, администрация МР "<адрес скрыт>" до настоящего времени не исполнила возложенную на нее государственную обязанность по предоставлению ФИО2 жилья по договору социального найма, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.
Установленное бездействие ответчика по нарушению закона суд признает существенным и подлежащим устранению, обязав предоставить истцу жилое помещение, поскольку оно препятствует реализации ФИО2 гарантированного законом в силу его особого социального статуса права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Довод представителя ответчика об отсутствии надлежащего целевого финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении жильем указанной категории граждан.
При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.7 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Обязать администрацию МР «<адрес скрыт>» предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств Республиканского бюджета как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Ахтынский районный суд РД в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий судья М.А.Рашидов
Резолютивная часть решения суда вынесена на компьютере в совещательной комнате 02.03.2021г.
Решение суда в окончательной форме изготовлено на компьютере 05.03.2022