Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу № 2-2000/2024 Альметьевского городского суда Республики Татарстан
16RS0036-01-2024-003382-92
Дело № 2-2000/2024
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 июля 2024 года город Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
судьи Р.Р.Булатовой
при секретаре Е.Н.Иванкиной.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Alpha Group Co., Ltd. (Альфа Груп Ко., Лтд) к Собирову ФИО5 о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав,
установил:
В обоснование иска указано, что в ходе закупки, произведенной ДД.ММ.ГГГГ в торговой точке, расположенной вблизи адреса: <адрес>, проспект <данные изъяты>, <адрес>А, установлен факт продажи контрафактного товара (футболка). В подтверждение продажи был выдан кассовый чек, наименование продавца «Собиров ФИО6», дата продажи – ДД.ММ.ГГГГ.
На товаре имеются следующие изображения: изображение произведения изобразительного искусства - изображение "Jett" (робот) (Свидетельство о регистрации № №), изображение произведения изобразительного искусства изображение "Donnie" (робот) (Свидетельство о регистрации № №), изображение произведения изобразительного искусства - изображение "Раul" (робот) (Свидетельство о регистрации № №).
Исключительные права на данные произведения изобразительного искусства принадлежат компании «Alpha Group Co., Ltd.» («Альфа Груп Ко., Лтд»), при этом ответчику они не передавались.
Компания является действующим юридическим лицом, которое было учреждено ДД.ММ.ГГГГ в качестве акционерной компании с ограниченной ответственностью и в Национальной системе публичной информации о кредитоспособности предприятий Китайской Народной Республики имеет код: 9№.
Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются государствами - участниками Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от ДД.ММ.ГГГГ, Всемирной конвенции об авторском праве (заключена в Женеве ДД.ММ.ГГГГ, вступила в действие на территории СССР ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ст.5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений; ч.1 ст. II Всемирной конвенции об авторском праве предусматривается предоставление произведениям, созданным на территории одного договаривающегося государства, на территории другого договаривающегося государства такого же режима правовой охраны, что и для произведений, созданных на территории этого другого договаривающегося государства.
На территории Российской Федерации правоотношения в области интеллектуальной собственности регулируются четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации. Товар, реализованный продавцом, не вводился в гражданский оборот истцом и третьими лицами с его согласия.
Таким образом, ответчик, в настоящее время прекративший свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, осуществил действия по распространению товара с нарушением исключительных прав истца. В этой связи истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за нарушение исключительного права на проведение изобразительного искусства – изображение "Jett" в размере 20000 рублей; взыскать в счет компенсации за нарушение исключительного права на проведение изобразительного искусства – изображение "Donnie" в размере 20000 рублей; взыскать в счет компенсации за нарушение исключительного права на произведение изобразительного искусства - изображение "Раul" в размере 20000 рублей; судебные издержки в размере стоимости вещественных доказательств – товара, приобретённого у ответчика в сумме 299 рублей, расходы почтового отправления в виде искового заявления и претензии в размере 279, 44 рублей, также сумму государственной пошлины – 2000 рублей.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации интеллектуальная собственность охраняется законом.
Аналогичные положения содержатся в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
Как установлено судом, компании Alpha Group Co., Ltd. принадлежат исключительные права на товарные знаки
"Jett" (робот) (Свидетельство о регистрации № Y.Z.D.Zi-2013-F-00004089), изображение произведения изобразительного искусства изображение "Donnie" (робот) (Свидетельство о регистрации № Y.Z.D.Zi-2013-F-00004092), изображение произведения изобразительного искусства - изображение "Раul" (робот) (Свидетельство о регистрации № Y.Z.D.Zi-2013-F-00004114). Исключительные права на данные произведения изобразительного искусства принадлежат компании «Alpha Group Co., Ltd.» («Альфа Груп Ко., Лтд»), при этом ответчику они не передавались.
Обосновывая свои требования истец указал, что в ходе закупки, произведенной ДД.ММ.ГГГГ в торговой точке, расположенной вблизи адреса: <адрес>, проспект <данные изъяты>, <адрес>, установлен факт продажи контрафактного товара (футболка). В подтверждение продажи был выдан кассовый чек, наименование продавца «Собиров ФИО7», дата продажи – ДД.ММ.ГГГГ. На товаре имеются следующие изображения: изображение произведения изобразительного искусства - изображение "Jett" (робот), "Donnie" (робот) "Раul" (робот).
Указанные выше обстоятельства ответчиком не были оспорены.
Согласно выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Ш.Н. Собиров зарегистрирован индивидуальным предпринимателем ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Ш.Н. Собиров прекратил деятельность, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются государствами - участниками Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от ДД.ММ.ГГГГ и Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений в отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или могут быть предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией.
Согласно ч. 2 ст. II Всемирной конвенции об авторском праве выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории.
В силу п. 3 ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
Как предусмотрено п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 этого Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 указанной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
На основании п. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если названным Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.
Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную указанным Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается названным Кодексом.
В материалы дела истцом представлены документы и их нотариально удостоверенные переводы на русский язык, которые подтверждают факт внесения Гуандунским Управлением авторского права (КНР) в соответствии с положениями "Экспериментальных правил добровольной регистрации творчеств" записей о выдаче Alpha Group Co., Ltd свидетельств о регистрации творчества (тип творчества: F изобразительное искусство, автор: С.) в отношении спорных произведений изобразительного искусства. Указанные документы содержат также графическое изображение данных произведений.
Факт продажи ответчиком указанных товаров последним не оспаривался.
Иного в судебном заседании не установлено, доказательств обратного не представлено, ответчиком не оспорено и не опровергнуто.
При визуальном сравнении произведений изобразительного искусства, права на которые принадлежат истцу, с изображениями на реализованном ответчиком товаре, судом установлено, что изображения совпадают до степени смешения с изображениями, правообладателем которых является истец. При этом ответчиком не представлено доказательств, которые подтверждают, что использование данных изображений осуществлялось с разрешения истца, выраженного в той или иной форме.
Согласно п. 4 ст. 1252 ГК РФ в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными (п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", далее - Постановление N 10).
Следовательно, несанкционированная продажа товара с нанесенными на него изображениями, схожими до степени смешения с произведениями изобразительного искусства, права на которые принадлежат истцу, нарушает его права как правообладателя спорных объектов исключительных прав.
В случае нарушения исключительного права правообладатель вправе осуществлять защиту нарушенного права любым из способов, перечисленных в ст. 12 и п. 1 ст. 1252 ГК РФ (п. 57 Постановления N 10).
В силу п. 3 ст. 1252 ГК РФ в случаях, предусмотренных этим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. На основании ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных названным Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
При заявлении требований о взыскании компенсации правообладатель вправе выбрать один из указанных способов расчета суммы компенсации, а суд по своей инициативе не вправе изменять такой способ (п. 59 Постановления N 10).
Согласно разъяснениям, данным в п. 60 Постановления N 10, нарушение прав на каждый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации является самостоятельным основанием применения мер защиты интеллектуальных прав (статьи 1225, 1227, 1252 ГК РФ).
В частности, выражение нескольких разных результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации в одном материальном носителе (в том числе воспроизведение экземпляров нескольких произведений, размещение нескольких разных товарных знаков на одном материальном носителе) является нарушением исключительного права на каждый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (абзац третий п. 3 ст. 1252 ГК РФ, п. 68 Постановления N 10).
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд полагает требования истца о взыскании с ответчика компенсации за нарушение исключительных прав обоснованными на законе и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, а именно: судебные издержки в размере стоимости вещественных доказательств – товара, приобретённого у ответчика в сумме 299 рублей, за почтовые отправления – 279,44 рублей, также расходы по оплате государственной пошлины – 2000 рублей.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковое заявление акционерного общества Alpha Group Co., Ltd. (Альфа Груп Ко., Лтд) к Собирову ФИО8 (№ о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав удовлетворить.
Взыскать с Собирова ФИО9 в пользу Alpha Group Co., Ltd. (Альфа Груп Ко., Лтд) компенсацию за нарушение исключительных на проведение изобразительного искусства – изображение <данные изъяты> в размере 20000 рублей; взыскать в счет компенсации за нарушение исключительного права на проведение изобразительного искусства – изображение <данные изъяты> в размере 20000 рублей; взыскать в счет компенсации за нарушение исключительного права на произведение изобразительного искусства - изображение "<данные изъяты> в размере 20000 рублей; судебные издержки в размере стоимости вещественных доказательств – товара, приобретённого у ответчика в сумме 299 рублей, почтовые расходы – 279,44 рублей, также расходы по оплате государственной пошлины – 2000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Р.Р. Булатова
Копия верна
Судья Р.Р. Булатова
Решение вступило в законную силу «___»_____________2024 года
Судья