№ 2-1790/2022
56RS0032-01-2022-002015-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2022 года г. Соль-Илецк
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Л.А.,
при секретаре Жаровой К.П.,
с участием:
старшего прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Буслаевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района, действующего в интересах Яровой З.Д., к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области округ о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
Прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области, действуя в интересах Яровой З.Д., обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Ярова З.Д. относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, до настоящего времени, Ярова З.Д., достигшая 18-летнего возраста, не имеет жилья в собственности либо иного закрепленного жилья, тогда как законом предусмотрено безусловное право на его получение во внеочередном порядке.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ предоставить Яровой З.Д. жилое помещение в Соль-Илецком городском округе по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, но нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Старший помощник прокурора Соль-Илецкого района Буслаева Л.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Ярова З.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика – администрации МО Соль-Илецкого городского округа Граброва И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Представила возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц - Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Возражений против удовлетворения заявленных требований не представили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав старшего помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 98 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Основания предоставления специализированных жилых помещений установлены ст. 99 Жилищного кодекса РФ, согласно которой специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Статьей 92 Жилищного кодекса РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа регулируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что Ярова З.Д. родилась ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>.
Её родители - отец ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ года (свидетельство о смерти № от 12 апреля 2004 года), мать ФИО12 умерла ДД.ММ.ГГГГ года (свидетельство о смерти №).
15.04.2017 года истец сменила свое имя на Ярову З.Д., что подтверждается свидетельством о перемене имени №
Поскольку Ярова З.Д. осталась сиротой, на основании постановления администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ над ней установлена опека, опекуном назначена ФИО14
Ярова З.Д. проживала в приемной семье, приемными родителями являлись ФИО14. и ФИО16., что подтверждается договором № о приемной семье от 01.01.2016 года.
По состоянию на 12.01.2017 года Ярова З.Д. зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем приемным родителям, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги № лицевой счет № и справкой, представленной администрацией МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
30.01.2017 года с согласия приемных родителей Ярова З.Д. обратилась в администрацию МО Соль-Илецкий городской округ с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления администрации Соль-Илецкого района № от 17.02.2017 года Ярова З.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья. По состоянию на 14.11.2022 года порядковый номер очередности №
В период с 2016 по 2017 год Ярова З.Д. обучалась в 8 классе МОБУ «Цвилингской СОШ», что подтверждается справкой представленной учебным заведением.
По информации федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области от 21.11.2022 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии объектов недвижимости на праве собственности у Яровой З.Д. отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что истец, оставшаяся сиротой в несовершеннолетнем возрасте, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит в Списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, жильем не обеспечен, следовательно, имеет право на обеспечение жилым помещением муниципального жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Доводы ответчика об обеспечении жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности, суд находит несостоятельными.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 15-ФЗ от 29.12.2012 изменения, касающиеся обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, вступают в силу с 01.01.2013 года.
Однако, частью 2 ст. 4 Закона № 15-ФЗ установлено, что действие положений ст. 8 Закона № 159-ФЗ (в ред. Закона № 15-ФЗ) и ЖК РФ (в ред. Закона № 15-ФЗ) распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Закона № 15-ФЗ от 29.12.2012 года.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п.1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются таким лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, отсутствие у ребенка, достигшего возраста 18 лет, закрепленного жилого помещения, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом, ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Принимая во внимание, что Ярова З.Д., достигшая возраста 18 лет, и оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте сиротой, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилья по договору социального найма или в собственности не имеет, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░: ░░░░░ №, ░░░░░ №), ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29.11.2022 ░░░░.