Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2944/2023 ~ М-2546/2023 от 09.10.2023

Дело

УИД 05RS0-39

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

22 ноября 2023 года <адрес>

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе

председательствующего - судьи Шуаева Д.А.,

при секретаре судебного заседания Алишиховой Ш.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природопользования <адрес> к Айсиной М. Р., о взыскании с Айсиной М. Р. в бюджет Ленинского городского округа <адрес> в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде в размере 251373 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Министерства экологии и природопользования <адрес> обратилось в суд с иском к Айсиной М.Р. о взыскании с Айсиной М. Р. в бюджет Ленинского городского округа <адрес> в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде в размере 251373 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований истцом указано, что <адрес> в ходе проведения мероприятий по контролю установлен факт размещения отходов на территории земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:45056 (далее - ЗУ), расположенного по адресу: д. Сапроново Ленинского городского округа <адрес>, что привело к загрязнению почвы и, как следствие, причинению вреда окружающей среде. Общая сумма размера вреда, причиненного почве в результате сброса и накопления строительных отходов на почву ЗУ составляет 251373 рублей. Проведенными мероприятиями по контролю доказано, что в результате виновных действий ответчика осуществлено размещение отходов на почве и загрязнение почвы, а также доказано наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика, причинившими вред окружающей природной среде, а именно почве в виде ее загрязнениями, и наступившими последствиями.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, также, как и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.

Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенных выше обстоятельств и наличием в деле сведений о надлежащем извещении ответчика, и отсутствием возражений истца, суд, руководствуясь статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, каждый человек или организация может выбрать любой не запрещенный законом способ защиты своих прав. Одним из установленных законодательством способов является судебная защита.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ответчица Айсина М. Р., является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:45056 (далее - ЗУ).

Данный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», находится по адресу: <адрес>, район Ленинский муниципальный, городское поселение Горки Ленинские, д. Сапроново.

ДД.ММ.ГГГГ Заместителем начальника Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования <адрес> Алешиным В.В. поручено провести контрольное мероприятие (осмотр, отбор проб, экспертиза) без взаимодействия с контролируемым лицом, на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:45056, по адресу: <адрес>, район Ленинский муниципальный, городское поселение Горки Ленинские, д. Сапроново.

ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором в области охраны окружающей среды МО Гулько С.А. проведено выездное обследование, о чем составлен Акт -З.

Данным выездным обследованием установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:45056, по адресу: <адрес>, район Ленинский муниципальный, городское поселение Горки Ленинские, д. Сапроново и прилегающих земельных участках, размещены отходы строительства. Отходы размещены на грунте.

В ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном земельном участке были привлечены специалисты ООО «Экоцентр», которые провели отборы проб с последующей экспертизой отобранных образцов.

Согласно Экспертному заключению ООО «Экоцентр» от ДД.ММ.ГГГГ №ЭЗ-92аК/23 по результатам исследования установлено, что отобранные пробы по степени негативного воздействия на окружающую среду имеет 5 класс опасности.

Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, регламентировано в «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды», утвержденной Приказом Минприроды России .

Расчет размера вреда представлен в данном экспертном заключении.

По итогам исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, установлено, что почвам причинен вред, выраженный в стоимостной форме в размере 251373 рублей.

Из представленной выписки ЕГРН следует, что данный земельный участок не является объектом размещения хранения отходов, соответственно не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей \к среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 74 Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № 136-ФЗ: Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством; Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред».

В соответствии со ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии с пунктами 2, 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»: непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред; нахождение земельного участка в собственности лица, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Закона № 7-ФЗ).

Статьей 51 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Частью 2 данной статьи запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) в статье 1 которого дано определение как отходов производства и потребления, так и действий, образующих понятия сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и иного обращения с таковыми.

Пункт 1 статьи 3.4 Закона № 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ -ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же Кодекса).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).

Пунктом 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным кодексом, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликатного) причинения вреда.

По смыслу указанных норм вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в гражданско-правовом порядке на основании норм статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Следовательно, для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда, противоправность поведения виновного лица, вина причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом, доказанность размера причиненного вреда.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды могут быть предъявлены в течение двадцати лет (часть 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанной с охраной окружающей среды относится, в частности предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (пункт 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

В соответствии с положением о Министерстве экологии и природопользования <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 14.5 Положения «О министерстве экологии и природопользования <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство в целях реализации полномочий имеет право обращаться в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.

Министерство в соответствии с пунктом 12.2 Положения наделено полномочием по осуществлению регионального государственного экологического надзора, а также наделено правом обращения в установленном порядке в суд в защиту публичных интересов.

Разрешая спор, суд, возлагает на ответчика гражданско-правовую ответственность в виде обязанности по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде (почве), и исходит из того обстоятельства, что ответчик являются лицом, причинившими вред, его действия, выразившиеся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды, в накоплении строительных отходов на почве на ЗУ.

При этом доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком Айсиной М.Р. в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

Расчет размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, был представлен Министерством экологии и природопользования <адрес>, который проверен судом и признан правильным, поскольку он произведен в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде - Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 238.

В свою очередь ответчик, не выразил несогласие с установленным размером ущерба, своего расчета не представил, представленный истцом расчет размера ущерба относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнут.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования Министерства экологии и природопользования <адрес>, в полном объеме.

Учитывая, что требования истца удовлетворены, а последний освобожден от уплаты государственной пошлины с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, размер, которой в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет 5714 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

иск Министерства экологии и природопользования <адрес> к Айсиной М. Р., о взыскании с Айсиной М. Р. в бюджет Ленинского городского округа <адрес> в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде в размере 251373 рублей, удовлетворить.

Взыскать с Айсиной М. Р. в бюджет Ленинского городского округа <адрес> в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде в размере 251373 рублей.

Взыскать с Айсиной М. Р. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5714 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий:                      Д.А.Шуаев

2-2944/2023 ~ М-2546/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство экологии и природопользования Московской области
Ответчики
Айсина Мадина Рафаиловна
Суд
Каспийский городской суд Республики Дагестан
Судья
Шуаев Джамалутдин Абдурагимович
Дело на странице суда
kaspiyskiy--dag.sudrf.ru
09.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2023Передача материалов судье
12.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2023Подготовка дела (собеседование)
01.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее