РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2019 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Шкаликова Р.Э.,
при секретаре судебного заседания Михайловой М.А.,
с участием помощника военного прокурора 301 прокуратуры гарнизона старшего лейтенанта юстиции Беляева М.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - командира войсковой части № <данные изъяты> - Столбина Д.В., ответчика Азимова А.Г.о.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковым заявлениям прокурора в интересах федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр» Министерства обороны Российской Федерации и федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» к военнослужащему по контракту войсковой части № <данные изъяты> <данные изъяты> Азимову А.Г.о. о взыскании с него в качестве неосновательного обогащения денежных средств в виде необоснованно выплаченной тому денежной компенсации за наем жилого помещения за период с мая по декабрь 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор 301 военной прокуратуры гарнизона обратился в военный суд с исковыми заявлениями в защиту интересов Российской Федерации в лице федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФКУ.. «ЕРЦ МО РФ») и федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» (далее - ФКУ «УФО по ЗВО») к военнослужащему по контракту войсковой части № <данные изъяты> <данные изъяты> Азимову А.Г.о. о взыскании с него в качестве неосновательного обогащения денежных средств в виде необоснованно выплаченной тому денежной компенсации за наем жилого помещения за период с мая по декабрь 2018 года в сумме 120000 рублей.
В обоснование заявленных требований в иске указано на установление в ходе прокурорской проверки факта незаконного получения ответчиком денежной компенсации за наем жилого помещения в период с мая по декабрь 2018 года. Так, Азимов с 13 июля 2017 года был признан нуждающимся в служебном жилом помещении и включён в список на предоставление такового. С. июня 2017 года до 22 апреля 2018 года Азимов проживал по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в дальнейшем сменив место жительства. При этом Азимов 11 апреля 2018 года обратился с рапортом к командиру войсковой части № <данные изъяты> о выплате ему компенсации за наём указанного жилого помещения, приложив фиктивный, изготовленный им же, договор найма со 2 мая 20.18 года по 2 марта 2019 года. Вместе с тем в период с мая по декабрь 2018 года в указанном жилом помещении ответчик не проживал, однако командование об этом не уведомил и за период с мая по декабрь 2018 года ежемесячно получал денежную компенсацию за наем жилья в размере 15000 рублей, а всего получил её в сумме 120000 рублей, не имея на это оснований. Полагая, что полученные Азимовым таким образом денежные средства являются неосновательным обогащением, прокурор со ссылкой на положения ст. 1102 ГК РФ обратился в суд за их взысканием.
На основании определения Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 18 апреля 2019 года иск прокурора в интересах федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» оставлен без рассмотрения.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ» по доверенности - Бирюкова в письменном сообщении также поддержала заявленные прокурором в интересах учреждения требования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - командира войсковой части № <данные изъяты> - Столбин Д.В. также настаивал на удовлетворении заявленных требований, с учётом отсутствия у ответчика права на получение соответствующей компенсации.
Ответчик Азимов возражал против удовлетворения заявленных требований, заявив, что после 22 апреля 2018 года он действительно не проживал по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, однако, в спорный период он по договору найма жил в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, за пользование которой ежемесячно платил по 15000 рублей нанимателю. При этом Азимов не оспаривал изготовление им подложного договора, а также фактов того, что командованию воинской части о смене места жительства не сообщал и соответствующие документы не представлял.
Заслушав объяснения прокурора, представителя третьего лица, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 09436 от 21 декабря 2016 года № 286, а также справкам войсковой части № <данные изъяты> о прохождении службы и составе семьи от 3 октября 2017 года, <данные изъяты> Азимов холост и с ноября 2016 года проходит военную службу по контракту. в войсковой части № <данные изъяты>.
Согласно уведомлению ФГКУ «Западрегионжильё» от: 14 августа 2017 года Азимов с 13 июля того же года включён в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений.
11 апреля 2018 года Азимов обратился с рапортом к командиру войсковой части № <данные изъяты> на выплату компенсации за наем жилого помещения, к которому в числе иных документов приложил договор найма такового от 2 мая 2018 года по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> лит. В. При этом в судебном заседании ответчик не отрицал подложность указанного договора, что также подтверждается объяснениями последнего и супруги собственника квартиры, полученными в коде прокурорской проверки.
На основании вышеуказанного рапорта, в котором Азимов взял на себя обязательство сообщать об обстоятельствах, влияющих на выплату соответствующей денежной компенсации, а также приложенных к нему документов, приказом командира войсковой части № <данные изъяты> от 17 апреля 2018 года № 359 ответчику установлена выплата денежной компенсации за наем жилья со 2 мая по декабрь 2018 года в сумме 15000 рублей ежемесячно.
Приказом командира войсковой части № <данные изъяты> от 25 марта 2019 года № 256 отменен приказ указанного должностного лица от 17 апреля 2018 года № 359 в части установления Азимову денежной компенсации за наем жилого помещения в период со 2 мая по 31 декабря 2018 года.
Перечисление Азимову с мая по декабрь 2018 года денежной компенсации за наём жилья ежемесячно в размере 15000 рублей не оспаривается ответчиком, а также подтверждается его расчётными листками за указанный период времени, заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.
Давая правовую оценку обоснованности заявленных требований, суд учитывает следующее.
Пунктом 2 Порядка выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.
При этом абз.1 п. 2(1) указанного Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 установлено, что денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей в гг. Москве и Санкт-Петербурге выплачивается в размере, не превышающем - 15000 рублей.
Согласно п. 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 7 мая 2016 года № 303, (далее - Инструкция), решение о выплате денежной компенсации за наем жилья принимается после представления в числе прочих документов договора найма жилого помещения.
На основании п. 8 Инструкции выплата денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие утратили основания для получения денежно компенсации.
В <адрес> В., о чём командованию не сообщил, при этом представил рапорт с приложением договора найма указанного жилого помещения со 2 мая 2018 года. Таким образом, указанные ответчиком сведения не соответствовали действительности, поскольку он с конца апреля 2018 года в данной квартире не проживал, а представленный им договор найма являлся фиктивным.
Именно на основании представленных Азимовым недостоверных сведений, при отсутствии с 1 мая 2018 года оснований для выплаты ему компенсации за наём жилья по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>., в период с мая по декабрь 2018 года ответчику необоснованно была выплачена денежная компенсация за наем жилого помещения на общую сумму 120 000 рублей, в результате чего государству был причинен имущественный вред на указанную сумму.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом,
иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Заявление Азимова о том, что он в спорный период времени передавал денежные средства за проживание в предоставленном ему ином жилом помещении по другому адресу, в данном случае не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку выплата Азимову денежных средств в указанном размере произошла при отсутствии правовых оснований для этого, а, следовательно, у ответчика возникло обязательство по возврату денег, полученных за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором в интересах ФКУ «ЕРЦ МО РФ» требования о взыскании с ответчика излишне выплаченных тому денежных средств, в качестве неосновательного обогащения, подлежат удовлетворению.
Так как исковые требования подлежат удовлетворению, соответственно, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от её уплаты, согласно ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 103, 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 120 000 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3600 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2019 ░░░░.