Дело № 12-149/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Город Иваново 31 марта 2023 года
Судья Ленинского районного суда г.Иваново Богомолов Э.А., с участием:
- помощника прокурора Ленинского района г.Иваново Барсукова Р.В.,
- защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (Главы г.Иваново Шарыпова Владимира Николаевича), – Чагиной А.В.,
рассмотрев протест заместителя прокурора Ленинского района г.Иваново Тихоненко И.В. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 8 Ленинского судебного района г.Иваново 25 января 2023 года,-
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г.Иваново от 25 января 2023 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Главы г.Иваново Шарыпова В.Н., на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным мировым судьей постановлением заместитель прокурора Ленинского района г.Иваново Тихоненко И.В. обжаловал его в районный суд, указав на то, что мировым судьей необоснованно был сделан вывод о том, что Шарыпов В.Н. не может нести ответственность за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, поскольку не является субъектом административного правонарушения.
Свою позицию податель протеста со ссылками на решение Ивановской городской думы от 20.01.2021 № 68, об избрании Шарыпова В.Н. Главой г.Иваново, и Устав г.Иваново, в части обязанностей и полномочий последнего, мотивировал тем, что им (Шарыповым В.Н.) не была «надлежащим образом организована координация работы, надлежащее выполнение организационно-распорядительных функций, надлежащий контроль за целевым расходованием бюджетных средств, надлежащий контроль за своевременным выполнением заявок на уборку и вывоз снега с территории города, за достаточным количеством организаций, с которыми заключены договоры на вывоз снега, а также надлежащий контроль за деятельностью управления благоустройства Администрации г.Иваново, которое в свою очередь, является учредителем МКУ «Дорожное городское хозяйство». Указанное бездействие и ненадлежащее исполнение обязанностей Главы г.Иваново повлекло последствия, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного, заместитель прокурора Ленинского района г.Иваново Тихоненко И.В. просит постановление мирового судьи от 25 января 2023 года о прекращении производства по делу отменить, а дело направить на новое рассмотрение.
Защитником Чагиной А.В. суду были представлены письменные возражения на поданный протест, согласно которым она указала, что в соответствии с Уставом г.Иваново Глава города формирует Администрацию г.Иваново, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и организует работу ее органов по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции Администрации г.Иваново. Структуру Администрации образуют управления, комитеты, отделы и другие структурные подразделения.
Для осуществления управленческих функций в сфере благоустройства в структуре Администрации создано Управлении благоустройства, которое является муниципальным казенным учреждением и обладает правами юридического лица.
Согласно Положению об Управлении благоустройства, оно выполняет функции по организации и обеспечению реализации полномочий Администрации г.Иваново по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иваново и обеспечению безопасности дорожного движения на них; обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, иными лицами по вопросам безопасности дорожного движения, рассматривает предписания контролирующих органов по вопросам ненадлежащего состояния автомобильных дорог местного значения.
Постановлением Администрации г.Иваново от 07.07.2022 № 892 создано Муниципальное казенное учреждение «Дорожное городское хозяйство». Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация г.Иваново в лице Управления благоустройства.
В соответствии с пунктом 2.3 Устава учреждения, к основным видам его деятельности относится очистка покрытия автомобильных дорог и тротуаров от снега, льда и снежного наката; обработка проезжей части автомобильных дорог и тротуаров противогололедными материалами; очистка дорожных ограждений, дорожных знаков и обочин дорог от снежных валов и заносов.
Постановлением Администрации г.Иваново от 11.11.2022 № 1837 утверждена муниципальная программа «Благоустройство территорий города Иванова», в состав которой входит Аналитическая подпрограмма «Обеспечение деятельности муниципальных учреждений в сфере дорожного хозяйства и благоустройства».
Выполнение работ осуществляется непосредственно трудовыми ресурсами и специализированной техникой МКУ «Дорожное городское хозяйство», а при отсутствии должного количества специализированной техники и ресурсов - посредством размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок конкурентных процедур и заключения договоров на аренду специализированной техники.
Таким образом, ответственным лицом за содержание автомобильных дорог на территории городского округа Иваново является МКУ «Дорожное городское хозяйство», в лице его руководителя.
Со стороны Главы г.Иваново, как руководителя Администрации г.Иваново, были предприняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений, в том числе инициировано увеличение финансирования дорожного хозяйства.
С учетом изложенного, защитник просила суд оставить постановление мирового судьи от 25 января 2023 года, без изменения.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Глава г.Иваново Шарыпов В.Н., будучи надлежаще извещенным, не явился. С учетом отсутствия возражений у участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Явившимся в судебное заседание прокурору и защитнику разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, которые им понятны. Заявлений об отводе рассматривающему дело судье от них не поступило.
При рассмотрении дела прокурор и защитник поддержали изложенные в протесте и в возражениях (соответственно) доводы.
Прокурор дополнительно указал на то, что в начале 2023 года решением Ивановской городской Думы было принято решение об увеличении финансирования дорожного хозяйства, что свидетельствует о недостаточном финансировании ранее. Кроме этого, прокурор указал на повышение количества травматизма среди граждан в период зимы 2022-2023 годов, приобщив соответствующие документы.
Защитник объяснила увеличение финансирования дорожного хозяйства в начале 2023 года перераспределением бюджетных средств. Со стороны руководителя МКУ «Дорожное городское хозяйство» жалоб на недостаточное финансирование не поступало.
Доводы протеста проверяются судом на основании материалов дела об административном правонарушении и дополнительно представленным сведениям. При этом, согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, суд не связан доводами протеста и проверяет дело в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав прокурора, защитника и рассмотрев доводы протеста суд приходит к следующим выводам:
Частью 1 ст.12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения,
В силу положений ст.2 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п.1 ст.12 данного Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п.п.6 и 12 ст.3 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (п.2 ст.12 ФЗ от 10.12.1995 № 196).
Частью 1 ст.17 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно п.5 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Положениями п.п.6, 11 ч.1 ст.13 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Пунктами 8.1, 8.3, 8.8 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) установлено, что во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IA - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 (2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см. Обочины дорог категорий IA, 1Б и IB должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог - на 50% их ширины. Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.2. Формирование снежных валов на улицах не допускается на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости; ближе 10 м от пешеходного перехода, ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств, на тротуарах.
16 декабря 2022 года в ходе проверки состояния автомобильных дорог на территории города Иваново работниками прокуратуры совместно с сотрудниками ГИБДД было выявлено нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017. По данному факту 19 декабря 2022 года и.о. заместителя прокурора Ленинского района г.Иваново Череминой Т.А. в отношении Главы г.Иваново Шарыпова В.Н. было возбуждено дело о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г.Иваново от 25 января 2023 года дело об административном правонарушении в отношении Шарыпова В.Н. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела мировой судья пришел к выводу о том, что Шарыпов В.Н. не является субъектом состава указанного административного правонарушения.
Оценив представленные в дело об административном правонарушении доказательства, суд находит постановление о прекращении производства по делу – законным и обоснованным.
По смыслу закона, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ являются любые должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений. Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.47 Устава г.Иваново Администрация г.Иваново является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Иваново, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иванова федеральными законами и законами Ивановской области.
В соответствии с п.п.3 п.3 ст.44 Устава Глава города формирует Администрацию города, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и организует работу ее органов по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции Администрации г.Иваново.
Как следует из положений ч.4 ст.48 Устава, в Администрации города по решению Ивановской городской Думы могут образовываться отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации, деятельность которых регламентируется положениями о соответствующих отраслевых (функциональных) и территориальных органах Администрации, утверждаемыми Ивановской городской Думой.
Так, решением Ивановской городской Думы от 31.05.2006 № 150 утверждено Положение об Управлении благоустройства Администрации г.Иваново.
В соответствии с возложенными задачами Управление благоустройства выполняет функции по организации и обеспечению реализации полномочий Администрации города Иванова по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иваново и обеспечению безопасности дорожного движения на них (пункт 2.2.15. Положения); обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, иными лицами по вопросам безопасности дорожного движения, рассматривает предписания контролирующих органов по вопросам ненадлежащего состояния автомобильных дорог местного значения (пункт 2.2.16 Положения).
Постановлением Администрации города Иванова от 07.07.2022 № 892 создано, путем преобразования, муниципальное казенное учреждение «Дорожное городское хозяйство» (далее - Учреждение).
В соответствии с пунктом 2.3 Устава Учреждения к основным видам деятельности Учреждения, в числе прочих, относится очистка покрытия автомобильных дорог и тротуаров от снега, льда и снежного наката; обработка проезжей части автомобильных дорог и тротуаров противогололедными материалами; очистка дорожных ограждений, дорожных знаков и обочин дорог от снежных валов и заносов.
Таким образом, ответственным юридическим лицом за содержание автомобильных дорог на территории городского округа Иваново является МКУ «Дорожное городское хозяйство». Шарыпов В.Н руководителем данного Учреждения не является и не наделен в нем организационно-распорядительными функциями.
Являясь Главой города, Шарыпов В.Н., согласно Уставу города формирует Администрацию города и руководит ее деятельностью.
«Руководство» Администрацией не является тождественным понятию «исполнение возложенных» на одно из его структурных подразделений – Управление благоустройство, или на МКУ «Дорожное городское хозяйство» задач и функций или выполнению работ по организации функционирования автомобильных дорог общего пользования.
В судебном заседании, в качестве обоснования дополнительных доводов о виновности Шарыпова В.Н. прокурором была приобщена распечатка с интернет-сайта ivanovonews о количестве обращений граждан в травмпункт № 1 (ОБУЗ «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн») с травмами, полученными в результате падения на улице зимой 2022-2023 годов, по сравнению с зимой 2021-2022 годов. Данная статистика официальными сведениями не подтверждена, однако и из нее не следует, что в декабре 2022 года (время инкриминируемого правонарушения) количество обращений в травмпункт было больше, чем годом ранее.
При этом, прокурором в судебном заседании также было приобщено письмо руководителя ОБУЗ «Городская клиническая больница № 7» (травмпункт № 2), согласно которому сведения о получении травмы именно «на улице» не являются обязательным реквизитом для их отражения в медицинской карте при обращении за медицинской помощью, в связи с чем достоверные данные о количестве обратившихся за медицинской помощью с травмами, полученными от падения на улице, предоставить невозможно.
Решением Ивановской городской Думы от 15 февраля 2023 года были внесены изменения в решение «О бюджете города Иваново на 2023 год и плановый периоды 2024 и 2025 годов», которым увеличено финансирование муниципальной программы «Благоустройство территорий города Иваново», в том числе «на нужны муниципального казенного учреждения «Дорожное городское хозяйство». При этом, необходимо иметь в виду, что указанным решением Ивановской городской Думы увеличено финансирование еще 11 муниципальных программ, что никак не свидетельствует о принятии исключительных и запоздалых мер по увеличению финансирования именно в области дорожного хозяйства.
Указывая на виновность Главы г.Иваново Шарыпова В.Н. прокурором в протесте на постановление мирового судьи со ссылками на реестр бюджетных обязательств были приведены сведения о том, что у МКУ «Дорожное городское хозяйство» договора на зимнее содержание и уборку снега заключены только с двумя юридическими лицами и одним индивидуальным предпринимателем, что является недостаточным с учетом площади городского округа. Однако какое количество договоров будет являться «достаточным», прокурор в судебном заседании пояснить затруднился.
В ходе производства по делу об административном правонарушении не было получено доказательств, свидетельствующих о том, что установленные в ходе проверочных мероприятий нарушения ГОСТ Р 50597-2017 явились следствием ненадлежащего исполнения Главой г.Иваново Шарыповым В.Н. своих должностных обязанностей. Мер, направленных на установление взаимосвязи полномочий, которыми располагает Глава города, с наступившими неблагоприятными последствиями, в ходе расследования не принималось.
С учетом установленных обстоятельств, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г.Иваново от 25 января 2023 года, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г.Иваново от 25 января 2023 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Главы города Иваново Шарыпова Владимира Николаевича, оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Ленинского района г.Иваново Тихоненко И.В. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ленинского районного
суда города Иваново Э.А. Богомолов