Дело № 11-7/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
п. Яшкуль 12 ноября 2020 года
Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Шовгурова С.В.,
при секретаре Гаряевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области к Урналиевой А.Р. о возмещении ущерба, причиненного в результате необоснованно полученной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии, по апелляционной жалобе истца на решение мирового судьи судебного участка Яшкульского судебного района Республики Калмыкия от 3 августа 2020 года,
у с т а н о в и л :
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области (далее - Центр ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области) обратилось в суд с иском, ссылаясь на то, что Урналиева А.Р. являлась получателем пенсии по потере кормильца и федеральной социальной доплаты до достижения ею 23 лет в связи с обучением по очной форме в ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». Приказом ректора указанного учебного заведения от 19 июня 2014 года № 281 п/с Урналиева А.Р. отчислена из числа студентов 1 курса по собственному желанию. В нарушение требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Урналиева А.Р. не сообщила об отчислении ее из указанного учебного заведения, в результате чего за период с 1 июля по 31 августа 2014 года образовалась переплата пенсии в размере 5853 рублей 97 копеек и федеральной социальной доплаты в размере 2151 рубль 61 копейки.
В связи с этим Центр ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области просил суд взыскать в свою пользу с Урналиевой А.Р. незаконно полученную сумму в размере 8005 рублей 58 копеек.
В судебное заседание при рассмотрении дела мировым судьей представитель истца и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. При этом ответчик в своем заявлении просила отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Решением мирового судьи судебного участка Яшкульского судебного района Республики Калмыкия от 3 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Данилова Т.С., ссылаясь на незаконность решения мирового судьи, как постановленного с существенным нарушением норм материального права, просила отменить его и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указала, что срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку течение этого срока необходимо исчислять с 29 марта 2019 года - даты передачи от территориального органа ПФР истцу суммы переплаты пенсии и федеральной социальной доплаты. Вывод мирового судьи о том, что изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности, необоснован, поскольку такое изменение не производилось и истец является самостоятельным юридическим лицом, а не правопреемником УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились и в поступивших в суд заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют постоянно проживающие в РФ дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Статьей 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Частью 5 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Пунктом 1 ст. 1102 ГК РФ определено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Урналиева А.Р. (родившаяся 16 января 1996 года) являлась получателем пенсии по потере кормильца и федеральной социальной доплаты до достижения ею 23 лет в связи с обучением по очной форме в ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова».
Приказом ректора указанного учебного заведения от 19 июня 2014 года № 281 п/с Урналиева А.Р. отчислена из числа студентов 1 курса по собственному желанию.
Из протокола заседания Комиссии ГУ - УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц от 25 декабря 2015 года № 777 следует, что при проверке пенсионного дела Урналиевой А.Р. выявлен факт переплаты пенсии по потере кормильца и федеральной социальной доплаты за период с 1 июля по 10 августа 2014 года в сумме 8005 рублей 58 копеек.
19 мая 2016 года ГУ - УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда направило Урналиевой А.Р. уведомление о необходимости возмещения указанной переплаты.
Проанализировав установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья, руководствуясь положениями ст. 196, 199, 200 ГК РФ об общем сроке исковой давности и его применении, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья установил, что предусмотренный законом трехлетний срок исковой давности пропущен истцом, поскольку о переплате ответчику пенсии по потере кормильца и федеральной социальной доплаты истцу стало известно 25 декабря 2015 года, что подтверждается протоколом заседания Комиссии ГУ - УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц от 25 декабря 2015 года № 777. Однако Центр ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области обратился в суд с настоящим иском 17 марта 2020 года, то есть по истечении трехлетнего срока исковой давности.
При этом каких-либо уважительных причин для восстановления срока мировым судьей не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что мировой судья правильно разобрался в возникшем споре и верно установил значимые по делу обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Центр ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области является самостоятельным юридическим лицом, а не правопреемником УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда и течение срока исковой давности необходимо исчислять с 29 марта 2019 года - даты передачи суммы переплаты пенсии и федеральной социальной доплаты, признаются судом необоснованными, поскольку Центр ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области является территориальным органом Пенсионного фонда РФ, в своей деятельности непосредственно подчиняется ГУ - ОПФ РФ по Волгоградской области и осуществляет свою деятельность на территории Волгоградской области во взаимодействии с территориальными органами ПФР.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены мировым судьей правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований норм процессуального права, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не подтверждают наличие правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ,
о п р е д е л и л :
Решение мирового судьи судебного участка Яшкульского судебного района Республики Калмыкия от 3 августа 2020 года по гражданскому делу по иску Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области к Урналиевой А.Р. о возмещении ущерба, причиненного в результате необоснованно полученной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Шовгуров