Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-506/2023 ~ М-375/2023 от 05.06.2023

Дело № 2-506/2023

64RS0036-01-2023-000435-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2023 года                                                р.п. Татищево Саратовской области

Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Вайцуль М.А.,

при секретаре судебного заседания Габелок Д.А.,

с участием заместителя 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680             Полякова А.В., представителя третьего лица Марковой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680, действующего в защиту интересов Российской Федерации, в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения «Центрального жилищно-коммунального управления» Министерство обороны Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главного управления специального строительства» о взыскании убытков, за поставленную электрическую энергию,

установил:

заместитель 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680, действующий в защиту интересов Российской Федерации, в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГБУ «Центральное ЖКУ» Мин обороны РФ) обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главного управления специального строительства» (далее по тексту ФГУП «ГУСС») с требованием о взыскании убытков, за поставленную электрическую энергию. В обоснование иска указав, что при проведении прокурорской проверки по исполнению требований законодательства об электроэнергетике на территории войсковой части 89553, расположенной по адресу: Саратовская область, ЗАТО п. Светлый) было установлено, что к трансформаторной подстанции ТП-14 (Саратовская область, р.п. Татищево) расположенной вблизи жилой зоны войсковой части 11981 дислоцированной в р.п. Татищево Саратовской области (структурно входит в войсковую часть 89553), имело место быть подключение базы обособленного подразделения «Строительное управление № 451» (далее по тексту ОП «СУ №451») филиала «Приволжское строительное управление» ФГУП «Главное управление специального строительства» (далее по тексту ФГУП «ГУСС»). Также в ходе проверки установлено, что в точке технического подключения установлен прибор учета серия СА4У-510 № 052440 у ОП «СУ № 451», а также имеется акт установления границ ответственности от 27 февраля           2017 года и зафиксированы начальные показания. Поставщиком электроэнергии для войсковой части 89553, военного городка № 733/6Ж, а также ОП «СУ №451» является жилищно-коммунальная служба № 10 (г. Оренбург) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по РВСН) (далее по тексту ЖКС № 10). Однако, как было установлено в ходе прокурорской проверки с         01 апреля 2017 года оплату за потребленную электроэнергию ОП «СУ №451» не производило. Согласно акту согласования объемов и стоимости электрической энергии, потребленной объектом База ОП «СУ №451» филиала «Приволжское строительное управление ФГУП «ГУУС» за период с 01 апреля 2017 года по 31 марта 2023 года утвержденного начальником ОП «СУ №451» и начальником ЖКС № 10, расход электроэнергии с учетом коэффициента трансформации и цену за 1 киловатт электрической энергии, которая в период с 01 апреля 2017 года по 31 января 2022 года по 3 ценовой категории составляла 3.31906 рублей, а с 01 февраля 2022 года по 31 марта 2023 года по          4 ценовой категории составляла 2.11125 рублей, а общая сумма задолженности составила 4 359 686 рублей 67 копеек.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, а также руководствуясь положениями ст.ст. 15, 547, 1102, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» заместитель военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680 просит взыскать с ФГУП «ГУСС» в пользу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации убытки, за поставленную электрическую энергию в размере 4 359 686 рублей 67 копеек.

В судебном заседании заместитель прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680 майор юстиции Поляков А.В., действуя в интересах Российской Федерации в лице ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, как подтвержденные представленными доказательствами.

Представитель ответчика ФГУП «ГУСС» - Курчаткина М.Н. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, из которого следует, что 19 июня 2023 года,          19 июня 2023 года, 20 июня 2023 года, а также 03 июля 2023 года, 31 июля 2023 года было оплачено 4 359 686 рублей 67 копеек за потребленную электроэнергию. То есть после обращения заместителя прокурора с иском стороной ответчика возмещены убытки за потребленную электрическую энергию в полном объеме.

Представитель третьего лица ФКУ ВЧ 89553 – Маркова О.Е. в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения исковых требований заместителя прокурора, дополнив, что убытки, причиненные вследствие неоплаты за потребленную электрическую энергию возмещены стороной ответчика в полном объеме в ходе рассмотрения вышеуказанного гражданского дела.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Исходя из положений ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Как следует из положений ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Согласно ч. 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения своих прав, причинно-следственную связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.

Как следует из п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Как следует из положений ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с п. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15).

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией определены Основными положениями функционирования розничных рынков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее Основные положения).

На основании п. 172 Основных положений сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства, вправе проводить проверки приборов учета.

В соответствии с п. 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии (п. 193 Основных положений).

В силу пунктов 194 и 196 Основных положений акт о безучетном (бездоговорном) потреблении электроэнергии является основанием для расчета объема безучетного потребления электрической энергии и предъявления требования об оплате рассчитанного объема электрической энергии. Данным актом констатируется факт противоправного поведения потребителя, а выполненный на основании акта расчет возлагает на потребителя обязанность оплатить задолженность, в связи с чем, такой акт и основанный на нем расчет объема безучетного потребления сами по себе напрямую затрагивают права и законные интересы лица, в отношении которого они составлены.

Из положений п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» следует, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор об оказании этих услуг является публичным. Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателя. Является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.

Договор оказания услуг по передаче электрической энергии регламентируется главой 39 ГК РФ, Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг.

Согласно ст. 1064 ГК РФ привлечение к имущественной ответственности возможно при представлении истцом доказательств, подтверждающих наличие вреда, обосновывающих с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В ходе судебного заседания установлено, что поставщиком электроэнергии для войсковой части 89553, военного городка № 733/6Ж, а также ОП «СУ №451» является ЖКС №10 (г. Оренбург) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (по РВСН).

В ходе проведенной прокурорской проверки по исполнению требований законодательства об электроэнергетике на территории войсковой части 89553, расположенной по адресу: Саратовская область, ЗАТО п. Светлый) было установлено, что к трансформаторной подстанции ТП-14 (Саратовская область, р.п. Татищево) расположенной вблизи жилой зоны войсковой части 11981 дислоцированной в р.п. Татищево Саратовской области (структурно входит в войсковую часть 89553), имело место быть подключение базы ОП «СУ №451» филиала ФГУП «ГУСС».

Также в ходе проверки установлено, что в точке технического подключения установлен прибор учета серия СА4У-510 № 052440 у ОП «СУ № 451», а также имеется акт установления границ ответственности от 27 февраля 2017 года и зафиксированы начальные показания.

Как следует из представленных в материалы дела стороной истца документов с          01 апреля 2017 года оплату за потребленную электроэнергию ОП «СУ №451» не производило.

Кроме того, 28 марта 2023 года был составлен акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности).

Согласно акту согласования объемов и стоимости электрической энергии, потребленной объектом База ОП «СУ №451» филиала «Приволжское строительное управление ФГУП «ГУУС» за период с 01 апреля 2017 года по 31 марта 2023 года утвержденного начальником ОП «СУ №451» и начальником ЖКС № 10, расход электроэнергии с учетом коэффициента трансформации и цену за 1 киловатт электрической энергии, которая в период с 01 апреля 2017 года по 31 января 2022 года по 3 ценовой категории составляла 3.31906 рублей, а с 01 февраля 2022 года по 31 марта 2023 года по            4 ценовой категории составляла 2.11125 рублей, а общая сумма задолженности составила 4 359 686 рублей 67 копеек.

24 мая 2023 года между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ и ФГУП «ГУСС» заключен договор № 07-10-64-8/2023 на возмещение затрат за коммунальные услуги электроснабжения, а именно электроснабжение объекта базы ОП «СУ №451», расположенного по адресу: Саратовская область, р.п. Татищево, База ОП «СУ №451» за период с 01 апреля 2017 года по 31 декабря 2023 года, сумма по договору составила 4 152 588 рублей 31 копейка (без НДС -20%).

В ходе судебного разбирательства стороной ответчика ФГУП «ГУСС», а именно платежными поручениями № 14575 от 19 июня 2023 года были перечислены денежные средства в счет возмещения убытков в размере 700 000 рублей, платежным поручением №14582 от 19 июня 2023 года были перечислены денежные средства в размере                 300 000 рублей, платежным поручением № 14876 от 20 июня 2023 года были перечислены денежные средства в размере 1 433 423 рубля 94 копейки, а также платежным поручением № 15904 от 03 июля 2023 года были перечислены денежные средства в размере          1 000 000 рублей, платежным поручением № 18722 от 28 июля 2023 года были перечислены денежные средства в размере 926 262 рубля 73 копейки, а всего перечислено в счет возмещения убытков за потребленную (поставленную) электроэнергию в размере           4 359 686 рублей 67 копеек.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора законны и обоснованы и как следствие подлежат удовлетворению, однако с учетом того, что на день рассмотрения настоящего дела суд в силу ст. 3 ГПК РФ не усматривает наличия со стороны ответчика нарушений прав и законных интересов Российской Федерации, поскольку ответчик в полном объеме возместил сумму ущерба за потребленную электрическую энергию, исходя из чего решение суда в части взыскания с ответчика суммы ущерба исполнению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление заместителя 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680, действующего в защиту интересов Российской Федерации, в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения «Центрального жилищно-коммунального управления» Министерства обороны Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главного управления специального строительства» о взыскании убытков, за поставленную электрическую энергию, удовлетворить.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Главного управления специального строительства» в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центрального жилищно-коммунального управления» Министерства обороны Российской Федерации убытки за потребленную электрическую энергию в размере 4 359 686 рублей 67 копеек.

Решение суда в части взыскания с Федерального государственного унитарного предприятия «Главного управления специального строительства» в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центрального жилищно-коммунального управления» Министерства обороны Российской Федерации убытки за потребленную электрическую энергию в размере 4 359 686 рублей 67 копеек исполнению не подлежат, ввиду добровольного исполнения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Татищевский районный суд Саратовской области.

Судья                                                                  М.А. Вайцуль

Срок составления мотивированного решения – 08 августа 2023 года.

Судья                                                                  М.А. Вайцуль

2-506/2023 ~ М-375/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство Обороны РФ в лице Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ
Министерство Обороны РФ
19 военная прокуратура армии в/ч 56680
Ответчики
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства"
Другие
ФКУ в/ч 89553
Суд
Татищевский районный суд Саратовской области
Судья
Вайцуль Марина Анатольевна
Дело на сайте суда
tatishevsky--sar.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2023Передача материалов судье
09.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее