дело <номер скрыт>
УИД <номер скрыт>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес скрыт> <дата скрыта>
Чудовский районный суд <адрес скрыт> в составе: председательствующего судьи Шереметы Р.А., при ведении протокола помощником судьи Волковой А.А., с участием помощника прокурора <адрес скрыт> Гончаровой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес скрыт> в интересах Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес скрыт> к Семенову Николаю Валерьевичу о взыскании денежных средств, затраченных на лечение <Ф.И.О. скрыты>2,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные скрыты>, действуя в интересах Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес скрыт> обратился в Чудовский районный суд <адрес скрыт> с иском к Семенову Н.В. о взыскании денежных средств, затраченных на лечение <Ф.И.О. скрыты>2, в размере <данные скрыты>, обосновывая заявленные требования тем, что ответчик Семенов Н.В. <дата скрыта> нанес <Ф.И.О. скрыты>2 один удар ножом в левую боковую поверхность живота, причинив телесное повреждение, повлекшее за собой тяжкий вред здоровью, за что приговором Чудовского районного суда <адрес скрыт> признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ. Согласно предоставленной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования <адрес скрыт> информации в связи с полученным <Ф.И.О. скрыты>2 телесным повреждением ей была оказана медицинская помощь на общую сумму <данные скрыты>, эти расходы возмещены из средств указанного фонда, а ответчик, как лицо, виновное в причинении вреда здоровью потерпевшей, обязан эти расходы возместить.
Определением суда от <дата скрыта> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены потерпевшая <Ф.И.О. скрыты>2, ГОБУЗ «Новгородская станция скорой медицинской помощи», ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ», ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница».
В судебном заседании <дата скрыта> помощник прокурора <адрес скрыт> Гончалова О.Б. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, но при этом уменьшила сумму иска до <данные скрыты>, в связи с тем, что согласно расчету стоимости оказанной медицинской помощи в период с 5 по <дата скрыта> <Ф.И.О. скрыты>2 находилась на стационарном лечении в ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» с основным диагнозом «Короновирусная инфекция COVID-19», стоимость которого составила <данные скрыты>.
Ответчик Семенов Н.В., представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес скрыт>, а также привлеченные к участию в деле третьи лица, в судебное заседание не явились, в их адреса судом неоднократно направлялись судебные извещения. В связи с этим суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участника процесса, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Федеральным законом от <дата скрыта> № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Согласно ст. 21 указанного Закона средства обязательного медицинского страхования формируются за счет: доходов от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование; недоимок по взносам, налоговым платежам; начисленных пеней и штрафов; средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование; средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; доходов от размещения временно свободных средств; иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 этого Закона доходы бюджета Федерального фонда формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. К доходам бюджета Федерального фонда относятся страховые взносы на обязательное медицинское страхование; недоимки по взносам, налоговым платежам; начисленные пени и штрафы; средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами; доходы от размещения временно свободных средств; иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Расходы бюджета Федерального фонда осуществляются в целях финансового обеспечения: предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона полномочий; исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; выполнения функций органа управления Федерального фонда; оказания застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона. В составе расходов бюджета Федерального фонда формируется нормированный страховой запас. Размер и цели использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливаются федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Средства нормированного страхового запаса Федерального фонда предоставляются Федеральным фондом получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Доходы бюджетов территориальных фондов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. К доходам бюджетов территориальных фондов относятся: субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов; межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Федерального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением субвенций, предусмотренных пунктом 1 настоящей части); платежи субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом; платежи субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом; доходы от размещения временно свободных средств; межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации; межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставляемые субъекту Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих; начисленные пени и штрафы, подлежащие зачислению в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации; иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. В составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства: для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования; для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования; для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования; для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала; для финансового обеспечения мер по компенсации медицинским организациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Нормированный страховой запас территориального фонда в части средств, направляемых на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также на осуществление расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, формируется за счет доходов бюджета территориального фонда, указанных в части 4 настоящей статьи. Нормированный страховой запас территориального фонда в части средств, направляемых на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, формируется за счет средств от применения в соответствии со статьей 41 настоящего Федерального закона санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, и в объеме, определяемом в соответствии с частью 6.3 настоящей статьи. Общий размер средств нормированного страхового запаса территориального фонда и цели их использования устанавливаются законом о бюджете территориального фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда, установленным Федеральным фондом. Размер и порядок уплаты платежей субъекта Российской Федерации, указанных в пунктах 3 и 4 части 4 настоящей статьи, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
В силу положений ст. 30 данного Закона тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от <дата скрыта> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как указано в ст. 31 Федерального закона от <дата скрыта> № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» расходы, осуществленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой медицинской организацией, Федеральным фондом, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью (за исключением расходов на оплату медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи) застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве (далее - медицинская помощь застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве) подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица.
В судебном заседании установлено, что ответчиком Семеновым Н.В. <дата скрыта> били причинены <Ф.И.О. скрыты>2 телесные повреждения, в том числе телесное повреждение в виде проникающего в полость брюшины колото-резаного ранения левой боковой поверхности живота с ранением тонкой кишки и ее брыжейки резаной раны, повлекшее за собой тяжкий вред здоровью, что подтверждается приговором Чудовского районного суда <адрес скрыт> от <дата скрыта>, которым Семенов Н.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ.
При этом согласно предоставленной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования <адрес скрыт> информации в связи с полученной <Ф.И.О. скрыты>2 по вине Семенова Н.В. травмы ей была оказана медицинская помощь в ГОБУЗ «Новгородская станция скорой медицинской помощи» и ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ». Расходы за оказанную медицинскую помощь в общей сумме <данные скрыты> были выставлены и оплачены из средств указанного фонда. Эти расходы были возмещены фонтом с учетом их расчета, составленного на основании утвержденных тарифов на основании Федерального закона от <дата скрыта> № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Факт оказания медицинской помощи <Ф.И.О. скрыты>2 подтвержден представленной медицинской документацией.
С учетом изложенного, по мнению суда, требования прокурора <адрес скрыт> подлежат удовлетворению и с ответчика Семенова Н.В. подлежат взысканию расходы на лечение <Ф.И.О. скрыты>2 в вышеуказанном размере.
На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика Семенова Н.В. в бюджет <адрес скрыт> подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден в силу закона, в размере <данные скрыты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес скрыт>.
Взыскать с Семенова Николая Валерьевича в пользу Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес скрыт> расходы, затраченные на лечение <Ф.И.О. скрыты>2, в размере <данные скрыты>.
Взыскать с Семенова Николая Валерьевича в бюджет Чудовского муниципального района <адрес скрыт> государственную пошлину в размере <данные скрыты>.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в судебную коллегию по гражданским делам через Чудовский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий Р.А. Шеремета
Мотивированное решение изготовлено <дата скрыта>
Председательствующий Р.А. Шеремета