П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
24 мая 2019 года г.Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Богзыкова Е.В., рассмотрев материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1. ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Захаровой Татьяны Юрьевны, <данные изъяты>
у с т а н о в и л :
Согласно протоколу об административном правонарушении серии 08 РК №070585 от 23 апреля 2019 года, составленному участковым уполномоченным Управления МВД России по г.Элисте лейтенантом полиции Кукуевым А.С., 20 мая 2019 года в 14 час. в Элистинском городском суде Республики Калмыкия Захарова Т.Ю. не выполнила законное требование следователя СО Управления МВД России по г.Элисте лейтенанта полиции Озаева М.В. в связи с исполнением им служебных обязанностей, а именно отказалась от дактилоскопирования, тем самым нарушила п.«ж» ст.9 Федерального закона от 25 апреля 1998 года «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», за что предусмотрена административная ответственность по ч.1.1 ст.19.3 КоАП РФ.
Определением заместителя начальника полиции по ООП УМВД России по г.Элисте подполковника полиции Дукманова М.В. от 24 мая 2019 года указанный протокол и другие материалы дела переданы на рассмотрение в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
В судебном заседании Захарова Т.Ю. вину не признала, пояснила, что следователи Озаев М.В. и Панькин А.К. не предлагали ей в здании Элистинского городского суда Республики Калмыкия пройти дактилоскопирование.
Согласно ч.1.1. ст.19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч.1,3 и 4 ст.28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ч.3 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В силу ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола. Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Согласно ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности о времени и месте составления протокола, входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. В случае извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.
В п.24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из системного анализа ч.3, 4 и 5 ст.28.2 КоАП РФ, а также п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года №10, следует, что нарушение порядка составления протокола следует рассматривать как существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он составлен 23 апреля 2019 года в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (Захаровой Т.Ю.).
Согласно протоколу об административном правонарушении Захарова Т.Ю. от подписей в ознакомлении с указанным протоколом, в получении данного протокола отказалась в присутствии понятых Даваева Д.С. и Гришкева А.Г.
По рапорту участкового уполномоченного Управления МВД России по г.Элисте лейтенанта полиции Кукуева А.С. от 23 мая 2019 года, объяснениям Даваева Д.С. и Гришкева А.Г. от 23 мая 2019 года 23 мая 2019 года Кукуевым А.С. осуществлен выезд по адресу проживания Захаровой Т.Ю. для составления административного протокола, а также для получения объяснения, на что последняя отказалась в присутствии двух понятых.
Между тем, из материала об административном правонарушении следует, что в нарушение ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по месту жительства Захаровой Т.Ю. не направлялось.
Сведений о том, что копия протокола в соответствии с требованиями нормы части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ направлена Захаровой Т.Ю., в материалах дела не имеется, Захарова Т.Ю. данный факт опровергает.
Доказательств обратного не имеется.
Кроме того, протокол содержит противоречие – Захаровой Т.Ю. вменяется совершение административного правонарушения 20 мая 2019 года, а протокол датируется 23 апреля 2019 года.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Захаровой Т.Ю. с нарушением требований, предусмотренных ст.28.2 КоАП РФ, что указывает на нарушение процессуального порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Допущенное нарушение является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и является основанием для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.
Кроме того, протокол об административном правонарушении содержит дописки в части указания адреса места совершения административного правонарушения («по адресу: г.Элиста, ул.Ленина, 315 «а»).
Данных о том, что Захарова Т.Ю. извещалась должностным лицом о времени и месте решения вопроса о внесении изменений в протокол об административном правонарушении, не имеется.
Требования ст.28.2 КоАП РФ при внесении изменений в протокол об административном правонарушении должностным лицом также не выполнены, возможность своевременно реализовать гарантии защиты Захаровой Т.Ю. не обеспечена.
Предусмотренный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. В силу приведенных норм закона извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является обязательным. В противном случае лицо, привлекаемое к ответственности, лишается возможности реализовать свои процессуальные права и гарантии, предусмотренные законом.
Установленные судом нарушения являются неустранимыми.
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении, Захаровой Т.Ю. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст.19.3 КоАП РФ.
Между тем, состав данного административного правонарушения в действиях Захаровой Т.Ю. отсутствует, так как она не совершала неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Следователь СО Управления МВД по г.Элисте Озаев М.В. таковым должностным лицом не является.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, Захаровой Т.Ю. не вменялось.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст.19.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.24.5 КоАП РФ,
р е ш и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1. ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Захаровой Татьяны Юрьевны прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия в течение 10 суток со дня вручения копии постановления через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Судья Е.В. Богзыкова