Дело №
УИД-05RS0№-78
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан Хадисова С.И., при секретаре судебного заседания ФИО10 с участием истца ФИО1 и представителя администрации МО ГО «<адрес>» ФИО11, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования ГО «<адрес>» о признании права собственности на недвижимое имущество: земельный участок площадью 427,5 кв.м., жилой домом общей полезной площадью 65,4 кв.м., летнюю кухню общей площадью 16,6 кв. метров, расположенные по адресу: РД, <адрес>, в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковыми требованиями к администрации муниципального образования ГО «<адрес>» о признании права собственности на недвижимое имущество: земельный участок площадью 427,5 кв. метров, жилой домом общей полезной площадью 65,4 кв. метров и летнюю кухню общей площадью 16,6 кв. метров, расположенное по адресу: РД, <адрес>, в силу приобретательной давности.
В обосновании исковых требований ссылается на то, что в 1984 году ФИО2 передал во владение ее семьи принадлежавшее ему на праве собственности недвижимое имущество - земельный участок, площадью 427,5 кв. метров, жилой дом общей полезной площадью 65,4 кв. метров, кухней общей площадью 16,6 кв. метров, расположенные по адресу РД, <адрес>, на условиях постоянного в нем проживания, так как сам собственник ФИО5 Г.М. проживал в <адрес> в другом своем домовладении. Она производит в доме текущие и капитальные ремонты, оплачивает налоги и коммунальные услуги, добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанным домом как своим собственным в течение более 35 лет.
Согласно технического паспорта собственником дома является ФИО3, который умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
С учетом того, что она непрерывно с 1984 года, то есть более 15-ти лет, владеет и пользуется указанным домом и земельным участком как своими собственными, и никто претензий по этому поводу не имеет, является собственником земельного участка и жилого дома по <адрес> в силу приобретательной давности.
В судебном заседании истица ФИО1 исковое заявление полностью поддержала и просил суд удовлетворить его по изложенным в нем основаниям.
Представитель администрации ФИО5 К.И. исковые требования признал частично, пояснив, что земельный участок является муниципальной собственностью и за ним не может быть признано право собственности.
Третье лицо ФИО5 М.Г. не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что, действительно, его отец ФИО4 передал во владение семьи истицы принадлежавшее ему на праве собственности недвижимое имущество - земельный участок, и жилой дом, расположенные по адресу РД, <адрес>, на условиях постоянного в нем проживания, так как он сам проживал в <адрес> в другом своем домовладении. Никакого спора по поводу этого имущества не имеется, так как это воля его отца оставить это имущество ФИО14, поскольку они являются родственниками, после смерти отца истица является его полноправным собственником.
Суд, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, третьего лица, допросив свидетеля, исследовав материалынастоящего гражданского дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
На основании пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 вышеназванного совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
ФИО1 обратилась за признанием права собственности в порядке приобретательной давности, на недвижимое имущество: земельный участок площадью 427,5 кв. метров и жилой домом общей полезной площадью 65,4 кв. метров, кухней общей площадью 16,6 кв. метров, расположенное по адресу: РД, <адрес>, поскольку истец открыто и добросовестно пользуется и содержит надлежащим образом указанное жилое домовладение.
Согласно техническому паспорту, составленному ДД.ММ.ГГГГ, домовладение, находящееся по адресу: РД, <адрес>, состоит из жилого дома общей площадью 65,4 кв.м. и летней кухни площадью 16,6 кв.м. Собственником жилого дома указан ФИО3 М.
Из свидетельства о смерти следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Дагестан.
После его смерти наследственное дело не открывалось.
Юридически значимым обстоятельством при разрешении вопроса о непрерывности давностного владения является выяснение вопроса о том, прекращалось ли давностное владение истца имуществом в течение всего срока приобретательной давности (абзац пятый пункта 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"), а не вопроса непрерывности использования такого имущества по назначению, в частности вопроса о непрерывном проживании истца в спорном жилом доме.
Судом установлено, что истец со своей семьей проживала в спорном жилом доме непрерывно, начиная с 1984 года.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Свидетель ФИО5 М.И. показал, что он является супругом истца ФИО1 и с 1984 года с разрешения собственника домовладения ФИО12 постоянно проживают по адресу:РД, <адрес>. Оплачивают все коммунальные услуги, лицевые счета домовладения указаны на его имя.
Согласно справке председателя квартального комитета № от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 действительного зарегистрирована и проживает вместе со своей семьей по <адрес>.
Справками и информационным листком, представленными истцом, подтверждается оплата супругом истца ФИО13 коммунальных услуг, оказываемых городскими службами, по адресу Ватутина, <адрес> и отсутствие задолженности по коммунальным платежам.
Таким образом, суд на основании представленных доказательств и показаний свидетеля установил, что ФИО1 с 1984 года с разрешения ныне покойного ФИО3 вселилась со своей семьей в жилой <адрес> открыто, добросовестно и непрерывно владеет им как собственным, осуществляет в нем текущие и капитальные ремонты, оплачивает налоги и коммунальные услуги. Каких-либо притязаний на указанный дом со стороны наследников предыдущего собственника, а также иных лиц не установлено. В связи с изложенным требования истца в части признания за ней права собственности на жилой дом общей полезной площадью 65,4 кв. метров, кухню общей площадью 16,6 кв. метров, расположенное по адресу: РД, <адрес>, суд считает подлежащими удовлетворению.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством, в том числе Земельным кодексом РФ.
Исходя из положений п. 2 ст. 214 ГК РФ, а также ч. 1 ст. 16 ЗК РФ, земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью. В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Положениями статьи 234 ГК РФ, установлено, что только один факт пользования земельным участком не свидетельствует о возникновении права собственности на него в силу приобретательной давности, поскольку земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям абзаца 3 пункта 16 вышеуказанного Постановления Пленумов только один факт пользования земельным участком не может служить основанием для возникновении права собственности на него в силу приобретательной давности, поскольку земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством (часть 2 статьи 6, статьи 27, часть 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Действующее земельное законодательство устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в лице его государственных образований, основанием для возникновения права собственности на публичные земельные участки является решение органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в рамках их компетенции (статьи 15, 16, 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного исковые требования ФИО1 в части признания права собственности на земельный участок площадью 427,5 кв. метров, расположенный по адресу: РД, <адрес>, в силу приобретательной давности, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать право собственности ФИО1 на жилой дом общей полезной площадью 65,4 кв. метров и кухню общей площадью 16,6 кв. метров, расположенные по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав записи о праве собственности ФИО1 на жилой дом общей полезной площадью 65,4 кв. метров и кухню общей площадью 16,6 кв. метров, расположенные по адресу: РД, <адрес>.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права собственности на земельный участок площадью 427,5 кв. метров, расположенный по адресу: РД, <адрес>, в силу приобретательной давности, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию апелляционной инстанции Верховного суда Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.И. Хадисова