Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3266/2022 ~ М-3486/2022 от 08.09.2022

...

№ 2-3266/2022

70RS0004-01-2022-004618-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2022 г. Советский районный суд г. Томска в составе

председательствующего судьи Цыгановой Е.А.

при секретаре Сташкевич А.В.

с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Богдановой Н.Н.,

представителя истца Наумовой Е.В., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Масленникова П.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Богдановой Н.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, взамен аварийного,

установил:

Богданова Н.В. с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города о возложении обязанности предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 43,5 кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», состоящее из трех комнат, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен аварийного.

В обоснование требования указано, что истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из трех комнат. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Мер по отселению принято не было. Кроме того, органом местного самоуправления не предпринимается никаких мер по выполнению противоаварийных мероприятий, установке мониторинга за несущими конструкциями жилого дома. Помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья. В одной из комнат деформирована стена. После дождей вода проникает в жилое помещение через стену.

Истец Богданова Н.В., будучи уведомленной надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель истца поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнения.

Представитель ответчика полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением жилищной комиссии администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол утвержден распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ ) Богданова Н.В. признана нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> по ранее заключённому договору социального найма.

Согласно справке ... от ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по адресу: <адрес>, общая площадь составляет 43,5 кв.м.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истца в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ей пользования данным жилым помещением по договору социального найма.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

По смыслу приведенных положений закона непригодность жилого помещения для проживания является самостоятельным основанием для выселения граждан из такого жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска № 95 от 26.02.2006 создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации Города Томска» многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Пунктом 9 постановления администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Советского района г. Томска возлагалась обязанность совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях вышеуказанного дома, предоставленных по договорам социального найма.

Вместе с тем, проживание в аварийном доме влечет угрозу жизни и здоровью истца, поскольку техническое состояние жилого дома, аварийное, с технической точки зрения является небезопасным для постоянного проживания по причине большого физического износа здания.

С момента признания <адрес> аварийным прошло более года, в течение которого опасность его обрушения только увеличивается, при этом доказательств принятия органом местного самоуправления мер по выполнению противоаварийных мероприятий, установке мониторинга за несущими конструкциями жилого дома, исключении пребывания людей в опасных аварийных помещениях жилого дома до реализации мероприятий по расселению дома в сроки, указанные в постановлении администрации от ДД.ММ.ГГГГ , суду не представлено.

Иного жилого помещения для проживания истец не имеет, что подтверждается сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» об отсутствии у Богдановой Н.В. в частной собственности объектов недвижимости в г. Томске по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (от ДД.ММ.ГГГГ ), уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах Богдановой Н.В. на объекты недвижимого имущества. Следовательно, истец не имеет возможности самостоятельного приобретения жилья, доказательств обратного суду не представлено. При этом обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище законодательно возложена на органы местного самоуправления.

Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является двухэтажным деревянным строением 1898 года постройки, на дату технической инвентаризации физический износ здания уже составлял 65%.

Многоквартирный дом по указанному адресу признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ на основании отчета по результатам визуального обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома, выполненного ООО «ТомСтрой».

В настоящее время жилое помещение по <адрес> находится в непригодном для проживания состоянии (инженерное оборудование находится в ненадлежащем состоянии, на стенах и потолке зафиксированы многочисленные трещины, отхождение отделочного слоя (штукатурки), стены локально поражены гнилью и т.д.), что подтверждается фотоматериалами, представленными стороной истца.

Поскольку дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим реконструкции, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требование истца о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Учитывая, что жилой дом по адресу: <адрес>, (а значит и каждое помещение в нем), признан непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, которые не оспорены и незаконными не признаны, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Как следует из материалов дела, общая площадь <адрес> составляет 43,5 кв.м., квартира состоит из трех комнат.

Таким образом, истцу должно быть предоставлено во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 43,5 кв.м, состоящее не менее чем из трех комнат,в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Богдановой Н.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, взамен аварийного удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН , ОГРН ) предоставить Богдановой Н.В. (СНИЛС ) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 43,5 кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат, в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен ранее занимаемого по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья ...

...

...

...

...

Мотивированный текст изготовлен 19.10.2022.

2-3266/2022 ~ М-3486/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Богданова Надежда Викторовна
Ответчики
Муниципальное образование город Томск в лице администрации города Томска
Другие
Масленников Павел Владимирович
Наумова Елена Валериевна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Цыганова Е.А.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
08.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2022Передача материалов судье
09.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2022Подготовка дела (собеседование)
03.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2022Дело оформлено
13.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее