Р Е Ш Е Н И Е
30 января 2023 года г. Астрахань
Судья Советского районного суда г. Астрахани Шамухамедова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кирпичевой С.В. на постановление <номер>–77 УФК по <адрес> от <дата> по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО>1 по ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
<ФИО>1 обратилась в суд с жалобой на постановление <номер>–77 УФК по <адрес> от <дата> по делу об административном правонарушении о привлечении по ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ, указав, что при вынесении постановления административным органом не правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследованы все представленные по делу доказательства, которым должна была быть дана оценка на предмет относимости, допустимости, и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, Приказом Минфина России от <дата> <номер>н «Об утверждении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства» утвержден порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства. В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Минфина России от <дата> <номер>н, сведения о бюджетных обязательствах, возникшие на основании документов-оснований, предусмотренных в том числе государственным контрактом (договором) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, которые подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов, заключенных заказчиками, формируются получателем средств федерального бюджета. В должностной инструкции главного бухгалтера п.24, прописано, что в обязанности главного бухгалтера входит учет имущества, обязательств и хозяйственных операций и т.д., т.е. про формирование ничего не сказано. Кроме того, с приказом ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> от <дата> <номер> «О возложении обязанностей», указанном в постановлении о назначении административного наказания <номер>, заявитель ознакомлена не была, свою подпись в получении данного приказа не ставила. Также на момент совершения административного правонарушения в учреждении действовал приказ ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> от <дата> <номер> «О контрактной службе», где в состав комиссии главный бухгалтер не входит и, в котором, в обязанности контрактной службы входят в том числе и подготовка, и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупки, а также размещение другой информации (Положение о контрактной службе п.7 п.п.2 а,б). Поскольку руководителем учреждения подписаны сведения о принятом бюджетном обязательстве и он является владельцем электронной цифровой подписи, а значит, начальник учреждения и является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ. Просит суд отменить постановление.
В судебном заседании <ФИО>1 жалобу поддержала, просила удовлетворить.
Представитель УФК по <адрес> <ФИО>3 возражала против жалобы и просила оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив жалобу, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований данного Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе, принятие и учет бюджетных и денежных обязательств.
На основании пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 года №258н.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 года №258н сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов - оснований, предусмотренных, в том числе государственным контрактом (договором) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, которые подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов, заключенных заказчиками, формируются получателем средств федерального бюджета не позднее трех рабочих дней за днем заключения государственного контракта, договора.
Во исполнение подпункта «б» пункта 8 порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 258н, федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области» следовало в срок до 5 февраля 2021 года бюджетное обязательство по Контракту № 514/1/85 сформировать для постановки на учет в Управление Федерального казначейства по Астраханской области.
Как усматривается из материалов административного дела, между федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области» и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключен Государственный контракт на оказание услуг по продаже энергии от 22 января 2021 года №514/1/5, оплата по которому предусмотрена по коду бюджетной классификации 320 0305 42 3 01 90048 247 за счет средств федерального бюджета на общую сумму 16 314 900 рублей.
Дополнительным соглашением к контракту №514/1/5 от 9 февраля 2021 года внесены изменения в п.12 Приложение к контракту и в п.13 Юридические адреса сторон и их расчётные счета, а также исключить п. 12.1.7 Расчет потерь электроэнергии – Приложение № 5.
Сведения о бюджетном обязательстве от <дата> <номер> федеральным казенным учреждением «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» по Контракту <номер> сформированы в информационной системе Федерального казначейства <дата> и поставлены на учет в Управление Федерального казначейства по <адрес> <дата>, с присвоением ему учетного номера 0<номер>, что подтверждено выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств <номер> за <дата>, <дата> и скриншотом из государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», то есть на 14 рабочих дня позже срока, установленного пунктом 8 порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от <дата> <номер>н.
Таким образом, в нарушение пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «б» пункта 8 порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от <дата> <номер>н, федеральным казенным учреждением «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» в 2021 году допущено нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетного обязательства, выразившееся в постановке на учет сведений о бюджетном обязательстве от <дата> <номер>, оплата по которому предусмотрена за счет средств федерального бюджета по КБК 320 0305 42 3 01 90048 247 на 14 рабочих дня позже установленного срока.
Контракт подписан начальником федерального казанного учреждения «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», сведения об указанном выше бюджетном обязательстве, подписаны заместителем начальника федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>».
Приказом федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» «О возложении обязанностей» от <дата> <номер> на главного бухгалтера бухгалтерии федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> <ФИО>1 возложены обязанности по формированию сведений о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов - оснований.
Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> от <дата> <номер>-лс <ФИО>1 с <дата> назначена на должность главного бухгалтера бухгалтерии федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>».
Учитывая изложенное, административный орган пришел к выводу о том, что главным бухгалтером федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» <ФИО>1 в 2021 году допущено несвоевременное формирование сведений о бюджетном обязательстве.
Исходя из данного факта постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> <ФИО>4<номер> от <дата> <ФИО>1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с указанным постановлением согласиться нельзя ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное к своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьями 24.1, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в постановлении обстоятельства правонарушения, а принятое решение должно быть мотивированным.
Признавая главного бухгалтера федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» <ФИО>1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо исходил из приказа федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» «О возложении обязанностей» от <дата> <номер>, согласно которому на главного бухгалтера бухгалтерии федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> <ФИО>1 возложены обязанности по формированию сведений о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов - оснований.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей,
Как следует из материалов дела, Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> от <дата> <номер>-лс <ФИО>1 с <дата> назначена на должность главного бухгалтера бухгалтерии федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>».
В должностной инструкции главного бухгалтера п.24, прописано, что в обязанности главного бухгалтера входит учет имущества, обязательств и хозяйственных операций и т.д.
При этом, основные обязанности главного бухгалтера, изложенные в должностной инструкции, вопреки выводам должностного лица, не содержат сведений о том, что на данное лицо возложены обязанности по формированию сведений о бюджетном обязательстве для представления в орган Федерального казначейства.
Обязанность по формированию сведений о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, возложена на главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> майора внутренней службы <ФИО>1 на основании приказа <номер> от <дата>.
При этом, согласно письма Федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» <номер> от <дата> главный бухгалтер <ФИО>1 с приказом ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> <номер> от <дата> о возложении обязанностей по формированию сведений о бюджетных обязательствах на главного бухгалтера ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> майора внутренней службы <ФИО>1 ознакомлена не была.
При рассмотрении дела об административном правонарушении приведенные обстоятельства оставлены должностным лицом без должного внимания, правомерность определения субъектного состава не проверена.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, что признается существенным нарушением требований Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях.
В связи с указанным и с учетом конкретных обстоятельств дела, вывод должностного лица административного органа о виновности главного бухгалтера <ФИО>1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
Исходя из положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> <ФИО>4 <номер> от <дата> подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> <ФИО>4 <номер> от <дата> отменить.
Производство по делу в отношении <ФИО>1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение 10 суток со дня его получения или вручения, путем подачи жалобы через Советский районный суд г. Астрахани.
Судья Е.В. Шамухамедова