61RS0017-01-2024-002003-37 Дело № 2-1216/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2024 года г. Зверево, Ростовской области
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Астаховой В.В.,
при секретаре Коденцевой И.В.,
c участием помощника Красносулинского городского прокурора Ростовской области Потехина А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Красносулинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Больше-Федоровская СОШ, Управлению образования Красносулинского района об обязании оборудовать здание образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией, суд,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Красносулинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил обязать МБОУ Больше-Федоровская СОШ принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обязать Управление образования Красносулинского района осуществить финансирование МБОУ Больше-Федоровская СОШ по выполнению указанных работ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Красносулинской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму в МБОУ Больше-Федоровская СОШ.
В рамках проверки городской прокуратурой установлено, что в МБОУ Больше-Федоровская СОШ в нарушение п. 31 Требований отсутствует система оповещения и управления эвакуацией.
По данному факту городской прокуратурой ранее в адрес директора МБОУ Больше-Федоровская СОШ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, в ходе рассмотрения которого администрацией образовательной организации до настоящего времени так и не принято должных мер по устранению выявленных нарушений, призванных обеспечить безопасность учащихся и работников организации во время образовательного процесса, их охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц.
На момент обращения с иском нарушение не устранено.
В судебном заседании помощник Красносулинского городского прокурора Потехин А.А. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представители МБОУ Больше-Федоровская СОШ и Управления образования Красносулинского района в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзывы, в которых не возражали против удовлетворения требований прокурора, просили предоставить срок в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу для добровольного исполнения решения суда.
Заслушав представителя истца помощника Красносулинского городского прокурора Потехина А.А., исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
По смыслу ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей; дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Исходя из положений п.2 и п.15 ч.3 ст.28 названного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работнике образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).
Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и санкционированного вторжения.
Из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п.2 ч.3 ст.28 вышеприведенного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными, государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать, безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в остановленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровья (обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение, ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Требования).
Согласно п.п. «д», «м» п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации (п. 31 Требований).
Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по вопросам местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Проанализировав указанные выше нормы, суд приходит к выводу, что они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений в области антитеррористической защищенности данных объектов. При этом деятельность государства направлена на выработку правовых норм, единообразно регулирующих данную группу правоотношений (унификации).
В рамках проверки, проведенной Красносулинской городской прокуратурой установлено, что в МБОУ Больше-Федоровская СОШ в нарушение п. 31 Требований отсутствует система оповещения и управления эвакуацией.
По данному факту прокурором в адрес директора внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, которое рассмотрено, но администрацией образовательного учреждения до настоящего времени не принято должных мер по устранению выявленных нарушений, призванных обеспечить безопасность учащихся и работников организации во время образовательного процесса, их охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц.
Отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников учреждения и других лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части обязания МБОУ Больше-Федоровская СОШ принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 1.3 Положения закреплено, что Управление образования является главным распорядителем средств бюджета Красносулинского района, выделяемых на финансовое обеспечение деятельности подведомственных управлению образования муниципальным бюджетным образовательным учреждениям Красносулинского района…, муниципальным бюджетным учреждениям Красносулинского района …на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными образовательными учреждениями, муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования.
Управление образования выполняет функции учредителя в отношении подведомственных ему муниципальных образовательных учреждений. Муниципальных бюджетных учреждений района.
Согласно абз.5 п.2.2 Положения, к полномочиям Управления образования отнесено осуществление планирования финансовой обеспеченности и финансирования муниципальных бюджетных образовательных учреждений, муниципальных бюджетных учреждений, целевых и программных мероприятий в области образования
В соответствии с п.2.13 Положения Управление образования участвует в реализации комплекса мер, предусматривающих организацию в сфере образования эффективного противодействия терроризму и экстремизму, пропаганде их идей, распространению материалов и информации, призывающих к осуществлению террористической или экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
В силу п.2.18 Положения Управление образования Красносулинского района на правах учредителя:
- регулирует в пределах своих полномочий вопросы распоряжения муниципальным имуществом;
- контролирует сохранность и эффективное использование, закрепленной за муниципальным бюджетным образовательным учреждением собственностью
- рассматривает и утверждает планы программ финансово-хозяйственной деятельности подведомственных муниципальных бюджетных образовательных учреждений…
Приведенные нормы Положения свидетельствуют о том, что требования прокурора об обязании Управления образования Красносулинского района осуществить финансирование дошкольного учреждения по выполнению работ по оборудованию здания МБОУ Больше-Федоровская СОШ системой оповещения и управления эвакуацией являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.204 ГПК РФ, суд считает возможным установить ответчикам, являющимся бюджетными организациями, срок для добровольного исполнения решения суда – двенадцать месяцев со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Красносулинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МБОУ Больше-Федоровская СОШ принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными средствами системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Управление образования Красносулинского района осуществить финансирование МБОУ Больше-Федоровская СОШ по выполнению работ по оборудованию здания образовательного учреждения системой оповещения.
Установить срок исполнения решения суда – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через постоянное судебное присутствие в
г. Зверево Красносулинского районного Ростовской области суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16.08.2024г.
Судья В.В. Астахова