Судья Касаткина Т.Н. Дело № 7р-491/2021
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 14 октября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
рассмотрев жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на постановление заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Передриенко Г.Н. от 22 июля 2021 года № <...> и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», юридический адрес: <адрес> ИНН <...> ОГРН <...>
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл (далее – Межрайонное ОСП УФССП России по Республике Марий Эл) Передриенко Г.Н. от 22 июля 2021 года № <...> администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 сентября 2021 года, вынесенным по жалобе администрации, постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба администрации – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, администрация просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, считая их незаконными. Полагает, что отсутствие свободного жилья, а также ограничение возможности реализации администрацией отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещений отдельных категорий граждан размером ежегодных субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии вины в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа. С учетом даты принятия судебного решения, даты возбуждения исполнительного производства, характера обязанности, возложенной на администрацию решением суда, специальных требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», администрация приняла все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, однако не по ее вине он не исполнен к настоящему моменту.
На рассмотрение жалобы лица, вызванные в судебное заседание, не явились, были извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы жалобного производства, материалы административного дела № <...>, прихожу к следующему.
Статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 названного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, 15 марта 2021 года на основании исполнительного листа <...>, выданного Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл 16 февраля 2021 года, в отношении должника администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» возбуждено исполнительное производство № <...>. Предмет исполнения – предоставление С.А.И. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилья.
29 марта 2021 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольном порядке судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26 мая 2021 года на администрацию возложена обязанность в срок до 13 июля 2021 года исполнить решение суда и представить документы, подтверждающие исполнение решения суда. Постановление получено должником 26 мая 2021 года.
Неисполнение администрацией законных требований судебного пристава-исполнителя, содержащихся в постановлении о совершении должником обязательных действий от 26 мая 2021 года, то есть неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, послужило основанием для привлечения администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Судья городского суда при рассмотрении жалобы администрации подтвердил правомерность вывода должностного лица о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Согласиться с данным выводом нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П).
Из письма заместителя мэра города Йошкар-Олы Игнатова А.В. от 27 сентября 2021 года следует, что в муниципальном жилищном фонде отсутствуют жилые помещения, пригодные для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и сохранения принадлежащих им жилых помещений» Республика Марий Эл передает органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлению контроля за распоряжением ими.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона Республики Марий Эл финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
В силу части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В бюджете городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2021 год, утвержденном решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 23 декабря 2020 года № 166 –VII «О бюджете городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2021 год и на 2022 и 2023 годов», предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 104 726 048,25 рублей.
Согласно письму исполняющего обязанности начальника финансового управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 16 июля 2021 года на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджете городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2021 и 2022 годы предусмотрены соответствующие лимиты бюджетных обязательств.
Приобретение жилых помещений осуществляется администрацией в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предполагает соблюдение процедур и сроков, установленных данным Федеральным законом.
26 декабря 2020 года между муниципальным казенным учреждением «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» и <...>» заключен муниципальный контракт № 296 на выполнение работ по строительству многоквартирного дома для предоставления квартир отдельным категориям граждан по адресу: <адрес>. 17 мая 2021 года муниципальным казенным учреждением «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» принято решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта в связи с существенным отставанием от графика выполнения работ (реестровый номер контракта <№> http://zakupki.gov.ru/. )
13 июля 2021 года между муниципальным казенным учреждением «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» и <...> заключен муниципальный контракт № <№> на выполнение работ по завершению строительства объекта «Многоквартирный дом для предоставления квартир отдельным категориям граждан по адресу: <адрес> (реестровый номер контракта <№> http://zakupki.gov.ru/. )
Пунктом 2.2 муниципального контракта № <...> от 13 июля 2021 года установлен срок выполнения работ по контракту не позднее 1 сентября 2022 года.
Также администрация обращалась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 23 декабря 2020 года по делу № <...> до 30 марта 2022 года, однако определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2021 года в предоставлении такой отсрочки отказано.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у должника свободного жилья, которое могло быть предоставлено С.А.И.. по договору найма специализированного жилого помещения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, совершение должником необходимых действий, направленных на исполнение судебного решения, прихожу к выводу об отсутствии вины администрации в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа. С учетом даты принятия судебного решения (23 декабря 2020 года), даты возбуждения исполнительного производства, характера обязанности возложенной на администрацию решением суда, специальных требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и требующих соблюдения определенных процедур, порядка и сроков, норм Бюджетного кодекса о сроке, порядке формирования местного бюджета, администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» приняла все необходимые, зависящие от нее, разумные и своевременные меры для исполнения требований исполнительного документа.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Порядок пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяет статья 30.9 КоАП РФ. Согласно части 3 названной статьи подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление должностного лица службы судебных приставов от 22 июля 2021 года № 0229/01 и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 сентября 2021 года подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях администрации состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Передриенко Г.Н. от 22 июля 2021 года № 0229/01и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Э.И. Салихова