Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-101/2024 (2-1926/2023;) ~ М-1708/2023 от 08.11.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 марта 2024 года                                                                                  г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Раскарзенок Н.Н., при секретаре Кравец О.В., с участием представителя истца ст.помощника Тайшетского межрайонного прокурора Байминовой Б.Н., представителя ответчика по доверенности Коробицкой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-101/2024 по исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора к администрации Тайшетского городского поселения о признании права муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Тайшетский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в его обосновании указывая, что по результатам проверки исполнения должностными лицами администрации Тайшетского городского поселения требований законодательства в сфере муниципальной собственности выявлены нарушения.

Установлено, что на территории Тайшетского городского поселения между многоквартирными домами по адресу: <адрес> расположена детская спортивная площадка, включающая следующее движимое имущество: детские качели в количестве 2 единиц; металлические лестницы в количестве 2 единиц; деревянные скамейки в количестве 2 единиц; карусель в количестве 1 единицы; песочница в количестве 1 единицы; балансир в количестве 1 единицы.

Данные объекты детской спортивной инфраструктуры в реестре муниципальной собственности Тайшетского городского поселения не состоят, какой-либо специализированной организацией не эксплуатируются, в связи с чем обладают признаками бесхозяйного имущества.

В связи с изложенным прокурором в адрес главы Тайшетского городского поселения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления администрацией мер, необходимых для устранения нарушений не предпринято, бесхозяйные объекты на учет не поставлены.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) организация благоустройства территории поселения, относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, является муниципальной собственностью.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанных требований Минэкономразвития России приказом от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

В соответствии с указанным Порядком объектами учета в реестрах являются в том числе находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 01.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждения».

На основании п. 1 ст. 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.

В соответствии с п. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Установлено, что орган местного самоуправления проявил бездействие и не принимает мер к установлению бесхозяйным спорного имущества. Спорное имущество фактически используется жителями города в целях, реализация которых относится к компетенции органа местного самоуправления. Имущество размещено на территории города между жилыми домами и фактически используется неопределенным кругом лиц - жителей города.

Тайшетский межрайонный прокурор просил:

признать право муниципальной собственности Тайшетского городского поселения на следующее имущество, расположенное на земельном участке между многоквартирными домами по адресу: <адрес>

    детские качели в количестве 2 единиц;

    металлические лестницы в количестве 2 единиц;

    деревянные скамейки в количестве 2 единиц;

    карусель в количестве 1 единицы;

    песочница в количестве 1 единицы;

    балансир в количестве 1 единицы.

    Обязать администрацию Тайшетского городского поселения внести в реестр муниципальной собственности следующее имущество, расположенное на земельном участке между многоквартирными домами по адресу: <адрес>

    детские качели в количестве 2 единиц;

    металлические лестницы в количестве 2 единиц;

    деревянные скамейки в количестве 2 единиц;

    карусель в количестве 1 единицы;

    песочница в количестве 1 единицы;

    балансир в количестве 1 единицы.

В процессе рассмотрения дела Тайшетского межрайонного прокурора отказался от иска в части требований об обязании администрации Тайшетского городского поселения внести в реестр муниципальной собственности указанное имущество, отказ от иска принят судом.

В судебном заседании ст.помощник Тайшетского межрайонного прокурора Байминова Б.Н. исковые требования поддержала.

Представитель администрации Тайшетского городского поселения по доверенности Коробицкая Н.С. иск не признала, суду пояснила, что администрацией Тайшетского городского поселения подано исковое заявление о признании за ней права муниципальной собственности на данное движимое имущество, как бесхозяйное.

Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора директор ООО «Центральное» Певнева Н.Ф., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, требования Тайшетского межрайонного прокурора не поддерживает.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявки лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании установлено, что в районе домов, расположенных по адресам: <адрес> расположена детская спортивная площадка, включающая следующее движимое имущество: детские качели в количестве 2 единиц; металлические лестницы в количестве 2 единиц; деревянные скамейки в количестве 2 единиц; карусель в количестве 1 единицы; песочница в количестве 1 единицы; балансир в количестве 1 единицы.

В судебном заседании также установлено и не оспаривалось сторонами, что указанное движимое имущество в реестре муниципального имущества не значится.

По сведениям, представленным Росимущества в Иркутской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объектах движимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>: детские качели, металлические лестницы, карусель, песочница, балансир.

Тайшетским межрайонным прокурором в отношении главе администрации городского поселения вынесено представление, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ. главой администрации дан ответ, в котором указано, что земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования - хранение автотранспорта, площадью 392 кв.м, является муниципальной собственностью, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись регистрации за . Участок, по результатам аукциона, передан по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 сроком с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись регистрации за .

Участок образован из территории неразграниченной государственной собственности, без обременений, что подтверждается выпиской из ЕГРН на момент объявления аукциона. В границах участка строений и сооружений, в том числе объектов муниципальной собственности и элементов благоустройства - детские и спортивные площадки, отсутствуют.

Арендатором, при организации работ по строительству было выявлено, что по предоставленной территории проходит подземный участок водопроводной сети, расположенный от водопроводного колодца (ВК 52/8) до магазина «Чайков» (<адрес>А). Информацией о наличии данного участка водовода администрация не располагала. Запись в ЕГРН и ГКУ отсутствует. Сервитут не установлен. Разрешительных документов на реконструкцию центральной системы холодного водоснабжения не выдавалось.

Согласно сведениям, представленным ООО «Водоресурс», абонентом по договору водоснабжения является собственник здания магазина «Чайков» ФИО7, которая наняла подрядную организацию для строительства водопровода методом прокола в августе 2020 года. Подключение водопровода в ВК-52/8 осуществляло ООО «Водоресурс», граница ответственности по ВК-52/8 подписано ФИО7 Данный участок водопроводной сети самовольно установлен без разрешительных документов к центральной системе холодного водоснабжения, являющейся муниципальной собственностью Тайшетского городского поселения. В отношении самовольно установленной сети водовода администрацией будет направлено ФИО7 требование о демонтаже самовольно подведенной водопроводной сети.

Элементы благоустройства - детские качели в количестве 2 единиц, металлические лестницы в количестве 2 единиц, деревянные скамейки в количестве 2 единиц, карусель в количестве 1 единицы, песочница в количестве 1 единицы, балансир в количестве 1 единицы, расположенные около многоквартирного <адрес> в реестре муниципального имущества Тайшетского городского поселения не числятся и ранее никогда не значились. Данная территория, является прилегающей территорией к земельному участку многоквартирного <адрес> относится к территории общего пользования. Решение о дальнейшем использовании данной территории и возведенных на ней элементов благоустройства будет принято на общем собрании собственников помещений в жилом доме.

Если жителями многоквартирного дома будет принято решение о сносе данных элементов, то демонтаж будет производится силами МБУ «Городское хозяйство». С учетом выше изложенного вина муниципальных служащих отсутствует, привлечение к дисциплинарной ответственности не производилось.

Из представленных стороной ответчика протоколов внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. следует, что собрание не правомочно принимать решение из-за отсутствия кворума.

Из ответов, представленных по запросу администрации Тайшетского муниципального образования, ООО «Центральное», ОАО «РЖД», ОГБУЗ «Центр государственной кадастровой оценке объектов недвижимости», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области следует, что имущество, расположенное на земельном участке между многоквартирными домами по адресу: <адрес> детские качели в количестве 2 единиц, металлические лестницы в количестве 2 единиц, деревянные скамейки в количестве 2 единиц, карусель в количестве 1 единицы, песочница в количестве 1 единицы, балансир в количестве 1 единицы являются бесхозяйными.

Как следует из заявления администрации Тайшетского муниципального образования, поданного в Тайшетский городской суд, она просит признать движимые вещи: детские качели в количестве 2 единиц, металлические лестницы в количестве 2 единиц, деревянные скамейки в количестве 2 единиц, карусель в количестве 1 единицы, песочница в количестве 1 единицы, балансир в количестве 1 единицы, расположенные на земельном участке между многоквартирными домами по адресу: <адрес> бесхозяйными и признать право муниципальной собственности на данное имущество.

В силу ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Положениями ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

В соответствии с ч. 4 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно подп. "е" и "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В силу ч. 1 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

По смыслу приведенных норм, для признания спорной детской площадки общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и возложения бремени ее содержания на них, а в случае выбора определенного способа управления - на управляющую организацию или товарищество собственников жилья, она должна располагаться в границах земельного участка, на котором данный дом расположен, либо собственниками помещений многоквартирного дома (управляющей организацией или товариществом собственников жилья) должны быть совершены действия, свидетельствующие о вступлении во владение ею.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что спорная детская спортивная площадка расположена находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.

В ходе осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ. начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Тайшетском и Чунском районах Спасска, старшим помощником Тайшетского межрайонного прокурора ФИО8 установлено, что в районе домов, расположенных по адресам: <адрес> расположена детская спортивная площадка, которая имеет металлическое ограждение желтого цвета по периметру, а также бордюрное ограждение (со стороны многоквартирного <адрес>), в составе детской площадки имеется движимое имущество: детские качели в количестве 2 единиц; металлические лестницы в количестве 2 единиц; деревянные скамейки в количестве 2 единиц; карусель в количестве 1 единицы; песочница в количестве 1 единицы; балансир в количестве 1 единицы. Какая-либо информация, указывающая на собственника детской спортивной площадки или лицо, осуществляющее ее обслуживание отсутствует.

Детская спортивная площадка находится в свободном доступе неопределенного круга лиц.

Доказательств совершения кем-либо действий, свидетельствующих о фактическом вступлении во владение детской площадкой, стороной ответчика не представлено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для отнесения спорной детской площадки к общей собственности собственников помещений многоквартирных домов, а соответственно и для вывода о том, что она относится к зоне ответственности управляющих компаний, не имеется.

В соответствии с абз.2 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

При этом каких-либо возражений относительно использования данного земельного участка под спорную детскую площадку ни в момент ее возведения, ни в процессе ее эксплуатации, органы местного самоуправления не выражали, мер к ее сносу, демонтажу или переносу не предпринимали.

Довод ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность возложения на орган местного самоуправления обязанности по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного движимого имущества, суд отклоняет.

В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу п. п. 3, 20, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, в собственности муниципального образования могут находиться имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, имущество,

В настоящем случае установленные меры обеспечения безопасности игрового оборудования детской площадки не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности общедоступного оборудования, представляющего в случае его неисправности реальную угрозу для безопасности пользователей, в частности несовершеннолетних детей.

При таких обстоятельствах, учитывая, что благоустройство территории городского поселения является полномочиями органа местного самоуправления городского поселения, спорное оборудование детской площадки расположено в административных границах г. Тайшета, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, фактически используется в целях, относящихся к полномочиям ответчика, собственник его отсутствует, суд приходит к выводу о наличии оснований для передачи данного имущества как безхозяйного в муниципальную собственность г. Тайшета.

Исковые требования прокурора о признании права муниципальной собственности в данном случае являются обоснованными, направлены на устранение нарушений закона, допущенного органом местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тайшетского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности на имущество, расположенное на земельном участке между многоквартирными домами по адресу: <адрес>: детские качели в количестве 2 единиц, металлические лестницы в количестве 2 единиц, деревянные скамейки в количестве 2 единиц, карусель в количестве 1 единицы, песочница в количестве 1 единицы, балансир в количестве 1 единицы.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                                                              Н.Н. Раскарзенок

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

2-101/2024 (2-1926/2023;) ~ М-1708/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тайшетский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение"
Другие
ООО "Центральное"
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Раскарзенок Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
taishetsky--irk.sudrf.ru
08.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
08.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.12.2023Предварительное судебное заседание
11.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.12.2023Предварительное судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
12.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024Дело оформлено
21.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее