Материал № М-1461/2023
УИД: 23RS0003-01-2023-______-___
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении административного искового заявления
25 апреля 2023 года г.-к. Анапа
Судья Анапского городского суда Краснодарского края Кравцова Е.Н., рассмотрев административное исковое заявление Чобанян В.Р. к Институту береговой охраны ФСБ России об отмене решения жилищной комиссии о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Чобанян В.Р. обратилась в суд с административным иском к Институту береговой охраны ФСБ России об отмене решения жилищной комиссии указанного института о снятии Чобанян В.Р. с учета нуждающихся в жилых помещениях, оформленного протоколом от 30 января 2023 года № 3.
Согласно ст. 18 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.
Из п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» следует, что военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
П. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъясняет, что в силу указанных норм закона дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.
Таким образом, исходя из субъектного состава (военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо), а также характера правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы; права нарушены в период прохождения военной службы действиями (бездействием), решениями органов военного управления, воинских должностных лиц), подсудность дела военному суду определятся в обязательном порядке.
Ст. 2 и ст. 16.1. Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ
«О федеральной службе безопасности» предусматривают, что образовательные организации относятся к органам федеральной службы безопасности, где, в свою очередь, предусмотрена военная служба.
П. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» указывает, что под воинскими должностными лицами понимаются в том числе должностные лица органов военного управления, командиры (начальники) воинских частей, иные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выступающие от имени органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, принявшие оспариваемое решение, совершившие оспариваемые действия (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы заявителей, в том числе руководители учреждений и организаций.
Ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что в связи с прохождением военной службы военнослужащие и члены их семей при наличии оснований обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, либо в ином, предусмотренном законом порядке.
Организация работы по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями согласно Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года № 590 возлагается на органы федеральной службы безопасности.
В соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» в пределах, установленных этим федеральным конституционным законом, гражданские и административные дела, не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих или окружного (флотского) военного суда, в первой инстанции рассматривает гарнизонный военный суд.
Как видно из административного искового заявления и представленной выписки из протокола заседания жилищной комиссии, административный истец проходит военную службу с 15 октября 1995 года. 30 января 2023 года решением жилищной комиссии Института береговой охраны ФСБ России, оформленным протоколом от 30 января 2023 года № 3, Чобанян В.Р. снята с учета нуждающихся указанного института в жилых помещениях в <адрес> края в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, на который была принята и где состояла в связи с прохождением военной службы.
Поскольку, Чобанян В.Р., будучи военнослужащей, оспаривает действия воинских должностных лиц Института береговой охраны ФСБ России, нарушающие, по ее мнению, ее право на обеспечение жилым помещением за счет государства в связи с прохождением военной службы, соответствующее административное исковое заявление может быть подано только в гарнизонный военный суд.
В связи с дислокацией в г. Анапе, согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2020 года № 466-ФЗ «О территориальной юрисдикции гарнизонных военный судов» на Институт береговой охраны ФСБ России распространяется юрисдикция Новороссийского гарнизонного военного суда, расположенного по адресу: 353921, <адрес>.
С учетом ч. 3 ст. 24 КАС РФ административный иск также может быть подан только в Новороссийский гарнизонный военный суд.
Таким образом, административное исковое заявление Чобанян В.Р. не подсудно Анапскому городскому суду Краснодарского края.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, суд возвращает административное исковое заявление, если оно не подсудно данному суду.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: 353921, <░░░░░>.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ / ░░░░░░░ / ░.░. ░░░░░░░░