Дело №г.
УИД 50RS0003-01-2023-004205-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года г/о Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Тяпкиной Н. Н.,
при секретаре судебного заседания Петренко В. А.,
с участием представителя прокурора Воскресенской городской прокуратуры Кисловой Н. И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя Воскресенского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению городского округа Воскресенск Московской области «Благоустройство и озеленение» об обязании разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения
установил:
Заместитель Воскресенского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Воскресенский городской суд Московской области с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению городского округа Воскресенск Московской области «Благоустройство и озеленение» об обязании разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения, мотивируя свои требования тем, что Воскресенской городской прокуратурой осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) органами государственной власти, их собственниками и эксплуатирующими организациями.
Установлено, что по адресу: <адрес> расположена ГТС - плотина <адрес> (плотина мелководного водохранилища на ручье без названия (<адрес>), №, площадью 1892,9 кв.м.
Собственником ГТС является Администрация городского округа Воскресенск Московской области.
На основании постановления главы г.о. Воскресенск от 13.04.2020 № 1426 «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование муниципальному казенному учреждению «Благоустройство и озеленение» ГТС - плотина <адрес> (плотина мелководного водохранилища на ручье без названия (<адрес>) передано в безвозмездное пользование ответчику.
В соответствии с Заключением Министерства экологии и природопользования Московской области от 15.11.2021г. № 25ИСХ-27918 по расчету размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в результате аварий гидротехнических сооружений плотины д. Ратчино (плотина мелководного водохранилища на ручье без названия (Любовка), общий ущерб при аварии плотины составит 34980411,72 рублей (в случае наиболее тяжелой аварии) и 8845102,93 рублей (в случае наиболее вероятной аварии).
До настоящего времени декларация безопасности гидротехнических сооружений плотины д. Ратчино (плотина мелководного водохранилища на ручье без названия (Любовка) не разработана, что установлено в акте регулярного обследования гидротехнических сооружений плотины д. Ратчино.
Необеспечение разработки и непредставление в уполномоченный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения нарушают требования законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, на что указывалось в представлении прокурора от 24.03.2023г. № 7-07-2023.
Однако, до настоящего времени декларация безопасности указанного в иске ГТС не разработана и в установленном порядке не утверждена.
Неисполнение указанных обязанностей нарушает права неопределённого круга лиц на обеспечение безопасности ГТС, в том числе, при возникновении чрезвычайных ситуаций на ГТС.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон N 117-ФЗ).
В соответствии с абз. 6 ст. 3 Закона N 117-ФЗ, безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В соответствии со ст. 8 Закона N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в том числе, следующих общих требований:
- обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
- представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
- непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
- осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Согласно ст. 9 Закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В силу положений ст. 10 Закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Согласно ст. 19 Закона N 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются: строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения без соответствующего разрешения; невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения; невыполнение предписаний органов государственного надзора; нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Согласно абз.3 ст. 8 Закона N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется, в том числе, на основании требований представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
В силу абз.7 ст. 3 Закона N 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
Согласно ст. 10 Закона N 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Статьей 7 Закона N 117-ФЗ установлено, что сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Представитель Воскресенской городской прокуратуры Кислова Н. И. в судебное заседание явилась и пояснила, что все изложенное в исковом заявлении поддерживает и подтверждает, дополнений не имеет.
Представитель ответчика МБУ городского округа Воскресенск Московской области «Благоустройство и озеленение» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, при этом признал исковые требования в полном объеме; последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны. Заявление о признании исковых требований приобщено к материалам дела.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Воскресенск Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу положений абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что признание иска ответчиком сделано добровольно, что подтверждается его письменным заявлением, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает необходимым принять данное признание иска, а исковые требования Заместителя Воскресенского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению городского округа Воскресенск Московской области «Благоустройство и озеленение» об обязании разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения, удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Заместителя Воскресенского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению городского округа Воскресенск Московской области «Благоустройство и озеленение» об обязании разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Воскресенск Московской области «Благоустройство и озеленение» в срок до 30.12.2024 года разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения – плотины д. Ратчино (плотина мелководного водохранилища на ручье без названия (Любовка).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 18 декабря 2023 года.
Судья Тяпкина Н. Н.