Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-14/2023 (2-844/2022;) ~ М-805/2022 от 31.10.2022

                     Дело № 2-14/2023

УИД 53RS0015-01-2022-001031-26

Решение

именем Российской Федерации

10 января 2023 года                   п.Шимск

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Киселёв Д.А.,

при секретаре Митрофановой Н.Г.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Шимского района Новгородской области Никитиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Шимская центральная районная больница " об обязании оборудовать системой пожарной сигнализации ФАП в д.Горное Веретье Шимского района,

установил:

Прокурор Шимского района Новгородской области обратился в суд с иском к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Шимская центральная районная больница" (далее - ГОБУЗ "Шимская ЦРБ") об обязании оборудовать системой пожарной сигнализации ФАП в д.Горное Веретье Шимского района, в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой Шимского района проверки исполнения законодательства в сфере здравоохранения в деятельности ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" установлено, что ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" на основании лицензии ЛО-53-01-001419 от 18.11.2020 осуществляет медицинскую деятельность в ФАПе, расположенном по адресу: Шимский район, д.Горное Веретье, д.23. Здание указанного ФАПа передано от администрации Шимского муниципального района в безвозмездное пользование ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" по договору №115 от 02.11.2016 и акта приема-передачи муниципального недвижимого имущества. На основании дополнительного соглашения от 24.03.2022 срок действия вышеуказанного договора безвозмездного пользования имуществом продлен до 01.11.2026. Проверкой установлено, что в нарушение требований ст.ст.54,83,91 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.11 таблицы 1 Правил ФАП не оборудован системой пожарной безопасности. ФАП является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - медицинских работников, пациентов (граждан, обратившихся за медицинской помощью), состав которых постоянно меняется. Изложенное свидетельствует о невыполнении ГОБУЗ "Шимская ЦРБ", осуществляющим длительное время (с ноября 2016 года) медицинскую деятельность в ФАПе в д.Горное Веретье д.23, требований пожарной безопасности, что нарушает права лиц, обращающихся за медицинской помощью, персонала медицинского учреждения, создаёт угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного в ФАПе. Просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать системой пожарной сигнализации ФАП, расположенный по адресу: Шимский район, д.Горное Веретье, д.23.

В судебном заседании представитель истца - прокурор Никитина А.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

          Представитель ответчика ГОБУЗ "Шимская ЦРБ", надлежаще извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении дела не заявил.

Представители третьих лиц- Министерства здравоохранения Новгородской области, администрации Шимского муниципального района, надлежаще извещенные о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явились, причина неявки не известна.

          Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья.

Согласно п. 1,5 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закона о пожарной безопасности). В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Согласно п.1 Закона о пожарной безопасности, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.20).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 34 Закона о пожарной безопасности, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно статье 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), данный Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно ч.1 ст.4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (ч. 3 ст. 4 того же закона).

Пунктом 3 статьи 52 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов, в частности, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

В соответствии с частью 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска (ст.91).

Приказом МЧС России от 20 июля 2022 года №539 утвержден свод правил "Система противопожарной защиты. Перечень здания, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами. Требования пожарной безопасности" (далее - Правила).

Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения (далее - АУП) и системами пожарной сигнализации (далее - СПС) при их проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, изменении функционального назначения, а также при техническом перевооружении (п.1.1).

Согласно п.4.8 Правил, перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и (или) СПС, представлен в таблицах 1 - 4.

В силу п.11 таблицы 1 Правил здания общественного и административно-бытового назначения подлежат оборудованию СПС.

Как следует из материалов дела, ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" является медицинской организацией и на основании лицензии ЛО-53-01-001419 от 18.11.2020 осуществляет свою медицинскую деятельность в ФАП, расположенном по адресу: Новгородская область, Шимский район, д.Горное Веретье, д.23.

На основании договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом от 2 ноября 2016 года №115, администрация Шимского муниципального района Новгородской области передала в безвозмездное пользование ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" муниципальное недвижимое имущество, в том числе, здание фельдшерско-акушерского пункта в д.Горное Веретье Шимского района, на срок 5 лет до с 2.11.2016 по 01.11.2021.

Дополнительным соглашением к договору безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом от 2 ноября 2016 года №115, от 24 марта 2022 года, срок действия договора установлен на срок 10 лет с 02.11.2016 по 01.11.2026.

Из сведений Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Солецкому и Шимскому районам ГУ МЧС России по Новгородской области усматривается, что 7 сентября 2022 года инспектором ОНДиПР совместно с прокурором Шимского района проведено обследование зданий ФАП ГОБУЗ "Шимская ЦРБ", в том числе ФАП по адресу: Шимский район, д.Горное Веретье, д.23, в ходе которого выявлены нарушения п.4 ст.4, п.2 ч.1 ст.6, ст.54, ст.83, ст.91 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.11 таблицы 1 СП 486.1311500.2020, а именно на объекте защиты не оборудована система пожарной сигнализации.

Таким образом, здание ФАП ГОБУЗ "Шимская ЦРБ", являющееся медицинским учреждением, в силу действующего законодательства должно быть оборудовано системой пожарной сигнализации.

В судебном заседании установлено, что здание ФАП ГОБУЗ "Шимская ЦРБ", расположенное по адресу: Новгородская область, Шимский район, д.Горное Веретье, д.23, системой пожарной сигнализации не оборудовано. Данный факт подтверждается актом проверки и не оспаривался представителем ответчика.

Исходя из анализа приведенных норм материального права, с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что нарушение ответчиком норм пожарной безопасности нарушает права лиц, обращающихся за медицинской помощью, персонала медицинского учреждения, создаёт угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного в ФАП. Осуществление деятельности медицинского учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности.

ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" в соответствии с Уставом является самостоятельным юридическим лицом, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации наделено правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, несет бремя его содержания.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных временных и материальных затрат, суд полагает возможным установить испрашиваемый истцом срок.

Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 9 ч.2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

На основании ч.4 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст.11, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Шимская центральная районная больница" об обязании оборудовать системой пожарной сигнализации ФАП в д.Горное Веретье Шимского района удовлетворить.

Обязать государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Шимская центральная районная больница", ИНН 5319001833, ОГРН 1025301787059, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать системой пожарной сигнализации ФАП, расположенный по адресу: Новгородская область, Шимский район, д.Горное Веретье, д.23.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца.

Председательствующий                                                                Д.А.Киселёв

2-14/2023 (2-844/2022;) ~ М-805/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Шимского района Новгородской области
Ответчики
ГОБУЗ "Шимская ЦРБ"
Другие
Администрация Шимского муниципального района
Министерство здравоохранения Новгородской области
Суд
Солецкий районный суд Новгородской области
Судья
Киселёв Дмитрий Алексеевич
Дело на странице суда
solecky--nvg.sudrf.ru
31.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2022Передача материалов судье
02.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2022Судебное заседание
12.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2023Судебное заседание
10.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2023Дело оформлено
11.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее