Дело № 2-14/2023
УИД 53RS0015-01-2022-001031-26
Решение
именем Российской Федерации
10 января 2023 года п.Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Киселёв Д.А.,
при секретаре Митрофановой Н.Г.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Шимского района Новгородской области Никитиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Шимская центральная районная больница " об обязании оборудовать системой пожарной сигнализации ФАП в д.Горное Веретье Шимского района,
установил:
Прокурор Шимского района Новгородской области обратился в суд с иском к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Шимская центральная районная больница" (далее - ГОБУЗ "Шимская ЦРБ") об обязании оборудовать системой пожарной сигнализации ФАП в д.Горное Веретье Шимского района, в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой Шимского района проверки исполнения законодательства в сфере здравоохранения в деятельности ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" установлено, что ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" на основании лицензии ЛО-53-01-001419 от 18.11.2020 осуществляет медицинскую деятельность в ФАПе, расположенном по адресу: Шимский район, д.Горное Веретье, д.23. Здание указанного ФАПа передано от администрации Шимского муниципального района в безвозмездное пользование ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" по договору №115 от 02.11.2016 и акта приема-передачи муниципального недвижимого имущества. На основании дополнительного соглашения от 24.03.2022 срок действия вышеуказанного договора безвозмездного пользования имуществом продлен до 01.11.2026. Проверкой установлено, что в нарушение требований ст.ст.54,83,91 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.11 таблицы 1 Правил ФАП не оборудован системой пожарной безопасности. ФАП является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - медицинских работников, пациентов (граждан, обратившихся за медицинской помощью), состав которых постоянно меняется. Изложенное свидетельствует о невыполнении ГОБУЗ "Шимская ЦРБ", осуществляющим длительное время (с ноября 2016 года) медицинскую деятельность в ФАПе в д.Горное Веретье д.23, требований пожарной безопасности, что нарушает права лиц, обращающихся за медицинской помощью, персонала медицинского учреждения, создаёт угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного в ФАПе. Просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать системой пожарной сигнализации ФАП, расположенный по адресу: Шимский район, д.Горное Веретье, д.23.
В судебном заседании представитель истца - прокурор Никитина А.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГОБУЗ "Шимская ЦРБ", надлежаще извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении дела не заявил.
Представители третьих лиц- Министерства здравоохранения Новгородской области, администрации Шимского муниципального района, надлежаще извещенные о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явились, причина неявки не известна.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья.
Согласно п. 1,5 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закона о пожарной безопасности). В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно п.1 Закона о пожарной безопасности, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.20).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 34 Закона о пожарной безопасности, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно статье 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), данный Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно ч.1 ст.4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (ч. 3 ст. 4 того же закона).
Пунктом 3 статьи 52 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов, в частности, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В соответствии с частью 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска (ст.91).
Приказом МЧС России от 20 июля 2022 года №539 утвержден свод правил "Система противопожарной защиты. Перечень здания, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами. Требования пожарной безопасности" (далее - Правила).
Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения (далее - АУП) и системами пожарной сигнализации (далее - СПС) при их проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, изменении функционального назначения, а также при техническом перевооружении (п.1.1).
Согласно п.4.8 Правил, перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и (или) СПС, представлен в таблицах 1 - 4.
В силу п.11 таблицы 1 Правил здания общественного и административно-бытового назначения подлежат оборудованию СПС.
Как следует из материалов дела, ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" является медицинской организацией и на основании лицензии ЛО-53-01-001419 от 18.11.2020 осуществляет свою медицинскую деятельность в ФАП, расположенном по адресу: Новгородская область, Шимский район, д.Горное Веретье, д.23.
На основании договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом от 2 ноября 2016 года №115, администрация Шимского муниципального района Новгородской области передала в безвозмездное пользование ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" муниципальное недвижимое имущество, в том числе, здание фельдшерско-акушерского пункта в д.Горное Веретье Шимского района, на срок 5 лет до с 2.11.2016 по 01.11.2021.
Дополнительным соглашением к договору безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом от 2 ноября 2016 года №115, от 24 марта 2022 года, срок действия договора установлен на срок 10 лет с 02.11.2016 по 01.11.2026.
Из сведений Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Солецкому и Шимскому районам ГУ МЧС России по Новгородской области усматривается, что 7 сентября 2022 года инспектором ОНДиПР совместно с прокурором Шимского района проведено обследование зданий ФАП ГОБУЗ "Шимская ЦРБ", в том числе ФАП по адресу: Шимский район, д.Горное Веретье, д.23, в ходе которого выявлены нарушения п.4 ст.4, п.2 ч.1 ст.6, ст.54, ст.83, ст.91 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.11 таблицы 1 СП 486.1311500.2020, а именно на объекте защиты не оборудована система пожарной сигнализации.
Таким образом, здание ФАП ГОБУЗ "Шимская ЦРБ", являющееся медицинским учреждением, в силу действующего законодательства должно быть оборудовано системой пожарной сигнализации.
В судебном заседании установлено, что здание ФАП ГОБУЗ "Шимская ЦРБ", расположенное по адресу: Новгородская область, Шимский район, д.Горное Веретье, д.23, системой пожарной сигнализации не оборудовано. Данный факт подтверждается актом проверки и не оспаривался представителем ответчика.
Исходя из анализа приведенных норм материального права, с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что нарушение ответчиком норм пожарной безопасности нарушает права лиц, обращающихся за медицинской помощью, персонала медицинского учреждения, создаёт угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного в ФАП. Осуществление деятельности медицинского учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности.
ГОБУЗ "Шимская ЦРБ" в соответствии с Уставом является самостоятельным юридическим лицом, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации наделено правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, несет бремя его содержания.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных временных и материальных затрат, суд полагает возможным установить испрашиваемый истцом срок.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 9 ч.2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
На основании ч.4 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.11, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Шимская центральная районная больница" об обязании оборудовать системой пожарной сигнализации ФАП в д.Горное Веретье Шимского района удовлетворить.
Обязать государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Шимская центральная районная больница", ИНН 5319001833, ОГРН 1025301787059, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать системой пожарной сигнализации ФАП, расположенный по адресу: Новгородская область, Шимский район, д.Горное Веретье, д.23.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца.
Председательствующий Д.А.Киселёв