Мотивированное решение изготовлено 30.12.2022 г
2-1-1258/2022
66RS0035-01-2022-002068-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2022 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Хомутинниковой Е.Ю., при секретаре Медведевой М.Д. с участием представителя истца – помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Расторгуева Л.А., представителя ответчика администрации МО Красноуфимский округ Полежаева В.В., представителя ответчика <адрес> территориального отдела Абзалова О.Р., представителя Отдел ЖКХ Администрации МО Красноуфимский округ Токарева А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Красноуфимский округ о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Красноуфимский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО <адрес> о возложении обязанности, указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры области проведены проверочные мероприятия в сфере реализации органами местного самоуправления полномочий в области земельных правоотношений.
Установлено что при проверке соблюдения Администрацией МО <адрес> требований федерального законодательства в сфере обеспечения коммунальной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям, выявлены нарушения.
Согласно информации, представленной администрацией МО <адрес> от <дата> №1-109/2014 многодетным семьям в <дата> - истекшем периоде <дата> года в <адрес> предоставлено 26 земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
В структуре поселка городского типа <адрес> в <адрес> расположены <адрес>, которые не обеспечены инженерной инфраструктурой.
Вместе с тем, в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от <дата> №1-109/2014 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно- коммунальных услуг» предоставленные земельные участки не обеспечены надлежащей инфраструктурой, а именно отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в виде газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, автомобильной дорогой общего пользования.
В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства межрайонной прокуратурой <дата>, в том числе в рамках досудебного урегулирования данного вопроса в адрес главы администрации муниципального образования <адрес> внесено представление об устранении нарушений требований земельного законодательства.
Представление рассмотрено, одно лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. В соответствии с ответом на представление от <дата> №1-109/2014 причиной невыполнения указанных требований федерального законодательства является отсутствие необходимых финансовых средств в бюджете муниципального образования <адрес> для указанных нужд.
В связи с чем, просит суд обязать Администрацию МО <адрес> в срок до <дата>, провести работы по строительству централизованной системы водоснабжения, газоснабжения, установку стационарного освещения на участках автомобильных дорог и оборудовать автомобильные дороги элементами обустройства - тротуарами в поселке городского типа <адрес>.
В судебном заседании представитель истца – помощник Красноуфимского межрайонного прокурора Расторгуева Л.А., настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Администрации МО <адрес>, действующий на основании доверенности Полежаев В.В. требования не признал, пояснил, что Администрация МО <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является <адрес> территориальный отдел.
Представитель ответчика начальник <адрес> территориального отдела, действующий на основании распоряжения Абзалов О.Р. требования признал, пояснил, что по данным видам работ уже отсыпали грунтом две дороги по <адрес> будут выделены деньги, все будет сделано. <адрес> улиц нет. Есть улицы: <адрес>.
Привлеченный к участию в деле в качестве 3 лица на стороне ответчика Отдел ЖКХ Администрации МО <адрес> в судебном заседании представитель Токарев А.С., пояснил, что <адрес> со стороны ОМС обеспечен. Теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение - подключение необходимость граждан. Они имеют возможность подключиться к данным ресурсам.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с разделом 3 паспорта национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от <дата> №1-109/2014, в структуру национального проекта входит среди прочих федеральный проект «Жильё».
Согласно паспорту федерального проекта «Жильё», утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от <дата> №1-109/2014 целью федерального проекта является увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год в том числе за счет реализации мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, включая наличие целевых показателей по объему ввода жилья, построенного населением.
В силу п.п. 4, 5 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от <дата> №1-109/2014 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Устава Муниципальное образование <адрес>, наделено статусом городского округа <адрес> «Об установлении границ муниципального образования <адрес> и наделении его статусом городского округа» от <дата> №1-109/2014
Согласно п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования <адрес> к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> года №1-109/2014 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №1-109/2014 от <дата>), согласно которым коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 2).
Согласно подпунктам «в», «г» п. 3 Правил №1-109/2014 от <дата> предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении №1-109/2014.
В соответствии с п. 4 Правил потребителю, в числе прочих услуг, может быть предоставлена услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона Российской Федерации от <дата> №1-109/2014 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» названный Закон направлен на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений.
Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от <дата> № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», который определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения.
В соответствии с Государственной программой <адрес> «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в <адрес> до <дата> года», утвержденной Постановлением <адрес> от <дата> №1-109/2014-ПП, Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства <адрес> является ответственным исполнителем государственной программы.
Данной государственной программой предусмотрено получение муниципальным образованием, расположенным на территории <адрес>, субсидий из областного бюджета с целью осуществления мероприятий по развитию и модернизации систем коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, проектов капитального строительства муниципального значения по развитию газификации, а также мероприятий муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Строительство и проектирование объектов газоснабжения давлением до 1,2 МПа на территории <адрес> осуществляется в рамках мероприятий, предусмотренных, в том числе, подпрограммой 4 «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности <адрес>» государственной программы развития жилищно- коммунального хозяйства.
Газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Согласно ст. 7 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 1 Федерального Закона от <дата> №1-109/2014 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения) в качестве основной задачи определяет охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законами субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (п. 1); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2).
В силу статьи 13 Закона о безопасности дорожного движения, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В соответствии со ст. 21 Закона о безопасности дорожного движения мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (п. 1), разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (п. 2).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.18.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) под элементами обустройства автомобильных дорог понимаются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, пешеходные дорожки, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В п. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ закреплено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 15 указанного закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В п. п. 1, 5, 10, 11, 12 ст. 3 указанного закона: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя, в том числе, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся, в том числе, и объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
На основании ст. 34 Федерального закона 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Данные полномочия органов местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Отсутствие водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, уличного освещения и тротуаров нарушает права жильцов не только как потребителей коммунальных услуг, но и их конституционное право на достойную жизнь.
Положения изложенных норм обязывают органы местного самоуправления обеспечить водоснабжение и газоснабжение, уличное освещение, обустройство дорог, улиц тротуарами в границах муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что в поселке городского типа <адрес> отсутствуют улицы: <адрес>.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является <адрес> территориальный отдел Администрации МО <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░