Дело № 2-459/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Акъяр 06 сентября 2023 года
Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фатхутдиновой Г.И.,
с участием представителя ответчика администрации МР Хайбуллинский район РБ Кудрявцевой Ю.А.,
при секретаре Валявиной У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юнусовой <данные изъяты> к администрации МР Хайбуллинский район РБ, администрации сельского поселения Абишевский сельсовет МР Хайбуллинский район РБ об обязании выплатить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения,
установил:
Юнусова В.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МР Хайбуллинский район РБ об обязании выплатить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения, мотивируя тем, что истец является инвалидом 1 группы, членом семьи умершего участника ВОВ, в связи с чем, обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, однако, истцу было отказано в виду того, что истец имеет лишь льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О Ветеранах». Истец полагает отказ необоснованным, поскольку в настоящее время она имеет инвалидность первой группы, является членом семьи умершего участника ВОВ, о чем имеется соответствующее удостоверение, матерью героиней, также жилое помещение, расположенное по адресу РБ, <адрес>, в котором истец проживает, имеет степень износа 96,2 % и не пригодно для проживания и ссылаясь на положения ФЗ «О Ветеранах», положения ст. ст. 51, 52, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации просит признать решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГг. незаконным, признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включить в список граждан- получателей социальных выплат на приобретения жилья, обязать выплатить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве соответчика администрация сельского поселения Абишевский сельсовет МР Хайбуллинский район РБ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков ГКУ Управление по реализации жилищных программ РБ, Правительства РБ, Министерства строительства и архитектуры РБ.
В судебное заседание истец Юнусова В.С. не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, от представителя истца поступило заявление об отказе от исковых требований.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков ГКУ Управление по реализации жилищных программ РБ, Правительства РБ, Министерства строительства и архитектуры РБ не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В судебное заседание представитель администрации сельского поселения Абишевский сельсовет МР Хайбуллинский район РБ не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель администрации МР Хайбуллинский район РБ исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать, суду пояснила, что истец при обращении к ответчику права на получение жилья не имела, так как имела статус ветерана ВОВ с правами и льготами, установленными ст. ст.20 ФЗ «О Ветеранах», которые не давали право истцу на обеспечение жилым помещением. Истец с удостоверением члена погибшего (умершего) инвалида или участника ВОВ и ветерана боевых действий от 14 апреля 2023г., дающий право истцу на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем не обращалась, также истцом не было подано заявление о постановке на учет как нуждающейся и предоставлении благоустроенного жилого помещения. Требования истца в части признания нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обосновано заявлены к администрации МР Хайбуллиснкий район РБ, истец не лишена возможности обратиться с данными требованиями в администрацию сельского поселения Абишевский сельсовет МР Хайбуллинский район, данное право ответчиком не нарушено и защите либо восстановлению не подлежит. Кроме того, в настоящее время истцу выдан сертификат на приобретение жилого помещения.
Выслушав лица, явившегося в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 20 Закона Республики Башкортостан от 13.10.1994 N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки, за исключением обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 названного Закона указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Отношения, связанные с осуществлением права граждан на жилище, регламентируются нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищным кодексом Российской Федерации, определяющим общие параметры в этой сфере правового регулирования.
Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии их на учет не по месту своего жительства (часть 3).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (часть 4).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГг. истцу выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны с правами и льготами, установленными ст. 20 ФЗ «О Ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГг. истец обратилась в администрацию МР Хайбуллинский район РБ с заявлением о предоставлении благоустроенной квартиры, при этом указала, что является вдовой ветерана ВОВ, ветераном ВОВ, ветераном труда, матерью-героиней, проживает в жилом помещении, находящемся в аварийном состоянии, имеет инвалидность второй группы и проживать в данном жилом помещении небезопасно.
ДД.ММ.ГГГГг. ответчиком в адрес истца направлено письмо № с указанием на то, что статус ветерана Великой Отечественной войны с правами и льготами, установленными ст. 20 ФЗ «О Ветеранах» не предполагает предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления благоустроенного жилья.
ДД.ММ.ГГГГг. истцу выдано удостоверение члена семьи умершего участника ВОВ с правами на меры социальной поддержки, установленными п.1 ст. 21 ФЗ «О Ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГг. по обращению истца от ДД.ММ.ГГГГг. решением жилищной комиссией администрации сельского поселения Абишевский сельсовет МР Хайбуллинский район РБ истец как вдова участника ВОВ, проживающая в жилом помещении признанного непригодным для проживания признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет при администрации сельского поселения Абишевский сельсовет МР Хайбуллинский район РБ.
ДД.ММ.ГГГГг. постановлением администрации МР Хайбуллинский район РБ № истец на основании п.1 ст. 21 ФЗ «О Ветеранах», решения жилищной комиссии администрации МР Хайбуллинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГг. № включена в список ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников В.В. состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГг. истец приказом ГКУ Управления по реализации жилищных программ РБ включена в республиканский список ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГг. истцу выдан сертификат на приобретение либо строительства жилого помещения и ДД.ММ.ГГГГг. истцом приобретено жилое помещение.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" разграничивает категории "участник Великой Отечественной войны" и "труженик тыла" и предусматривает для них различные меры социальной поддержки, суд приходит к выводу, что истец, обращаясь ДД.ММ.ГГГГг. в администрацию МР Хайбуллинский район РБ с заявлением о предоставлении жилого помещения относилась к категории "труженик тыла" и не относилась к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, поэтому отказ ответчика администрации МР Хайбуллинский район РБ в предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем является обоснованным.
Также из материалов дела следует, что истец с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, с приложением соответствующих документов не обращалась.
Также не имеется сведений об обращении истца в администрацию МР Хайбуллинский район РБ в период времени с ДД.ММ.ГГГГг. (после получения удостоверения члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий) с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем и принятого по такому заявлению (обращению) отказного решения.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что истец в настоящее время признана нуждающейся в жилых помещениях, включена в соответствующие списки и истцу выдан соответствующий сертификат, суд, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем, исковые требования подлежат отказу в удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.